12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Николаевна Медведева681
Работаю воспитателем МБДОУ "Родничок" г Тамбова, имею 1 квалификационную категорию.
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
11

Конспект итоговой организованной деятельности по изобразительному искусству в средней группе

Конспект итоговой оргпнизованной деятельности по изобразительному искусству в средней группе

«История возникновения русского костюма

«Укрась кукле фартук»

Цель: Познакомить с историей русского народного костюма и продолжать закреплять изобразительные умения при создании элементов орнамента для фартука на примере тамбовского костюма.

 

Задачи:

Обучающие

1. Познакомить с внешним видом русского народного костюма (тамбовской губернии). 2. 2. Продолжать учить рисовать орнамент. Знакомить с символикой русского орнамента. 3. 3. Учить создавать оригинальную композицию при украшении фартука.

4. Продолжать приучать детей проявлять инициативу и любознательность для получения новых знаний об истории возникновения русского костюма.

Развивающие:

Развивать фантазию и воображение при выборе узора, расширять кругозор, любознательность; способствовать развитию речи обогащать словарный запас.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к родины, интерес и уважение в русской народной культуре, формировать эстетический вкус.

Музыкальный ряд: русские народние песни, мелодии

Зрительный ряд: «Музей народной куклы»

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций русских художников, слайдов русских костюмов, рассматривание русского орнамента.

Обогащение словаря: понева, косоворотка, порты, сорочка.

Оборудование: Кукла Матрена, оборудование для ИЗО, «музей народных кукол».

Планируемые результаты: уметь изображать элементы народного орнамента, проявляет положительные эстетические чувства; интересоваться историей русского народа, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Содержание организованной образовательной деятельности детей:

Организационный момент. Приветствие.

Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовем…» (Андреев Костя)

- О чем стих-е?

- Как называется наша Родина? Наш город?

Мы с вами живем в современном мире, носим красивую одежду, но интресно как идевалсь наши предки?

- А кто такие предки?

Сюрпризный момент. Появляется кукла Матрена в старорусских одеждах.

- Где мы можем увидеть такую одежду? (в сказках, в музее). Что такое музей?

Наша гостья приглашает нас в музей народного костюма

Рассматривание костюмов. В женском костюме присутствует 3 вещи: сорочка (понева), сарафан или юбка, передник, кокошник; в мужском: порты, косоворотка.

Каждая мастерица вышивала красивые узоры на своих вещах, расшивала лентами.

Все это означало символы, обереги: волнистая линия – вода, круг – солнышко; цвет синий – радость, красный – благополучие, желтый – тепло.

Вся одежда в старину называлась портица от слова порты, сегодня – портной.

Показ и рассматривание одежд на старорусских самодельных кукол, в которые играли наши предки.

Вся работа над одеждой требовала у мастериц много времени, во время работы они собирались вместе и пели, а когда робота была завершена они праздновали: пели и плясали.

Хороводная физкультминутка «Заинька» (р.н. потешка).

Дидактическая игра «Укрась фартук кукле»

На столах готовый образец куклы, материалы по изо деятельности.

Вспоминаем технику рисования.

Помощь в работе.

Итоги ООД:

- Кто был гостем на занятии?

- Какие узоры мы использовали при украшении фартука (прямые линии, волнистые)

- Как называется сорочка, которую носили женщины в тамбовской области? Как называли фартук?

Рассматривание детских работ.

Возьмем этих кукол и будем с ними играть.

Задачи:

Продолжать рассказывать детям об истории создания русского костюма.

Знакомить с символикой русского орнамента. Учить создавать оригинальную композицию из символов и знаков при украшении мужской и женской рубахи.

Воспитывать желание знать о прошлом нашей страны.

Предшествующая работа: рассматривание картинок «Мы русские». «Русь». «Я познаю мир» (история моды).

Словарная работа: кушак, порты, гашник.

Художественное слово: пословицы, стихи, загадки.

Планируемые результаты: уметь изображать элементы народного орнамента, проявляет положительные эстетические чувства; интересоваться историей русского народа, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материал: куклы в национальных костюмах, образцы узоров символов «кинолента» с изображением русских национальных костюмов.

Содержание организованной образовательной деятельности детей

Организационный момент.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Вы проснулись? Да проснулись.

Вы друг другу улыбнулись? Улыбнулись.

Я рада, что у вас хорошее настроение.

Сюрпризный момент

Воспитатель обращает внимание детей на красивую шкатулку, обращается к детям:

- Ребята, а как вы думаете, что там находится?

Воспитатель открывает шкатулку, а дети с интересом смотрят и видят, что там находятся куклы в национальных костюмах, рассматривают их.

Беседа об истории возникновения русского костюма.

200 больших и малых народов нашей страны составляют Великую Русскую Нацию. Историю любого костюма можно «прочитать» по национальному костюму. Сегодня я расскажу вам о секрете русского народного костюма.

- Каждый знает, что портной - это человек, который шьет одежду. Название произошло от слова порты или портица, так называлась в древней Руси вся одежда.

-Где брали материал для одежды?

- Каждый крестьянин изготавливал материал в своем хозяйстве. Позднее появились ткани изо льна, конопли. Простой люд стремился себя украсить, и в народе придумано много способов окраски тканей. Её делали используя разные растения: зверобой, василек, чернику, кору дуба и березы.

Вопросы к детям: Как назывались крашеные ткани?

- Крашенинами.

- Из каких видов одежды состоит русский мужской костюм?

- Рубаха, штаны, кушак.

Кушак шили из белой, синей, красной ткани, вышивали и оторачивали тканью контрастного цвета. На кушак подвешивали расческу, нож, специальную сумочку для денег. Карманы в то время шить было не принято.

- Что являлось основой женского костюма?

-Рубаха.

-Чем она отличалась от мужской рубахи?

- Она была очень длинная и доходила до ступней.

- Кто знает загадку про рубаху?

-Что за одежда

С четырьмя отверстиями

Разложи её получше,

Букву «т» тогда получишь.

-Что надевали поверх рубахи?

-Сарафан.

Его шили из ткани красного, синего, иногда из зеленого цвета ткани.

-Вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде? Он называется орнамент, в орнаменте каждый цвет означает что-то свое.

-красный – благополучие

-желтый – тепло и ласку

-синий – радость

- черный - богатство

- Для чего вышивали символы?

Они оберегали человека – поэтому их называли оберегами.

- А теперь еще раз посмотрим знаки – символы.

По окончании занятия предлагаю детям украсить орнаментом заготовки рубах под русскую народную мелодию.

Итог занятия.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами побывали в нашем музее русского быта.

- Что нового для себя почерпнули?

- Что понравилось больше всего?

- Где брали материал для одежды?

- Как назывались предметы мужской и женской одежды?

- Что означает орнамент, какую символику несет?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.