12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сметанкина Тамара Васильевна1127
С 1983 года работаю музыкальном руководителем в МБДОУ д/с № 9 "Малыш". Имею высшую квалификационную категорию, являюсь Почётным работником общего образования РФ. Состою в профессиональных сообществах, публикуюсь, участвую в очных и интернет-конкурсах.
Россия, Хакасия респ., село Шира
Материал размещён в группе «Дошкольники»
10

Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Времена года» П. И. Чайковского

Сметанкина Тамара Васильевна, музыкальный руководитель

МБДОУ детского сада № 9 «Малыш», с. Шира, Хакасия

Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Времена года» П. И. Чайковского

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе знакомства с циклом «Времена года» П. И. Чайковского

Задачи:

1. Создать условия для ознакомления детей с циклом пьес П. И. Чайковского «Времена года» (художественно-эстетическое развитие)

2. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (речевое развитие)

3. Способствовать формированию музыкально-ритмических движений, художественно-эстетических представлений, развитию эмоциональной отзывчивости на музыку (художественно-эстетическое развитие)

4. Способствовать самостоятельному выбору ребёнком партнеров; развитию умения взаимодействовать в команде: договариваться, проявлять уважительное отношение к партнеру (социально-коммуникативное развитие)

5. Создать условия для стимулирования самостоятельного поиска решений в проблемно-поисковых ситуациях, для развития логического и ассоциативного мышления (познавательное развитие)

Организация детских видов деятельности: общение ребёнка со взрослым, общение ребёнка со сверстниками, различные формы музыкальной активности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, беседа о музыке) и совместной продуктивной деятельности (аппликация).

Методы и приемы: проблемно-поисковый, практический, наглядный, словесный, игровой.

Технологии: Игровая технология (сюжетная форма проведения ООД). Социоигровые технологии (коллективная игра, пение в подгруппах). Личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества). Технология проблемного обучения, ИКТ.

Материалы и оборудование: Аудио файлы, видеофильм и ноты «Времена года» П. И. Чайковского, карточки с музыкальными инструментами, портрет композитора, цветы для импровизационного танца, 4 платковые куклы, ватманы, цветы, кисточки, клей ПВА.

Предварительная работа: Знакомство с несколькими пьесами из цикла «Времена года», с биографией композитора, историей создания цикла пьес «Времена года», музыкальными инструментами, создание ситуации для возникновения желания узнать новые произведения из этого цикла.

 

Этапы образовательной деятельности

Организация

рабочего

пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/

Условия социальной ситуации развития

Вводная часть

организационный и мотивационный этапы

Цель: создание условий для обеспечения мотивации и принятия детьми цели своей деятельности.

 

 

 

Основная часть -

Цель: создание условий для организации музыкальных форм активности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть рефлексивно-оценочный этап

Цель: создание условий для структурирования знаний, рефлексии

Звучит «Февраль. Масленица», на столе сундук с 4 платковыми куклами

 

 

 

Портрет П. И. Чайковского, стойки для размещения кукол по залу: Весна, Лето, Осень, Зима, цифры-нотки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стихотворение: «Голубенький, чистый
Подснежник - цветок,

А подле - сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином...»

 

 

 

 

 

 

стихотворение:

«Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой.

и готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

 

 

 

 

фонограмма

Отрывок видеозаписи на музыку «Октябрь. Осенняя песнь»

 

 

Большие ватманы, засушенные листья для гербария, клей, кисточки и салфетки

Приглашает детей в зал, разбирает содержимое сундука

- Как вы думаете, на кого похожи эти куклы? Что за музыка вас встречала?

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями П. И. Чайковского. Вначале давайте вспомним, какие произведения мы уже слушали?

- Как вы думаете, почему наше знакомство с циклом началось с «Осенней песни»?

-Автор задумал посвятить каждому месяцу одно небольшое произведение, поэтому их было 12. Действительно, это произведение посвящено октябрю.

- Каким по счёту это произведение стояло у автора? Почему?

- Сегодня мы будем слушать знакомые и новые произведения, а вот какие, нам подскажут куклы… - Подойдите каждый к одной из 4-х кукол и сообща найдите спрятанный номер произведения и по нему определите название месяца. Только после этого мы начнём слушать музыку.

 

- Кто уже знает названия произведений?

Верно, мы уже знакомились с этими произведениями и сегодня посмотрим отрывки из видеофильмов на эту музыку. А вот два других произведения попробуйте отгадать. Я прочитаю вам стихотворение…

- Кто-то уже догадался, какому цветку посвятил музыку П. И.?

Давайте подойдём к Весне и закружимся в нежном вальсе под музыку Чайковского «Подснежник»

 

 

- У каждого получился свой замечательный танец, а мы продолжаем отгадывать, какое произведение будет звучать….

 

- Давайте послушаем музыку и тогда будет понятно – это Песня косаря или жужжание пчёл…

- Действительно, это звучала пьеса «Июль. Песня косаря»

Следующее произведение вам знакомо и, думаю, вы с удовольствием его ещё раз послушаете….

Какая музыка по характеру?

- Ребята, посмотрите, сколько разноцветных листьев у нас сохранилось с осени! Не хочется, чтобы такая красота пропала. Я предлагаю вам, ребята, пройти к столам и выполнить коллективную работу. Вы сами распределитесь по подгруппам и решите, что какой узор будет выкладывать.

 

- Пока работа подсохнет, давайте вспомним, какие произведения мы слушали?

Какие времена года относятся к этим произведениям?

- Что вам больше всего понравилось?

- Давайте вместе вспомним по - порядку месяцы в году.

- К каким месяцам мы не послушали музыку? Хотите, скажу, как называются эти произведения?

Давайте решим, что послушаем с вами завтра. Платковые куклы можете взять в группу и поиграть…

Дети подходят к стульчикам, садятся, задают вопросы

ответы детей:

на времена года, музыка из цикла «Времена года»

 

 

 

 

 

ответы детей: «Осенняя песнь», «Масленица», «У камелька»…

Предположения детей:

тогда была осень, время года совпало с названием пьесы…

 

 

 

 

 

 

 

ответы:

№ 10 -

это 10-й месяц в году

 

Дети находят у кукол цифры-нотки под номерами: «4», «7», «1» и «10»

 

 

 

 

 

 

ответы детей: апрель, июль, январь и октябрь

 

 

«Осенняя песнь» и «У камелька»

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей:

Подснежнику…

 

 

 

 

 

Выполняют танцевальную импровизацию с цветами

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей: пчёлы, сенокос…

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видео, слушают

 

 

 

Ответы детей

Слушают музыку и выполняют творческую коллективную работу

Высказывают своё мнение, предлагают варианты

называют произведения,

повторяют месяцы с января по декабрь по порядку


 

 

 

 

 

отвечают на вопросы


 


 


 


Благодарят, под музыку уходят из зала

Создание условий для совместной деятельности.

 

 

Условия для выражения детьми своего мнения.

 

 

 

 

 

 

 

Условия для развития речевой активности 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

условия для активизации мыслительной деятельности.

 

Условия для развития внимания, умения взаимодействовать в команде

 

 

 

 

 

Условия для развития речевой активности, активизация мыслительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия для развития эмоциональной отзывчивости на музыку, самостоятельного выбора танцевальных движений

 

 

 

 

 

 

 

Условия для самостоятельного поиска решений в проблемно-поисковых ситуациях

 

 

 

Условия для выражения детьми своего мнения.

Условия для развития эмоциональной отзывчивости на музыку

 

 

Условия для развития умения взаимодействовать в команде: договариваться, проявлять уважительное отношение к партнеру

 

 

Условия для развития речевой активности, активизация мыслительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия для рефлексии, планирования своей будущей деятельности

                                                 Источники информации:

http://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2014/01/10/prezentatsiya-na-temu-vremena-goda-pi-chaykovskiy

http://mamin-navigator.ru/knigi/stixi/stixi-pro-vremena-goda.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/10/stihi-o-vremenah-goda

http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/11/29/tsikl-muzykalnyh-kompleksnyh-zanyatiy-p-i-chaykovskiy-i

https://vk.com/videos351852628?z=video351852628_456239017%2Fpl_351852628_

https://vk.com/videos351852628?z=video351852628_456239021%2Fpl_351852628_-2

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (2)

Пшеничнова Ирина Александровна, 29.03.17 в 10:06 2Ответить Пожаловаться
Тамара Васильевна, благодарю за предоставленный ресурс. Замечательные видеоролики по музыкальным произведениям. Обязательно ими воспользуюсь.

Отредактировано 29-03-2017 10:14

Сметанкина Тамара Васильевна, 29.03.17 в 16:29 2Ответить Пожаловаться
Ирина Александровна, рада, если Вам это тоже понравилось и пригодится для работы. Понимаю, что не совсем удобно читать разработку в таком положении листа, тяжело воспринимать текст. Но по другому (развернуть документ в альбомный формат) система не даёт. А переделывать конспект по старинке (по ФГТ) уже не хотелось....

Отредактировано 29-03-2017 16:32

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.