12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Денежко Лариса Александровна41
Весёлая и отзывчивая, жизнерадостная, люблю детей, их улыбки и их любознательнось
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

Денежко Л. А.

педагог дополнительного образования

 МАУ ДО г. Хабаровска

Дворец детского творчества «Маленький принц»

Комплекс методик диагностики одаренности

 

Комплекс методик диагностики одаренности. Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности.

Российский психолог А.И. Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости. В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.;

Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу в тандеме с психологом образовательного учреждения важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные).

Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.

 

Изучаемый показатель

Методики

Интеллектуальная одаренность

- Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна. 
- Тест Д. Векслера. 
- Тест Р. Амтхауэра. 
- Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.) 
- Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.), 
- Методика «Школьный тест умственного развития
»

Когнитивные психические процессы

- Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия). 
- Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти. 
- Оценка устойчивости внимания. 
- Оценка переключения внимания. 
- Оценка вербально – логического мышления. 
- Оценка образного мышления. 
- Тест «Куб Линка». 
- Механической понятливости тест (Беннета). 
- Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф). 
- Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие +Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»; Тест «Ведущая репрезентативная система»

Математическая одаренность

Тест на математические способности Г. Айзенк.

Лингвистическая одаренность

- Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя). 
- Тест на вербальные способности. Г. Айзенк. 
- Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).

Творческий потенциал

- Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). 
- Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). 
- Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса) 
- Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). 
- Методика «Предложения». 
- Методика «Классификация». 
- Методика «Две линии». 
- Методика Вартега «Круги». 
- Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. 
- Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)

Мотивация

- Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) 
- Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман) 
- Диагностика структуры учебной мотивации школьника 
- Диагностика мотивационной сферы учащихся младших классов Лускановой 
- Типология мотивов учения «Лесенка побуждений»
(А.И.Божович, И.К.Маркова)

Личность

- Тест 16-PF (Р.Кеттела). 
- Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой). 
- Тест «Акцентуации характера». 
- Характерологический тест Айзенка. 
- Опросник САН 
- Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна). 
- Методика «Несуществующее животное». 
- «Тест школьной тревожности Филлипса».

Социальная одаренность

- Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени). 
- Методика изучения коммуникативных и организаторских умений. 
- Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК). 
- Методика «Q-сортировка». 
- Тест интерперсональной диагностики Т. Лири. 
- Оценка отношений полростка с классом. 
- Методика «Незаконченные предложения».

Комплексные методики для педагогов и родителей

- Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой) 
- Методика оценки общей одаренности (А.И, Савенков) 
- Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

 

Методики выявления и оценки способностей ребенка:

В связи с теоретическим и практическим расширением понятия “одаренный ребенок” и проблемой распознавания одаренных и талантливых детей в самых разных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успеваемости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.

Стандартизированные методы измерения интеллекта

В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта составляют наиболее широко применяемые способы выявления одаренных детей. Тесты могут быть направлены на определение как вербальных, так и невербальных способностей. Следует отметить, что наибольшим предпочтением пользуются методы, которые позволяют определить уровень когнитивного и речевого развития ребенка. В данном случае по сумме контрольных или квалификационных баллов выделяется 7% наиболее способных дошкольников из среды их сверстников.

Шкала интеллекта Станфорд-Бине.

Шкала Станфорд-Бине является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. В заданиях теста делается упор на вербальную сферу, вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакцией. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемою (МА) и IQ (среднее значение IQ равно 100, МA-mental age, в переводе “умственный возраст”). Измерительная система шкалы Станфорд-Бине предполагает, что для того, чтобы квалифицировать ребенка как одаренного, его IQ должен составить 124 балла или выше. Следует добавить, что существуют методики, позволяющие проанализировать оценки мыслительных способностей детей, полученные по системе Станфорд-Бине, исходя из модели структуры интеллекта, разработанной Гилфордом.

Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (WPPSI)

Тест “WPPSI” так же является индивидуальным и применяется для измерения общих умственных способностей. Шкала Векслера состоит из двух частей вербальной шкалы, содержащей 6 субтестов. Субтесты вербальной шкалы включают задания на осведомленность, понимание, арифметические задания, нахождение сходства, словарный запас, оперативная память на цифры. Шкалу действия образуют субтесты на недостающие детали, последовательные картинки, кубики Коса, складывание фигур, шифровка, лабиринты.

Тест Слоссона измерения интеллекта детей и взрослых (“SIT”)

Тест Слоссона разработан для индивидуального измерения вербального интеллекта как у взрослых, так и у детей. Характерно, что, как правило, все задания теста предполагают устные ответы. Исключение составляют несколько заданий для маленьких детей, которые требуют двигательной реакции (с использованием бумаги и карандаша). Этот тест позволяет определить умственный возраст и IQ испытуемых. Квалифицированным результатом в данном случае является цифра 120 и выше.

Колумбийская шкала умственной зрелости (“CMMS”)

Колумбийская шкала (“CMMS”) предназначена для индивидуального обследования детей, имеющих сенсорные, двигательные или речевые нару-шения. Согласно условиям теста, испытуемым предлагается найти различия в 92 предъявляемых рисунках. Испытуемые в данном случае должны жестом указать на те рисунки, которые по их мнению, отличаются от других. При помощи этого теста измеряется уровень общих аналитических способностей детей, проявляющихся в умении различать цвета, формы, числа, размеры, символы и т.п. Тест включает задания на перцептивную классификацию, а также абстрактное оперирование символическими понятиями.

Рисуночный тест на интеллект

Тест предназначен для измерения общих умственных способностей де-тей от 3 до 8 лет, в том числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 видов на определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знаний величин и чисел, память. По условиям теста в качестве ответа от ребенка требуется лишь указать на тот или иной из имеющихся вариантов. Полученные таким образом предварительные результаты преобразуются в показатели умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показателем общего умственного развития служит индекс общего познания. Непосредственно для выявления творческой одаренности Дж. Гилфор-дом в университете штата Калифорния были разработаны тесты, выявляющие такие особенности дивергентного мышления как легкости, гибкости и точности. К задачам образования адаптировал южнокалифорнийские тесты Э. Торренс.

Тесты творческого мышления Торренса

12 тестов творческого мышления Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая батарея обозначается как словесное творческое мышления, вторая – изобразительное творческое мышление, третья – словесно-звуковое творческое мышление. С тем чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются веселыми занятиями. Тесты предназначены для использования в дошкольных образовательных учреждениях и в начальных классах общеобразовательной школы. Таким образом, перед учителями начальных классов стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Литературные источники и практический опыт показывает, что для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя. Во многих странах идет поиск способов идентификации одаренных детей. Эти вопросы рассматриваются как общенациональные задачи.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.