Коммуникативные игры в сочетании со световыми эффектами

6
0
Материал опубликован 11 September 2022

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ В СОЧЕТАНИИ СО СВЕТОВЫМИ

ЭФФЕКТАМИ, КАК СРЕДСТВО ЛУЧШЕГО ВОСПРИЯТИЯ

КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ


Клешнина Е.В.,

Музыкальный руководитель,

Танцуют солнечные блики,

Кружатся с музыкою в лад

Играет Моцарт с лучом света.

Смотри! - родился листопад.

Но, вдруг!

Разлился свет холодный,

Луна застыла в звуке «си».

Вдруг, замерцала зыбкой гладью

Под звуки арфы Дебюсси.

Е.В. Клешнина


Ни для кого не секрет, что раздел «Слушание музыки» дошкольников, а впоследствии у школьников не всегда вызывает положительные эмоции. Так как требует определенного настроя и даже некоторой статичности в поведении. Согласитесь, такие условия для компьютерных гениев явно некомфортны. Да и классическую музыку далеко не в каждой семье принято слушать. А про филармонию и концерты классической музыки даже говорить «не прилично».

Так что же делать нам музыкальным руководителям и учителям музыки со своим «не модным» предметом? Может исправлять сложившуюся ситуацию надо уже сейчас начиная с дошкольников? Так не хочется, чтобы музыка компьютерных и синтезаторных инноваций поглотила творение великих композиторов. Даже если это из мира фантазий и музыка сильных мира сего вечна, наши дети слишком мало хотят с ней общаться. Сделав столь неутешительные выводы, мы нашли свой весьма оригинальный подход к этой проблеме, и родилась методика с использованием световых эффектов в разделе «слушание музыки».

На первом этапе выбираем музыкальное произведение с учетом возрастных особенностей дошкольников лучше, если это будет произведение с конкретным названием, к примеру, Клод Дебюсси «Лунный свет»

Вторым этапом подбираем художественные репродукции к произведению. Предлагаем детям отправить световое письмо, где световыми карандашами нужно нарисовать музыку. Для этого используем маленькие фонарики, которыми под звучащую музыку рисуем на стене то, что мы представляем. Соблюдая при этом тот темп, в котором звучит музыка, а также моменты ускорения и замедления в музыке. С детьми постарше можно использовать графическое изображение предварительно сделать на альбомном листе. Так как в течение рисования, воспитанники слушают произведение несколько раз, их аудиальное восприятие работает независимо от них - это позволяет лучше его запомнить. Можно предложить танец мерцающих фонариков, соблюдая все нюансы произведения.

Последним этапом предлагаю переписать световое письмо на «чистовик», то есть исполнить от начала до конца. Такие занятия ни к чему не обязывают. Фантазия ребенка в свободном полете все ваши действия не будут назидательными и позволят слушать классику с большим интересом. Цель таких занятий предельно проста, как и все гениальное - научить детей не просто слушанию музыки, а слушанию в удовольствие. Эта световая терапия позволяет воспринимать новое, а значит неизведанное, сохраняя устойчивый интерес к занятию.

Если занятия проводятся систематически, можно удивляться какой богатый и созвучный мир фантазии у наших детей. Таким образом, используя современный подход к слушанию музыке, мы способствуем развитию детской фантазии, положительному отношению к классической музыке, что приводит к более легкому переходу от сада к школе. А самое главное желание слушать классику.

Коммуникативная игра «Танец планет»

автор текста Клешнина Е.В.

Цель: Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Развить самостоятельную творческую деятельность.

Музыка: Альбионе «Адажио»

Оборудование: пальчиковые защищенные фонарики по количеству детей.

В зале затемнить окна, создать атмосферу космоса.

Действующие лица: ведущий, комета (ребенок из группы), планет (ребенок из группы), все дети группы.

Дети сидят на стульчиках с выключенными фонариками.

Ведущий (музыкальный руководитель, воспитатель) читает текст под музыку:

Мириады созвездий, миллионы планет

Год за годом нам дарят одиночества свет.

Даже в мире холодном, где кругом тишина

Подружить все планеты, может, лишь теплота.

Ведущий:

Кто - то плачет так горько

В ледяной синеве,

Это плачет планета.

Планета зажигает и направляет фонарик на потолок и читает следующий текст:

Помогите же мне!

Что мне делать?

Услышьте!

Нет иного пути!

Одиночество страшно, мне б подружку найти.

Ведущий:

И она устремилась, одержима мечтой

И не знала, что будет очень трудно одной.

(один ребенок «Планета» изображает включенным фонариком полет планеты на потолке).

Появляется огонек, направленный на потолок второго ребенка, играющего роль «Кометы»

Ведущий:

Ей на встречу комета в вихре танца летит.

Её хвост развиваясь, звездной пылью дрожит.

(Комета с Планетой направляют свет фонариков навстречу друг – другу и ведут диалог)

Комета:

Что ты ищешь подружка?

Почему здесь одна?

Ты бледна и грустна, как большая луна.

Планета:

О, комета родная помоги мне скорей,

Как найти в ледяном синем мире друзей?

Комета:

Не печалься планета, я тебе помогу

Для тебя, дорогая всех друзей соберу

(Комета направляет луч фонарика в сторону остальных детей, и они все зажигают фонарики по направлению потолка)

Этот мир бело - синий станет теплым для всех.

В ледяном царстве света зазвучит звонкий смех.

Ведущий:

Полетела комета, отыскала друзей, чтобы грустной планете

стало вдруг веселей.

Как красиво они танцевали, резвились,

В звездном танце под музыку, будто феи кружились.

(Все остальные дети исполняют импровизированный танец фонариками на потолке)

Игра «Морская фантазия»

​​​​​​​Автор текста Клешнина Е. В.

Музыка В. А. Моцарт Концерт №21 1 часть

Мы словно рыбы в океане свободно плаваем везде (соединенные ладони изображают движение рыб). А повернемся вправо, влево хвостом ударим по воде (движение вправо, влево, хлопок). Давай на глади на зеркальной рисунок сделаем с тобой (ладони вниз водим из стороны в сторону изображая гладкую поверхность). Сначала краской голубою рисуем правою рукой (рисует правая рука). Потом добавим краски темной рисует левая рука (рисует левая рука). Потом добавим краски желтой, лег солнца луч на облака (руки вытянув вверх изображаем солнце, играя пальчиками). Подул легонько свежий ветер, играя волнами слегка (дуем друг на друга). Устали твои руки-рыбки? Пусть отдохнут они пока (Опускают руки вниз и встряхиваем кистями рук). А мы глаза прикроем вместе услышим сердца ровный стук. Оно нам шум дождя грибного напоминает тук, тук, тук (закрываем глаза и кладем руку друг другу на сердце слушаем ритм). Ты красоту сердечной ноты в своих ладонях собери и нежно –нежно тихо-тихо на память другу подари (делаем собирательное движение ладонями и дарим друг другу).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.