12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Сямтомова1317
Не бойтесь браться за то, чего вы делать не умеете. Любитель построил ковчег, а профессионалы – "Титаник".
Россия, Коми респ., Объячево
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

Комплексный анализ текста по теме «Обособленные члены предложения» 8 класс.

Прочитай текст.

____________________________

1)Рано утром Виктор отправился. 2) Путь его лежал по узкому озеру Лодма-ты. 3) Ночью припорошило, нарта катилась мягко. 4) Сле­ва, где стлался по берегу мелкий ивняк, вылетела стая куропаток, комочки крахмальной чистоты. 5) Зимние куропатки молчаливы, словно боятся они нарушить дремотную тишину.

6) Светало. 7) К озеру подступили кисейные березы, мороз соткал хрупкую паутину в ветвях. 8) А дальше, на крутом склоне, застыли старые сосны разрумяненные студеной зарей, и лиственницы, ве­личавые и рябые.

9) Виктор остановил упряжку. 10) В полукилометре сидел огромный черный глухарь. 11) Виктор развязал лыжи-лямпы, обклеенные с подошвы оленьим камысом. 12) Они у него всегда привязаны к нарте.

13) Эти лыжи когда-то подарил ему отец. 14) Наказывал беречь как глаза свои. 15) Он сам много лет на них ходил, до конца жизни. 16) Видимо, не раз переклеивал их гладкошерстный камыс. 17) А дереву все износа нет: умел выбрать. 18) И Виктору еще послужат. 19) А как же без них?

20) Лямпы заменяют оленеводу в тайге упряжку. 21) На оленях не проедешь через густой ельник, в березняке застрянешь, и молодой сосняк не пропустит. 22) Упряжке простор нужен, да и сугробы ме­шают. 23) Вот и ищи болота, петляй по руслам рек, по большим и малым озерам. 24) А широкие и легкие лыжи почти не тонут даже в очень рыхлом снегу. 25) Но не это самое главное: на них без палки можно подняться на любой крутой склон. 26) Эти чудесные лыжи хорошо скользят только вперед. 27) Одинаково служат они и в мороз, и в сырость...

28) Даже в короткий зимний день пастух, обходя оленьи тропы, преодолевает на лыжах километров тридцать-сорок. 29) Если в тунд­ре о нем судят по бойкой упряжке, то в тайге — по самодельным лямпам. 30) Чтобы вытесать их, хозяин долго подбирает дерево. 31) И не простое. 32) Тут нужна самая стройная сосна, и не вся, а только сол­нечная ее половинка - ,ядреная, просмоленная. 33) Лишь таким лы­жам можно довериться в пути, как другу, как надежному спут­нику... ( по Е. Рочеву)

1. Озаглавь текст.

2. Почему отец Виктора наказывал беречь лямпы «как глаза свои»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В тайге судят об оленеводе не по бойкой упряжке, а по самодельным лямпам. Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определи лексическое значение выделенного слова в предложении 16 ? К какому словарю ты обратишься?

________________________________________________________________________________

5. Из предложения 8 выпиши обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

________________________________________________________________________________

6. Из предложений 4 - 10 выпиши номер предложения, в котором присутствует обособленное распространенное приложение.

________________________________________________________________________________

7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обособленном члене предложения..

А дальше,(1) на крутом склоне,(2) застыли старые сосны разрумяненные студеной зарей,(3) и лиственницы,(4) ве­личавые и рябые

_______________________________________________________________________________

8. Разбери выделенное предложение по членам, сверху над словами обозначь части речи, объясни постановку знаков препинания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

9. Из последнего абзаца выпиши слово или слова с чередующейся безударной гласной в корне, выдели орфограмму. Объясни правописание данной безударной гласной.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Определи способ образования слова когда-то (предложение 13).

_______________________________________________________________________________

11. Из предложения 22 выпиши слово или слова со звуком [ш].

________________________________________________________________________________

 

Комплексный анализ текста "Обособленные члены предложения"
DOCX / 16.5 Кб

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.