12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хороших Олеся Васильевна593
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Эдисон
Россия, Иркутская обл., Братск
Материал размещён в группе «Классный час в школе»

Классный час в рамках программы воспитательной работы

раздела «Первые шаги в мире финансовой грамотности»

« Налоги. Налоговая система РФ»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока:

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Основные понятия: налог, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет, налоговая система в РФ.

Планируемые результаты:

предметные: умение дать определение понятию «налог»

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

метапредметные: самостоятельное формулирование и выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве; умение сравнивать; доказывать; анализировать; умение контролировать и оценивать учебные действия.


 

Технологическая карта

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

- Сейчас нам предстоит выяснить тему сегодняшнего урока. Перед вами на слайде высказывание Шарль Л. Монтескье:

Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Как вы думаете о чём идёт речь? Если у Вас возникли затруднения, то мы можем воспользоваться подсказкой.

(если требуется подсказка, то на слайде кликнем по кнопке «подсказка» и разгадываем появившийся ребус)

- Все верно налог. И тема сегодняшнего занятия: «Налоги. Налоговая система РФ».

Высказываются, делают предположения

Если воспользовались подсказкой то разгадывают ребус.

2

- Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

- предлагаю обратиться к истории к просмотреть какие интересные налоги существовали в мире.

(просмотр слайдов 5,6 с казусными примерами налогообложения)

- как видно из наглядных примеров истории возникла необходимость наведения порядка в налоговой системе.

- так Адам Смит (1723-1790) – известный шотландский экономист и философ, основоположник классической школы политэкономии в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Говорил о том что: Налоговая система должна быть: справедливой, понятной, удобной, недорогой.

И разработал основные принципы налогообложения:

Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу.

Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику.

Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

- исходя из этих принципов мы можем говорить что, Налоговая система - совокупность налогов, форм и методов их построения и взимания, определяемая законодательством государства. И налоговая система РФ подразделяется на 3 вида налогов: Федеральные, региональные и муниципальные налоги и сборы.

- предлагаю более подробно разобраться с теми налогами, которые мы платим:

1. Один из самых распространённых налогов — подоходный. По большей части случаев ставка — 13%.

При получении подарков человек сам должен задекларировать такой доход. Данная обязанность возникает в случае получения подарков в виде:

недвижимого имущества;

транспортных средств;

акций, долей, паёв.

Исключением из этого правила является получение указанных подарков от членов семьи или близких родственников. А вот с пенсий и социальных пособий (например, по болезни, беременности или инвалидности) налоги не взимаются.

2. Налог на имущество. Таким налогом облагается имущество раз в год, а его величина рассчитывается в процентах от инвентаризационной стоимости имущества, которым человек владеет: квартиры, дома, дачи, садового участка или гаража. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

3. Налог на транспортное средство. Величина этого налога различается по регионам России, но везде рассчитывается исходя из мощности двигателя. Так, в 2014 году для машин, зарегистрированных в Москве, с мощностью двигателя 70–100 л.с. включительно ставка налога составляет 12 р. за 1 л.с., с мощностью 100—125 л.с. — 25 р., с мощностью 125–150 л.с. — 35 р.

4. Земельный налог. Плательщиками такого налога будут лица, владеющие земельными участками. Налог платится по месту нахождения земельного участка. Ставки налога в зависимости от региона различаются.

5. Налог на доходы физических лиц, налог на имущество, транспортный, земельный налог являются прямыми налогами, они взимаются с доходов и имущества конкретного человека, а их размер зависит от размера получаемого дохода и стоимости имущества. Но есть ещё налоги, которые государство берёт с нас только в том случае, когда мы покупаем товары или потребляем услуги. Эти налоги нам невидимы, так как входят в цену товара. Их уплачивает продавец. Такие налоги называют косвенными.

6. Кроме того, налогом являются те государственные пошлины, которые человек платит за определённые виды нужных ему услуг, оказываемых государством или частными лицами по соглашению с государством.

7. Как происходит уплата налогов?

Налог с заработной платы (НДФЛ) за работника платит работодатель. При наличии других доходов необходимо заполнить налоговую декларацию.

Что касается налога на имущество и налога на транспортное средство, то извещение о том, сколько и когда необходимо уплатить, придёт домой по почте ценным письмом с уведомлением.

Сегодня многие налоги можно уплатить не выходя из дома. Для онлайн-оплаты по налоговым платежам можно воспользоваться интернет-сервисом «Заплати налоги». Здесь же можно узнать и о налоговой задолженности.

8. Если налогоплательщик опоздал с оплатой, значит, сам себя наказал — кроме налога придётся уплатить пени за просрочку платежа.

Неуплата налогов влечёт административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

Отдельным категориям налогоплательщиков законодательство предоставляет налоговые льготы — возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Высказываются, делают предположения

Просматривают слайды, слушают учителя.

3

А теперь потренируемся в расчете налогов в различных жизненных ситуациях. Предлагаю решить следующие задачи:

Представьте, что вы устроились на работу. В трудовом договоре у вас записана сумма зарплаты 8750 р. Какую сумму составит налог на доходы физических лиц, а какую вы получите на руки?

Иванова Елена, проживающая в вашем городе, купила новый автомобиль с мощностью двигателя 150 л.с. Какую сумму налога она будет уплачивать ежегодно? (за 1 литр при мощности 150 л.с – 14,5р. если автомобилю менее 7 лет иначе 30 р)

Кузин Виктор купил земельный участок. Его кадастровая стоимость — 300 тыс. р. Какую сумму налога он будет уплачивать, если земельный участок находится в вашем регионе (0,3%)?

Червова Алла купила квартиру в вашем городе. Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 500 тыс. р. Сколько рублей составит сумма налога?

Решают задачи

4

- Куда же поступают уплаченные нами налоги? Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Действительно, 62,8% доходов Федерального бюджета России формируется за счет налоговых поступлений.

Именно, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Чем больше государство соберёт налогов, тем больше сможет потратить на образование, медицину, армию и т.д. Значит много налогов это хорошо?

Предлагаю каждой группе посовещаться над задание буквально 3 минуты и дать ответ.

Задание 1 группе «Оптимисты»: придумайте доводы за увеличение налогов;

Задание 2 группе «Реалисты»: придумайте доводы за увеличение и снижение налогов.

Задание 3 группе «Пессимисты»: придумайте доводы против увеличения налогов.

Просматривают слайды, слушают учителя.

Работают в группах. Представляют свои доводы согласно заданию

5

Спасибо группам за работу.

Подведем итог: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно.

Перед вами лежит три карточки. С их помощью предлагаю вашим группам выразить своё отношение к налогам:

Красный: налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Синий: нужно платить только справедливые налоги.

Жёлтый: налоги вообще не нужно платить.

Голосуют карточками

6

Домашнее задание: не смотря на стремление государства воплотить в налоговой системе все принципы справедливости, о которых говорил еще Адам Смитт, существуют казусы и перегибы.

Посмотрите внимательно на слайд. Для вас я нашла забавную иллюстраций к теме налоги. Предлагаю вам дома в сети интернет найти еще картинки и на их основе заделать шуточное видео о налогах и налоговой системе.

 
Опубликовано в группе «Классный час в школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.