12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ершова Любовь Германовна1391
высшее образование, высшая категория.
Россия, Пермский край, Кунгур
Материал размещён в группе «Я классный - самый классный»
12

Классный час «Пусть не гаснет свет Победы!»



Классный час в 8 классе

«Пусть не гаснет свет Победы!»

Классный час подготовила и провела Ершова Любовь Германовна

МАОУ СОШ №1 г. Кунгур Пермский край

Форма проведения – игра

Тема игры – «Пусть не гаснет свет Победы!»


Презентация "Пусть не гаснет свет Победы!"
PPT / 5.02 Мб

Классный час «Пусть не гаснет свет Победы!"
DOCX / 33.97 Кб

Цель игры: развитие у обучающихся гордости и уважения к подвигам славных защитников Родины.

Задачи:

Способствовать формированию чувства гражданской ответственности за судьбу своей Родины.

Воспитывать у молодого поколения глубокое уважение к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

Девиз игры: «Чем смелее идём к намеченной цели, тем скорее к победе придём!»

Правила игры:

В игре принимают участие 4 команды по 7 человек.

Таблица, состоящая из 36 пустых клеток.

Участники выбирают сектор задания, отвечают на вопрос. В случае правильного ответа – получают заработанные баллы. Если команда не отвечает, отвечают другие участники игры, и им присчитываются заработанные баллы.

Например. Б – 10. это означает вопрос сектор «Битвы», стоимость правильного ответа 10 баллов.

ИГРОВОЕ ПОЛЕ

           
           
           

П

О

Б

Е

Д

А

           
           
           

Каждая буква в слове «Победа» означает какой-либо сектор:

П – песня-оружие воина.

О – ордена времён ВОВ.

Б – битвы.

Е – единство городов-героев.

Д – дети-герои.

А – авиация ВОВ.

Победа сегодня достанется той команде, которая наберёт большее количество баллов.

Слайд 1.

Добрый день, дорогие друзья!

Здравствуйте, участники сегодняшнего мероприятия. Наша викторина посвящается памяти событий Великой Отечественной войны. Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.

Эта жестокая война круто изменила жизнь людей, живущих в Советском Союзе. На фронт ушло огромное количество мужского трудоспособного населения страны.

За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком защитники страны прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.

Мы собрались сегодня, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры.

Слайд 2.

Правила игры.

Слайд 3.

Таблица.

Слайд 4 – 39.

Игра.

Сектор «Песня – оружие воина»

24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.Лебедева-Кумача, которое стало словами главной песни Великой Отечественной войны. Этой песней шли советские войска громить врага. «Бессмертная песня» – так назвал её впоследствии маршал Советского Союза Г.К.Жуков. О какой песне идёт речь? («Священная война»)

Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот, где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. В начале 1942 года композитор К.Листов написал мелодию к стихотворению. Так была создана эта песня. Назовите её. («Землянка»)

Какая песня зашифрована в следующей загадке:

На пушку не похоже,

А палит – дай Боже.

Имя нежное, да не всем любимое:

Кому поёт, того и бьёт.

Девушка ходит – песню заводит,

Немец услышит и сразу не дышит.

Красная девица – гроза для фрицев,

Стоит ей запеть – немцу верная смерть. («Катюша»)

Поэт А.Суриков пишет: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с кованными строками «Идёт война народная», в солдатском сердце теплятся слова лирической песни, созданной поэтом Л.Максимовым и львовскими композиторами Г.Гольд и Г. Петербургским. А слова к этой песне присочинялись во время всей войны». Тема расставания и разлуки, вызванных войной, нашла отражение в одной их любимых песен военных лет, которая впервые прозвучала в ноябре 1942 года в исполнении народной артистки Советского Союза Клавдии Шульженко. О какой песне идёт речь? («Синий платочек»)

У этой песни непростая биография. Написана она вскоре после окончания войны, прозвучала лишь один раз по радио и не исполнялась 15 лет. Литературные и музыкальные критики посчитали, что Победа исключает трагические песни. А песня очень трагична. И только в 1960 году её исполнил Марк Бернес. Иногда её называют «Прасковья». А каково полное название песни? («Враги сожгли родную хату»)

Эта песня впервые прозвучала в художественном фильме режиссера Леонида Лукова «Два бойца». Всенародно любимой военная песня стала после ее исполнения Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины – поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей. Как называется эта песня? («Темная ночь»)

Сектор «Ордена»

Этот орден был учреждён в июле 1942 года для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями. (Орден Александра Невского)

Первым получил этот орден старший лейтенант И. Рубан. Руководя боем стрелкового батальона, прикрывавшего форсирование Дона, он проявил незаурядное военное умение. Какая награда, учрежденная в 1943 году, является высшим военным орденом? (Орден Победы)

Какой орден, учреждённый в период Великой Отечественной войны, был назван именем выдающегося русского полководца, автора книги «Наука побеждать»? (Орден Александра Суворова)

Какими орденами в годы ВОВ награждались флотоводцы и морские офицеры (орденом Ушакова, орденом Нахимова)

Из какого металла сделан орден Славы 2-й и 3-й степеней? (из серебра)

Этот орденский знак сияет золотыми лучами, которые исходят от красной звезды, а сама звезда прикрывает собою кавалерийскую шашку и винтовку пехотинца. (Орден Отечественной войны)

Сектор «Битвы»

  1. Эта крепость была построена в 1833-1838 годах. В 1941 году она первой приняла на себя удар немецко-фашистских захватчиков. Её героическая оборона продолжалась около месяца. Назовите эту крепость (Брестская крепость).

  1. В каком крупном сражении первых месяцев войны родилась Советская гвардия? Сколько месяцев длилось это сражение? (Смоленское сражение – 2 месяца).

  1. Дополнительные баллы.

  1. В каком из великих сражений ВОВ был разработан план операции «Тайфун», которому не суждено было осуществиться благодаря мужеству русских воинов. (Битва под Москвой)

  1. Свыше 3-х месяцев продолжалась героическая оборона города на великой русской реке. Контрнаступление советских войск, начатое 19 ноября 1942 года, закончилось 2 февраля 1943 года окружением и разгромом 33-тысячной группировки гитлеровских армий. Под каким названием вошла эта битва в историю Великой Отечественной войны? (Сталинградская битва)

  1. Это было самое крупное танковое сражение. В нём участвовало дл 1200 танков с обеих сторон. Когда и где оно состоялось? (12 июля 1943 года под деревней Прохоровка)

Сектор «Единство городов-героев»

Этот город-порт на Чёрном море наши войска обороняли 250 дней. 4 июля 1942 года после тяжёлых изнурительных боёв он всё таки был сдан немцам. (Севастополь)

Какой город-герой называли партизанской державой? (Минск)

О каком городе написал эти строки поэт Р.Троянер:

Город-порт, заснеженный и гордый,

Вечно у экзотики в плену.

Город-порт у Кольского фиорда,

Мужественно встретивший войну. (Мурманск)

За оборону этого города погиб лейтенант, поэт и романтик П.Коган. Случилось это у горы Сахарная голова 23 сентября 1942 года. Что это за город? (Новороссийск)

Какому городу – герою посвящены следующие строки:

Там такая была пора,

Что – навечно – к заре лицом

Поднялась Митридат-гора,

Вся исхлёстанная свинцом.

Било время по ней в упор,

Побелели края висков.

В этот город с тех самых пор

Входит слава без пропусков.

Город ей отдаёт ключи,

Держит солнце яркую речь… (Керчь)

О каком городе написаны следующие строки?

900 страшных дней

Славный город-герой

Голодал и творил, и сражался.

Не расстался с мечтой,

Не поник головой,

И на милость врагам он не сдался. (Ленинград)

Сектор «Дети – герои войне»

Имя этого керченского героя вошло в историю бесстрашной борьбы советских людей за освобождение Крыма от фашистских захватчиков. В годы войны отважный пионер помогал подпольщикам, укрывавшимся в катакомбах. О нём написана книга Львом Кассилем и Максимом Поляновским «Улица младшего сына». Кто этот герой? (Володя Дубинин)

Этот ленинградский пионер в годы войны стал юнгой на боевом катере и вскоре за боевую службу был награждён орденом Красной Звезды. В одном из боёв во время вражеского обстрела катеру грозила гибель. Спасая катер, подросток получил тяжёлое ранение и умер на боевом посту. Ему посвящена книга В.Тихомирова «Морской орлёнок». Назовите имя и фамилию юного героя. (Саша Ковалёв)

Она погибла на Донской земле, спасая жизнь своих однополчан, она сумела повести в бой бойцов, а мечтала быть актрисой. О ней написана книга Елены Ильиной «Четвёртая высота». О ком идёт речь? (о Гуле Королёвой)

Когда началась война с фашистскими завоевателями, Лара жила в Ленинградской области. Пионерка связалась с партизанами и стала выполнять их задания. Однажды Лара вместе с партизаном Я.М. Рудашенко подорвала фашистский эшелон. Гитлеровцы схватили юную партизанку и 5 ноября расстреляли её. Именно о ней написала свою книгу Н. Надеждина «Партизанка Лара». Назовите фамилию отважной партизанки. (Михеенко)

Эта повесть, написанная в 1944 году Валентином Катаевым, рассказывает о судьбе простого крестьянского мальчика, осиротевшего в годы Великой Отечественной войны и ставшего сыном полка. Назовите имя главного героя повести «Сын полка». (Ваня Солнцев)

Была создана подпольная организация «Юные мстители», и ее избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – Героя Советского Союза (Зина Портнова).

Сектор «Авиация»

26 июня 1941 года героический подвиг совершил командир эскадрильи. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки фашистских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя. Назовите его имя. (Николай Гастелло)

Этот самолёт был самым массовым боевым самолётом в истории. Конструкторы назвали его «летающим танком», а немецкие пилоты за его живучесть – «бетонным самолётом». (Ил – 2)

С первого дня войны эти самолёты принимали участие в бомбардировках Советского Союза. Этот самолёт является символом фашистской агрессии. («Юнкерс – 87»)

Назовите знаменитый фильм, где прообразом «Маэстро» Титаренко стал дважды герой Советского Союза Виталий Попков. («В бой идут одни старики»)

Легендарный русский лётчик, трижды герой Советского Союза, был грозой для фашистов. (Александр Покрышкин)

Этот советский летчик впервые в истории авиации осуществил таран вражеского самолета в ночных условиях. Это случилось 7 августа 1941 года. За свой подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза. Назовите его имя. (Виктор Талалихин)

Слайд 40.

Подведем итоги нашей игры (подсчет баллов). Награждение победителей.

Слайд 41.

Война закончилась давно, но мы все гордимся подвигами солдат, офицеров, генералов, свято храним память о погибших героях. Мы знаем: пусть пройдет целый век – память о них будет все так же свежа и священна.

Мы сегодня с вами говорили о страшных событиях Великой Отечественной войны. Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю. Фашисты признали свое поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником – Днем Победы.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Используемая литература:

Воронова Е.А. Клуб внеклассных дел: Интеллектуальные вечера и викторины. – Феникс, 2005.

Журнал «Читаем, учимся, играем», № 3-2008.

Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М.: Просвещение, 1988.

Луковников А.Е. Эхо прошедшей войны. – Изд-во «Музыка», Москва, 1983.

Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. – М.: Олма-пресс, 2005.

Опубликовано в группе «Я классный - самый классный»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.