12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чижова Елена Валерьевна49
педагог-психолог
Россия, Тверская обл., Конаково

Конспект классного часа по профориентации

Урок «Стратегическое планирование: сотрудничество в пользу сообщества»

(Модуль №5 из 9-ти).

(использованы методические материалы программы совмещения процесса образования и общественно полезной волонтерской, добровольческой деятельности курса: Обучение действием: внедрение инновационных моделей просоциального и толерантного поведения детей и молодежи

в местном сообществе, Москва, 2014 год, Фонд «Созидание», Захарова Е.А.)

(для проведения этого урока потребуется более длительное время, чем для остальных, следует увеличить продолжительность урока на 15 –20 минут)

ОБ ЭТОМ УРОКЕ: Участие в сообществе требует информирования людей о ваших проектах и принятие помощи от всего сообщества. Этот урок исследует некоторые аспекты привлечения сообщества: проницательность, лидерство, творчество, принятие решений, презентация в окружении команды. Ключевым моментом планирования и реализации проекта помощи сообществу является необходимость признать и использовать знания других людей и набираться опыта у них.

 

Цель изучения:

Получить практический опыт совместной работы. Участникам будет легче осознать преимущества совместной работы. Они будут искать партнеров в сообществе, которые смогут содействовать их проекту.

 

Связь с учебным курсом:

Естествознание: навыки организации и участия в коллективной деятельности, включая постановку общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальных черт партнеров по деятельности, объективную оценку своего вклада в общий результат.

Обществознание: определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям; объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Информатика: навыки пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Литература: владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей.

 

1. Вступительное слово ведущего. 2 мин.

Друзья! Мы с вами в прошлый раз серьезно потрудились - отобрали проект, над которым хотели бы поработать и увидеть реальные результаты. Но чтобы совместно трудиться, надо получше узнать друг друга в деле. Понять, кто в нашей команде является лидером, кто душой компании, без кого дело не сдвинется с мертвой точки, а кто является генератором идей. Понять это и испытать себя предстоит сегодня при выполнении очень необычного задания.

 

2. Задание "Строим башню". 25 мин.

Цель - это упражнение на построение команды, в котором, в т.ч., делается попытка показать конфликт, возникший из-за коммуникационных барьеров между участниками. Такие барьеры возникают в связи с тем, что люди, расценивая свое восприятие мира как единственно верное, зачастую отказываются принимать иные точки зрения. В "Строим башню" эта концепция взята на вооружение и используется для побуждения участников задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды,

Итак, первый наш шаг - разделиться на три группы (красный, желтый, зеленый).

Каждая группа получит инструкцию и материалы для построения башни.

Необходимые для каждой малой группы материалы:

2 тарелки и 5 чашек

1 штрих

2 карточки 5х7 и один большой лист бумаги

2 длинные и 5 стандартных зубочисток

Копии задания «построение башни»

(Инструкция в пункте 3 данного урока)

Записанный на доске список следующих заданий:

1. Обсуждение и планирование

2. Строительство (сооружение) скульптуры

3. Период осмотра (обследования) скульптуры

4. Присваивание имени

6. Презентация группы

7. Рефлексия

Инструкция:

Ваша задача: Построить самую высокую свободностоящую башню, которая устоит (не упадет), даже если кто-нибудь подует на нее.

Отведенное время: На это задание у вас будет 20 минут.

Предостережение: Вы НЕ можете использовать клейкую ленту и любые другие предметы, не указанные в задании.

Вам также нельзя прикреплять вашу башню к полу, потолку, стене, стулу или столу.

Запомните: Это командное усилие, и в случае неудачи, попробуйте еще.

По истечении времени остановите постройку и назовите свои конструкции.

Осмотрите башни других групп.

 

3. Презентации групп. 8 мин.

Представители групп проводят презентации их башен и пытаются убедить остальных в прочности, стабильности и креативности построек.

После презентации вместе с группой большинством голосов решаем, чья постройка лучшего качества. Далее предлагаем каждой группе обсудить следующие вопросы:

Считаете ли вы вашу группу «успешной»? Считаете ли вы, что другие группы «успешнее» вашей?

Какая отличительная черта делает некоторые группы более преуспевающими, чем другие? Что бы вы изменили, если бы мы повторили задание?

 

4. Анализ работы групп. 10 мин.

Спустя несколько минут собираем все группы и предлагаем каждой из них поделиться мыслями по поводу задания. Опрашиваем участников:

Как ваша группа работала как команда и как партнеры?

Когда, по-вашему, началось сотрудничество и как оно проходило?

Какие навыки вы приобрели, выполняя это задание, и как они помогут вам преуспеть в нашем проекте помощи сообществу?

Способность смотреть дальше собственного успеха и создавать выигрышную ситуацию для всех участников является важной частью программы «Обучение действием». Обсуждаем следующие вопросы со школьниками (вы можете сделать выводы на основании их групповой активности):

Что нового вы узнали о сотрудничестве, партнерстве и командной работе?

Как это задание может помочь нам преуспеть в нашем проекте?

Сравните ваше поведение во время выполнения этого упражнения с тем, как вы вели себя в начале работы над проектами?

 

5. Определение потенциальных партнеров. 5 мин.

Определение потенциальных партнеров сообщества является решающим моментом в вопросе успеха сообщества.

Партнеры могут:

Обучить школьников навыкам, необходимым для завершения проекта (местные некоммерческие организации - предоставить информацию, детский психолог может просветить школьников в вопросе детского развития и тем самым подготовить их к работе в местном интернате).

Обеспечить материалами для проекта (владелец местного сада может подарить растения для общественного сада).

Обеспечить местом проведения проекта (директор детского дома может предложить школьникам проводить занятия с детьми и подростками).

Принимать участие в проекте (плотник может помочь учащимся совместно построить лестницу для местного социального центра).

Сосредоточение внимания на выбранном вами специальном проекте позволяет школьникам составить список партнеров, которые могут быть полезны в его выполнении. Вы можете предложить школьникам сайт вашего города для поиска ресурсов, так же как и список местных общественных организаций и род их занятий. Обязательно подумайте насчет местных организаций: фирм и компаний, магазинов, предприятий, общественных организаций, местных образовательных учреждений и ВУЗов, гражданских групп и т.д. Сохраните этот список до следующего урока.

 

6. Рефлексия. 10 мин.

ПИСЬМЕННО

Предлагаем школьникам ответить на следующие вопросы:

Какие знания, полученные в этом уроке, помогут вам достичь успеха в общественно полезном проекте?

Какие ощущения (чувства) у вас возникают, когда они говорят о своем проекте, находясь в центре внимания группы?

Какие различные роли вы готовы взять на себя, представляя всему городу свой проект?

Какие сильные стороны появлялись в работе в командах с вашим участием?

 

Предлагаем участникам подготовить сообщение по школьному радио, рекламирующее их проект.

 

ЧТЕНИЕ

Прочитать о заинтересованных в проекте сторонах сообщества. Чем они могут помочь в ваших усилиях?

Прочитать о проектах помощи сообществу, включающих в себя совместную работу (сотрудничество) партнеров сообщества.

 

ОБСУЖДЕНИЕ

Предложите участникам уроков:

Обсудить между собой лучший способ вовлечения остальных членов сообщества в их проект.

Поделиться друг с другом опытом работы в качестве добровольца.

 

ДЕЙСТВИЯ

Разыграть (поставить, провести) презентацию проекта различным партнерам сообщества.

Поупражняться в презентации своего проекта всей группе, предложить друзьям оценить вас в качестве оратора.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Обучение заботой: программа совмещения процесса образования и общественно полезной деятельности. Фонд «Созидание», М., 2013.

Добровольческая активность социально ориентированных некоммерческих организаций: лучшие практики. Фонд «Созидание», М., 2012.

2. Материалы дистанционного курса «Организация добровольной работы», авторы В. Лукьянов, С. Михайлова, Санкт-Петербург

3. Рекомендации VII Общероссийской конференции по добровольчеству «Добровольчество – инновационный ресурс социального партнерства и развития гражданского общества. Журнал СОТИС, № 4, 2010, с.99-103

4. Системное развитие добровольчества в России: лучшие практики/ Фонд «Созидание», АСИ, 2010

5. Service-Learning - программы совмещения процесса образования и общественно полезной деятельности. - 272 стр. Фонд «Созидание», Ростов-на-Дону, Изд. «Старые русские», 2003.

6. Service-Learning - Обучение действием. – 166 стр. Фонд «Созидание», 2006.

В сборнике использовались материалы сайтов и порталов: www.fondsozidanie.ru, www.volunteersector.ru, www.toulerance.ru

Чижова Елена Валерьевна,

педагог- психолог

МБОУ СОШ № 8

г. Конаково

Опубликовано


Комментарии (1)

Субботина Светлана Львовна, 09.02.16 в 16:13 1Ответить Пожаловаться
Разработка не касается вопроса профориентации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.