12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чиркова Галина Алексеевна51
Россия, Марий Эл респ., Йошкар-Ола

Предисловие автора урока, учителя русского языка, литературы, МХК высшей категории Чирковой Галины Алексеевны.

Необходимость активного включения учащихся в самостоятельную работу по приобретению знаний, выработки у них навыков исследовательской работы, оформления результатов исследований в виде проектов и компьютерных презентаций привело меня к созданию интегрированного урока- я назвала его уроком- исследованием.

Это урок с использованием Интернет-ресурсов и применением ИКТ и проектного метода, с привлечением учащихся как соавторов учителя в собирании новой информации, в обработке и подготовке ее для подачи на уроке в форме отдельных сообщений, докладов, презентаций, а также в создании общей презентации по теме урока или проекта, связанного с представлением области исследования.

Привлечение практически всего класса к «ролевой» работе по собиранию информации, когда в процессе ее обработки каждый из «соавторов урока» («литературовед», «философ», «богослов», «биограф», «искусствовед», «чтецы-актеры», «маски», «музыканты») вносит свой вклад в создание общей концепции видения исследуемой темы, в рассмотрение различных аспектов изучаемого материала (философского, богословского, литературного, искусствоведческого и др. в соответствии с задачами урока) создает творческую атмосферу, учит ребят коллективной работе, дает им представление о «педагогической кухне», о сложном и интересном труде учителя.

Такая работа, безусловно, трудоемка, требует особой «режиссуры» со стороны учителя, выполняющего роль координатора.

Данный тип урока может быть реализован в условиях профильного обучения как в старших классах (например, 10-11 гуманитарный), так и в среднем звене (классы лицейского типа с углубленным изучением отдельных предметов). Учащиеся должны обладать навыками работы с Интернет- ресурсами, с программами Power Point , Word. Учитель, как координатор их творческих усилий, также должен быть ИКТ-компетентным и высокопрофессиональным, разносторонним, способным направить исследование в нужное русло.

Урок данного типа имеет ряд достоинств:

1. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.

2. Урок перестает быть чисто информативным, становится уроком-исследованием, уроком-открытием.

3. Интерес к самостоятельной исследовательской работе ведет к тому, что многие ребята продолжают исследование и за рамками урока, создают рефераты, презентации, выступают с ними на ученических научных конференциях.

Конспект урока

«Диалог о человеке и вере»

интегрированный урок по литературе и мировой художественной культуре

по творчеству Н.В.Гоголя и А.А.Иванова

для учащихся 9-го класса

Цели урока:

1.Выявить общность позиций двух великих русских художников по отношению к проблемам смысла жизни, духовности, веры.

2.Развить умение анализировать произведение литературы и интерпретировать произведение живописи.

3.Воспитывать патриотизм, духовность, любовь к русскому искусству.

Тип урока:

Урок-исследование с использованием информационно-коммуникационных технологий (компьютерной презентации).

Соавторы урока:

Учащиеся 9-го класса, которые в процессе подготовки урока выполняли самостоятельную исследовательскую работу: «Биограф» готовил материал по теме «Н.В.Гоголь и А.А.Иванов в Италии»; «Литературоведы» занимались поиском материала по темам «Гоголь и Данте» ( общее в композиции Божественной комедии» и «Мертвых душ») и «Персонажи I тома «Мертвых душ»; «Искусствовед» готовил анализ картины А.А.Иванова «Явление Христа народу»; каждый из учащихся готовил несколько слайдов для общей презентации.

Конспект урока.

1-й слайд (титульный): «Диалог о человеке и вере»

Вступительное слово учителя.

Диалог – это всегда разговор 2-х или нескольких людей. Почти 2 столетия назад в русской культуре диалог о человеке и вере вели два великих человека: писатель Н.В.Гоголь и художник А.А.Иванов .У каждого из них была своя тема в искусстве, своя позиция. Довольно часто их диалог становился похожим на спор. Назвав этот урок «Диалогом о человеке и вере» я предлагаю вам активно включиться в спор двух художников, высказать свои мысли – ведь в споре, как известно, рождается истина…

2-й слайд: работа с 2 эпиграфами.

«Исследуй, изучай всё, но во всем умей находить мысль и старайся постигнуть высокую тайну Создателя».

Н.В.Гоголь.

«Отцу моему я обязан жизнью и искусством, которое внушено мне как ремесло, Вам я обязан понятием о жизни и об отношении искусства моего к источнику его – душе».

Из письма А.А.Иванова.

Вопросы:

1.Найдите ключевые слова в 2-х высказываниях и по ним отыщите точки соприкосновения.

2.Что объединяет Гоголя и Иванова в жизни, искусстве, философских воззрениях?

Примерные ответы учащихся:

- В высказываниях Гоголя и Иванова звучит общая мысль о духовной миссии искусства.

-Гоголя и Иванова объединяет очень многое: время, принадлежность к творческой интеллигенции, годы в Италии, когда они дружили, спорили об искусстве, о смысле человеческого бытия, о пути России.

- Искусство обоих художников было направлено на поиски истины.

Учитель:

Действительно, двух российских художников объединяло многое: они познакомились в Италии, сразу почувствовали духовное родство, подружились. Гоголь был одним из немногих, кому был открыт доступ в «святая святых» художника Иванова – в его мастерскую, где тот в течение 20 лет писал картину о том, как вера преображает человеческую душу, меняет жизнь. Глядя на наброски, Гоголь думает о тех, кого изобразил художник:

О неверующих, сомневающихся, нищих духом. И великая идея зарождается в нем: показать, что душа даже самого большого грешника не может окончательно омертветь, что каждый способен к возрождению, и путь к нему лежит через веру.

Для Гоголя кроткий и набожный Иванов был духовным наставником.

Для Иванова Гоголь был вождем русской интеллигенции, ее духовным лидером.

И все же они не всегда соглашались друг с другом, и к истине они шли разными путями . Их диалог был спором. О чем? Попробуем разобраться. Для этого потребуется углубиться в эпоху, в судьбы художников, в их философию и историю творческих поисков.

Сейчас я предоставляю слово исследователю-биографу, приготовившему рассказ об итальянском периоде жизни А.Иванова иН.В.Гоголя.

Слайды №3, 4, 5.

«Хронология итальянского периода жизни и творчества двух художников».

Картина А.Иванова «Явление Христа Марии Магдалине».

Эскизы к картине «Явление Мессии».

Сообщение учащегося-биографа.

Вопросы к классу:

-Почему А.Иванов, пользовавшийся большой популярностью у заказчиков,

не любил писать «на заказ» портреты и картины для украшения интерьера

и не умел зарабатывать деньги?

-Почему над картиной «Явление Мессии» художник работал в течение 20 лет?

Примерный ответ:

-Художник считал, что материальная заинтересованность ставит крест на

свободе выбора темы.

-А.Иванов считал главным в деятельности художника подвижническое, жертвенное служение искусству.

-Тема картины «Явление Мессии» волновала художника, заставляла размышлять о судьбе всего человечества, вот почему работа затянулась на долгие годы.

Слайд№6.

Картина «Явление Христа народу».

Слово для анализа картины предоставляется учащемуся-искусствоведу.

Анализ картины.

Замысел композиции «Явления Христа народу» возник у А.Иванова в середине 30-х годов, работа над эскизами началась в 1837г., а завершил свой труд художник лишь в 1857г.

На картине несколько групп людей. Центром композиции является фигура Иоанна Крестителя с воздетыми руками, с крестом. Слева от него – апостолы, ученики Христа. Здесь же выходящие из воды люди, готовые последовать за Христом. Они спешат увидеть Мессию. На переднем плане – юноша, уже принявший крещение и смотрящий на Христа.

Справа располагается группа левитов и фарисеев. Чуть выше – конные и пешие воины и «кающийся», или «ближайший к Христу» - человек в хламиде кирпичного цвета со спутанными волосами и опущенной головой. Он входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на Него. Зритель читает на лице этого персонажа острое переживание собственного несовершенства и неудовлетворенность окружающим миром.

Если внимательно приглядеться, то в чертах его лица можно уловить сходство с портретом Гоголя. Это не удивительно: эскизы для этого образа были написаны с Н.В.Гоголя. На картине есть портрет и самого А.Иванова .

В левом углу полотна есть фигура странника с посохом . Это и есть автопортрет художника. Эти две фигуры, расположенные в противоположных углах полотна, словно ведут немой диалог. О чем? Наверное, о человеке, о вере, о смысле бытия.

Вопреки академическим правилам, ключевой образ картины – фигура Христа – располагается не на переднем плане, а в глубине композиции. «Иисус должен быть один совершенно»,- так решил художник. Фигура Мессии вырисовывается на фоне голубого неба в отдалении от всех групп людей. Христос облачен в одежды тех цветов, которые в православной иконописной традиции символизируют мученичество и смерть. Он идет к людям, зная о том, какая участь ему уготована. Он готов крестными муками искупить все грехи человечества.

Фигуры на картине объединены в пары. Юный апостол Иоанн и рыжеволосый юноша в центре картины оба устремлены к Христу. Выходящие из воды старик и юноша в левом углу картины противопоставлены друг другу: это образы начала и конца человеческой жизни, прошлого и будущего.

Художник не стал изображать на картине Святого Духа в виде голубя или сияющего нимба над головой Христа, как другие художники в подобных сценах. В его произведении чудо Богоявления совершается в умах и душах людей, поэтому здесь нет действия, персонажи замерли в красноречивых позах.

Картина заставляет размышлять , она пробуждает духовность , учит философски осмысливать жизнь.

Вопросы к классу:

-Чем привлекла А.Иванова эта тема?

Примерный ответ:

-Пришествие Христа художник считал важнейшим событием в истории человечества.

О судьбах мира размышляет и другой великий художник – Н.В.Гоголь.

О чем хотел поведать миру гениальный писатель, начиная создавать «Мертвые души»? Послушаем литературоведа, работавшего над темой «Гоголь и Данте, или особенности композиции «Мёртвых душ».

Демонстрируются слайды №7,8,9.

«Гоголь и Данте»

«Страшный суд» Микеланджело

«Данте и Вергилий» Делакруа.

Сообщение учащегося- литературоведа.

О влиянии «Божественной комедии» Данте на «Мертвые души» Гоголя пишут уже 2 столетия. Сам Гоголь писал о намерении построить свою поэму по той же композиционной схеме, что и бессмертное творение великого итальянца. «Ад», «Чистилище» и «Рай» Данте должны соответствовать I , II и III томам «Мертвых душ» : в 1-й книге должен изображаться «ад» крепостнической России, во 2-й – «чистилище» - появление порядочных людей, в 3-й части – «рай», то есть возрождение России.

В 3-й книге Гоголь собирался возродить к новой жизни таких персонажей 1-го тома, как Чичиков и Плюшкин, в судьбах которых, по словам Гоголя, «заключено то, что потом повергнет в прах на колени человека пред мудростью небес»…

Давая оценку своему творению, Гоголь писал: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, …не похожа ни на повесть, ни на роман… Если Бог поможет выполнить мою поэму так, как должно, то это будет первое моё порядочное творение».

Для героев Гоголя, как и для героев Данте, спасительным и очищающим началом должна была стать любовь. Данте в путешествии по кругам ада сопровождает Вергилий (демонстрируется слайд «Данте и Вергилий» Делакруа), в раю он встречается с Беатриче. Чичиков же встречается с Уленькой Бетрищевой (обратите внимание на созвучность имен!)

Отдельные главы 1-го тома «Мертвых душ» представляют собой «круги ада»: 1-й круг – Лимб – поместье Манилова, где находятся безгрешные язычники – Манилов с женой и их дети. Сладострастники Коробочка и Ноздрев населяют 2-й круг ада. Далее следует Собакевич, одержимый Плутосом. И, наконец, на самом дне, подобно предателям у Данте, помещен Плюшкин.

Композиционные т текстовые аналогии с комедией Данте указывают на всеобъемлющий и всеуничтожающий характер гоголевского произведения. Одним сравнением России с адом в 1-м томе «Мёртвых душ» Гоголь помогает нам понять, что Россия должна воспрянуть и из ада пройти в чистилище, а затем в рай.

Вопросы к классу:

Как вы думаете, почему первым произведением искусства, которое пожелал увидеть Гоголь, приехав в Италию, стал « Страшный суд» Микеланджело?

Почему в книге Гоголя всего один поэтичный женский образ? Что он воплощает?

Примерные ответы:

-Гоголь намеревался изобразить свой «Страшный суд» над русской действительностью. И неудивительно, что источником вдохновения для него стала фреска Микеланджело.

- Гоголевская Беатриче – Бетрищева стала воплощением божественной Любви, способной возвысить и спасти даже падшую душу . И предполагаемое «воскрешение» мертвой души Чичикова говорит о вере Гоголя в бессмертие души.

Демонстрируется слайд №10.

Сообщение 2-го учащегося-литературоведа.

Персонажи Гоголя.

Художественное пространство поэмы Гоголя составляют два мира: «реальный» и «идеальный» «Реальный» мир автор строит, воссоздавая современную ему русскую действительность. Писатель начинает свою галерею русских типов с изображения помещиков. Их образы похожи на карикатуры. Мир их уродлив. Мир их страшен. Это мир, где ценности перевернуты, духовные ориентиры извращены, законы аморальны.

В названии поэмы заключен глубочайший философский смысл. Само сочетание слов «мёртвые» и «души» бессмысленно: ведь душа бессмертна!

Понятие души – основополагающее в философии. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она – воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном вполне могут существовать «мёртвые души», и степень «омертвения» может быть разной.

Гоголевские помещики – это, без сомнения, «мёртвыё души». Возьмем Манилова. Он первый, кого Чичиков посещает во время поездки по губернии. « Прекраснодушный» , «сладчайший» Манилов – воплощение русского либерализма , бесхозяйственности, прожектёрства. Академик Д.С.Лихачев проводит параллель между Маниловым и императором Николаем I. Мечта Манилова «построить огромный дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и пить там вечером чай на открытом воздухе» воплотилась в строительстве в старом Петергофе «бельведера для чаепития с видом на Петербург»! Ну не маниловщина ли?

В «мёртвом» мире русских помещиков даже любовь бездуховна: у Маниловых она выражается в сюсюкании, в поцелуйчиках «на публику»; у Коробочки проявление любви- -«пятки почесать».

Отношение к хозяйству, к своему долгу помещика у них тоже разное. У Ноздрева – полная бесхозяйственность .Он может за день проиграит всё, что за год произвели его крестьяне. Не заботится он даже о собственных детях!

У Собакевича, напротив, во всем мертвая хватка. Это «кулак», накопитель, девиз которого – «не продешевить бы». Всё в его хозяйстве основательно, во всем добротность и… бездуховность . У Лермонтова символ России – «с резными ставнями окно». Никакие резные ставни или другие проявления души в мире Собакевича существовать не могут!

«Девятый круг ада» показан в поэме Гоголя в 7-й, «плюшкинской» главе, где русский дворянин, богатый помещик превращается в «прореху на человечестве». Скопидомство довело его до крайней степени омертвения души. Существование Плюшкина бессмысленно, так как подчинено одной навязчивой идее: копить, собирать и складывать в огромную кучу все нужные и ненужные вещи, старый хлам. Эта куча- -символ его мира. Мира, где нет места теплоте и любви. Где ослабли даже родственные связи . Образ Плюшкина являет последнюю пропасть нравственного падения, к которой может подойти человек: некая «черная дыра», путь в антимир, в ад.

Вопросы к классу:

Какова композиция 7-й главы «Мёртвых душ»?

Для чего Гоголю понадобилось противопоставление юности и зрелости?

У Данте в последнем круге ада помещаются самые страшные грешники – те, кто совершил предательство. Какое предательство совершил гоголевский Плюшкин, помещенный писателем на дно «ада русской жизни»?

Примерные ответы:

- 7-я глава начинается и заканчивается лирическими отступлениями . Восклицание»О моя юность! О моя свежесть! Завершает отступление о дорогах, предваряющее встречу читателя с Плюшкиным. Это необходимо автору поэмы для того, чтобы показать разительный контраст между тем, чем каждый человек бывает в юности, когда он полон надежд и планов, и тем, во что он может превратиться, если позволит омертветь своей душе.

-Плюшкин совершает несколько предательств. Он предает свою семью – дочь и внука, нуждающихся в поддержке. Он предает свой долг помещика, который обязан заботиться о крестьянах, о поддержании хозяйства. И, наконец, он предает свою душу, идеалы юности, он забывает о Боге и о высоком предназначении человека.

Демонстрируется 11-й слайд со словами Гоголя, завершающими 7-ю главу:

«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, - забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!»

Демонстрация и выразительное чтение цитаты сопровождается звучанием музыки из 1-й части «Реквиема» Моцарта.

Вопросы к классу:

(они помещены на 12-м слайде)

Что общего в произведениях Гоголя и Иванова?

Почему писатель и художник считали, что их произведения должны изменить судьбу России?

Какой путь каждый из них указывал?

Примерные ответы:

-И Гоголь , и Иванов создали произведения о спасении и преображении человеческой души.

-Оба художника считали, что их произведения изменят судьбу России, так как в них звучит призыв к духовному обновлению.

-У Гоголя и Иванова были разные подходы к творчеству. Иванов прямо указывал путь к возрождению России – это христианство. Гоголь использовал «доказательство от противного»: показывал негативные стороны русской жизни, чтобы вызвать неприятие духовного убожества и нравственного падения. Но и он указывал единственный путь возрождения высших ценностей в любви к ближнему, в соблюдении заповедей, в служении России.

Заключительное слово учителя.

А.Иванов на своем полотне, в верхней его части, показал светлый мир, показал Богочеловека как носителя истины, готового к подвигу во имя спасения человечества.

В каждой церкви есть восточная, алтарная стена, на которой помещены иконы . Там есть изображения Христа, Богоматери, Св. Иоанна Крестителя, апостолов. Картина А.Иванова сродни этой восточной стене.

И в каждой церкви есть западная стена, где изображается ад, грешники, страшный суд. Поэма Гоголя сродни этой западной стене. Это противоположный полюс нравственной жизни человека.

А оба художника вместе в спорах, в постоянном диалоге о человеке и вере строили один общий храм: храм веры, храм чистой, светлой, живой души.

Их призыв к читателю и зрителю один: не дайте погибнуть своей душе, сохраняйте в чистоте идеалы своей юности, будьте тем, чем должны быть по замыслу Творца: людьми, созданными по образу и подобию Божию.

Иванов создал на своем полотне идеальный мир. Гоголь «проповедовал любовь враждебным словом отрицанья». Оба художника искали истину и нашли ее. А Иванов нашел ее в образе Мессии. Для Гоголя светлая душа явилась в образе птицы-тройки, олицетворяющей Россию. Ту Россию, в бессмертную душу которой верили оба художника.

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему «Ад и рай русской жизни в творчестве Гоголя и Иванова».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.