12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Царьков Иван Михайлович78
Россия, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский
2

Доклад «Компьютерная графика в ДХШ, ДШИ, как инновационная деятельность, позволяющая учреждению дополнительного образования отвечать современным требованиям в обществе»

18 ноября 2017 г. г. Петропавловск-камчатский.

КГБУ ДПО «Камчатский учебно-методический центр».

VII Конференция-форум преподавателей детских школ искусств Камчатского края. «Дополнительное образование в области культуры и искусства: современные образовательные практики работы с одарёнными детьми».

Тема: «современные векторы развития дополнительного образования детей и взрослых».

Доклад преподавателя МАУДО «ДХШ» И. М. Царькова:

«Компьютерная графика в ДХШ, ДШИ, как инновационная деятельность, позволяющая учреждению дополнительного образования отвечать современным требованиям в обществе».

Введение:

Говоря о современных векторах развития дополнительного образования детей и взрослых, мы можем рассматривать инновационную деятельность учреждений, как одно из направлений.

Инновация (ВИКИПЕДИЯ) — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.

Основные цели и задачи в развитии дополнительного образования до 2020 года определены в документе: «К О Н Ц Е П Ц И Я развития дополнительного образования детей», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

Вот некоторые выдержки из неё:

«Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами образования проявляются в следующих его характеристиках:

- свободный личностный выбор деятельности, определяющей

индивидуальное развитие человека;

- вариативность содержания и форм организации образовательного

процесса;

- доступность глобального знания и информации для каждого;

- адаптивность к возникающим изменениям.

Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус

дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной

социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности

и инновационного потенциала общества».

Одной из приоритетных целей по этому документу является воспитание конкурентоспособной личности.

Современное общество стремительно развивается в области информационных и компьютерных технологий. Меняется восприятие окружающего мира человеком, изменяются жизненные приоритеты и интересы людей. Повышаются требования к знаниям и умениям в области компьютерных технологий, вырастает конкуренция в профессиональной сфере. Повышаются запросы общества к дополнительному образованию в этом направлении.

Что может предложить дополнительное образование сегодня и в ближайшей перспективе, как оно сможет приспособиться к новым требованиям? Как успешно решить проблемы, связанные с внедрением инноваций в учреждении дополнительного образования?

К основным вопросам развития современного дополнительного образования можно отнести:

- подготовку квалифицированных кадров по новым направлениям.

- разработку новых учебных программ и методик.

- применение новых технологий в методике преподавания.

- организацию и внедрение инновационных проектов в образовательном процессе.

Основная часть:

Определяя основные современные пути развития дополнительного образования, мы можем говорить о внедрении инновационных проектов в учреждениях ДО. Рассмотрим на конкретном примере.

В 2016 году в Детской художественной школе г. Петропавловска- Камчатского проводилось анкетирование среди обучающихся всех возрастов (контингент на момент опроса составлял более 420 человек), родителей и преподавателей с целью выяснения необходимости введения новых образовательных программ. Анкетирование проводилось при помощи интернет-голосования на сайте учреждения и письменным опросом. Основным был вопрос о целесообразности введения новой учебной программы «Компьютерная графика». Другой целью опроса было определение спроса для коммерческих групп в данной области. По результатам более 90% респондентов на вопрос «Считаете ли Вы необходимым введение новой учебной программы «компьютерная графика»? дали положительный ответ. Подтвердился повышенный спрос на платные образовательные услуги по этому направлению. В комментариях указывались разные вопросы и пожелания:

-Изучение 3D программ для лучшего понимания форм и перспективы;

- Введение в программу изучения графических редакторов Corel draw, Adobe photoshop.

- Можно ли будет учиться детям не учащимся в художественной школе?

В целом, можно сделать вывод, что потребность в новой учебной программе существует.

По моему мнению, ключевыми факторами в вопросе необходимости внедрения данной программы в МАУДО «ДХШ» являются:

- художественно-эстетическая направленность (не научно-техническая);

- адаптация к основным предпрофессиональным программам учреждения;

Таким образом, программа по компьютерной графике художественно-эстетической направленности должна помогать усваивать, лучше понимать материал из основных учебных программ: «Живопись», «Графический дизайн», «Основы изобразительной грамоты» и других, выступая в роли дополнения. С помощью изучения компьютерных программ растровой графики можно говорить об изучении цвета, цветовых схем. Навыки обработки растровых изображений можно использовать в работе над композицией. Работа в векторном редакторе поможет научиться лучше усваивать такие понятия, применяемые в композиции, как «пятно», «точка», «линия». Работать по поиску равновесия , акцента и динамики в композиции и решать многие другие задачи. 3-d редактор поможет лучше понять законы перспективы. Распространение света по поверхности объемного предмета и т. д. При подготовке к поступлению в архитектурные ВУЗы поможет выполнять задания по композиционному пересечению простых геометрических тел.

Другим бесспорным фактором является овладение базовыми программами по компьютерной графике, востребованными на рынке труда. При дальнейшем профессиональном обучении и трудоустройстве, знание основных графических программ может оказаться очень полезным.

Любую инновационную деятельность в учреждении дополнительного образования следует рассматривать как проект, подлежащий планомерному развитию и реализации. В первую очередь необходимо включить новый проект в план развития образовательного учреждения, обозначив этапы и временные рамки.

Для успешной реализации данного инновационного проекта следует обозначить ряд условий:

Материально-техническая база учреждения на момент постановки задачи и её возможности в кратчайшей перспективе.

Наличие подготовленных кадров со знанием предлагаемых к изучению компьютерных программ, методиками их преподавания и основных программ по рисунку, живописи и композиции и других с опытом их преподавания.

Наличие опробованных методик, учебных пособий и учебных программ по компьютерной графике художественно-эстетической направленности.

Правильное построение учебного процесса, его форма и интеграция с основными предпрофессиональными программами.

Экономическая основа при реализации платных дополнительных образовательных услуг по программе «компьютерная графика» (расчет тарифов, заработной платы и пр.).

Как любой проект, введение новой программы «компьютерная графика художественно-эстетической направленности» требует составления бизнес-плана. Необходимо рассчитать первоначальные затраты на приобретение компьютерной техники, программ и учебных пособий. Определить оптимальную численность групп. Подготовить помещения для проведения групповых занятий в соответствии с нормативами.

Тенденция к внедрению похожих программ уже наблюдается, но находится преимущественно, на начальном уровне. Во многих ДХШ и ДШИ это освоение базовых знаний растрового редактора «Paint» или аналогичных программ контингентом младшей возрастной группы 6-9 лет. Преимущественно используются бесплатные программы, дающие возможность самостоятельной работы.

В настоящее время наблюдается дефицит учебных пособий, методических и научных разработок по учебной программе «компьютерная графика художественно-эстетической направленности». Само по себе знание компьютерной программы - это всего лишь владение инструментом, средством выражения. Необходимо выстраивать полноценную и планомерную систему обучения по данному направлению, нацеленную на конкретный результат. Это длительный процесс, который потребует больших материальных и интеллектуальных ресурсов с обязательным обменом опытом всех сторон, занятых в обучении и самих обучающихся. Это может быть комплекс мероприятий в виде конкурсов и фестивалей различного масштаба по данному направлению. Для преподавателей и руководителей конференции, публикации, курсы повышения квалификации и обучение. Многие преподаватели академических предметов с большим опытом работы не могут освоить новые современные программы и технологии в силу ряда причин. Многим сложно перестроить своё мышление, угнаться за стремительно развивающимися технологиями. Молодые люди, окончившие специализированные учебные заведения, знающие компьютерные программы в различных областях, напротив не имеют опыта и академических знаний старшего поколения. В существующей ситуации кадровый вопрос может решиться только по прошествии определённого времени и при поддержке Государства. В условиях специфики региона, где наблюдается дефицит подготовленных кадров ситуация только усугубляется.

Коммерческая востребованность проекта подтверждается большим количеством желающих по результатам анкетирования и отсутствием на рынке нашего региона аналогичной услуги (говоря о компьютерной графике художественно-эстетической направленности, как дополнению в обучении основным предпрофессиональным учебным программам в ДХШ, ДШИ).

Что касается инвестиций и привлечения бизнеса в развитие дополнительного образования, на данный момент времени, при отсутствии необходимых условий и реальных рабочих схем продолжают оставаться вопросами будущего.

Вывод:

Инновационная деятельность учреждения ведет к позитивным процессам. Развитию, изменению отношения к обучению. Благодаря инновациям появляются авторские проекты, программы. Растет уровень воспитательной работы учреждения, повышается профессиональная квалификация педагогических работников. Внедрение инноваций в учреждении дополнительного образования является необходимым фактором его развития и представляет собой сложный и длительный процесс. Успешность внедрения инновационных проектов носит стратегический характер и требует грамотного планирования и умения решать сложные задачи. Введение новой учебной программы «компьютерная графика художественно- эстетической направленности» позволит ДХШ, ДШИ соответствовать современным требованиям и отвечать растущим потребностям общества.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.