12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Склярова Инесса Васильевна268
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Россия, Саратовская обл., Энгельс

Конспект подгруппового логопедического занятия (2 класс)

Тема логопедического занятия: Дифференциация звуков [П]-[Б]

 

Логопедическое занятие разработала

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

  муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

          «СОШ №24» ЭМР Саратовской области

Склярова Инесса Васильевна

 

Тип логопедического занятия: тренировочное

Речевое заключение: ОНР III уровня, НВ ОНР, ФФНР

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Цель:    Учить детей различать звуки [П]-[Б] изолированно, в слогах,  словах, в предложениях на слух   и правильно обозначать их  на письме

Задачи:  

Коррекционно-образовательные:  

- Формирование умения различать звуки [П]-[Б]  (на слух, по  артикуляции, написанию)

- Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза:

 а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов сложной звуковой структуры;

 б) анализа и синтеза предложения из 5-7 слов

 - Уточнение и обогащение словарного запаса детей

Коррекционно-развивающие:                

- Развитие фонематического восприятия

- Развитие мышления, зрительного и слухового внимания и памяти

- Развитие навыков самоконтроля и самопроверки

Коррекционно-воспитательные:    

- Расширение  представления об окружающем мире       

- Воспитание познавательного интереса

- Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям

- Воспитание  усидчивости и аккуратности в работе

- Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии

Универсальные действия:

Личностные:

- самоопредение

Регулятивные:                             

- целеполагание

- контроль

- коррекция

- выделение и сознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

- осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели

- умение структурировать знания

- выбор наиболее эффективных способов решения задач

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- рефлексия способов действия

 Коммуникативные:  

- планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и   сверстниками  

Планируемые результаты:

- Дифференциация понятия звук и буква

- Дифференциация звуков [П]-[Б]  на слух, по  артикуляции, написанию

- Развитие умения подчиняться разным правилам

- Развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Оборудование:         компьютер, экран, зеркала, предметные картинки в названиях которых есть звуки [П] и [Б], таблички с буквами П п – Б б,  карточки-символы с буквами П-Б, таблица «Характеристика звуков», карточки с элементами букв П-Б, слоговая таблица, мяч, фигурка бобра и домика из брёвен, сигнальные карточки, цифровые линейки с буквами П-Б, карточки со словами-паронимами, фигурки лодок с парусами (2 шт.) и слова с пропущенными буквами П-Б, карточки с текстом для самостоятельной работы учащихся.

                                 

Ход занятия:

 

 

I  Организационный момент

(мотивация к учебной деятельности)

Цель: создать положительную мотивацию, настроить на результативную работу, воспитание познавательного интереса

Звучит музыка «Журавли». Учитель-логопед под музыку зачитывает стихотворение:

«Вот уж осень готова проститься

     Хмурой тучей, холодным дождём.

                            Скоро в окна зима постучится

     Поприветствует первым снежком».

-Природа уже подготовилась к приходу зимы,  перелётные  птицы улетели в тёплые края, многие животные подготовили свои жилища к наступлению холодов и лишь гость, который пришёл к нам на урок, не успел построить себе домик.

Посмотрите, кто это? (бобер). А знаете ли вы, что жилище бобра называется «хатка» и строят её бобры на реках из толстых палок и веток, а из стволов деревьев  бобры строят плотины.  Плотина нужна для того, чтобы вход в хатку бобра всегда находился под водой и тогда никакой другой зверь не сможет в неё попасть. Готовая плотина настолько прочна, что человек может свободно перейти по ней с одного берега на другой. Бобры пользуются своими крепкими передними зубами, чтобы подгрызать деревья и даже могут таскать в своих зубах брёвна. Сейчас у нас в стране эти звери охраняются законом. 

-Ребята, я предлагаю построить на нашем  занятии хатку для бобра. Мы должны помочь гостю подготовиться к зиме,  но для этого вам необходимо выполнить ряд заданий.

II. Этап формулировки темы и целей урока

Цель: сориентировать учащихся по теме и целям урока, выявить причины затруднения и постановки цели урока, актуализировать умение вступать в диалог.

Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [П]:

- Посмотрите на картинки, назовите одинаковый звук в словах [П].

- Какой буквой обозначается этот звук? (пэ).

Вывешивается табличка с буквами П п.

Учитель-логопед сообщает:

«На хоккее, на футболе

  Буква П – ворота в поле».

и одновременно вывешивает карточку-символ с буквой П.

Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [Б]:

- Назовите одинаковый звук в этих словах [Б].

- Какой буквой обозначается этот звук? (бэ).

Вывешивается табличка с буквами Б б

Учитель-логопед сообщает:

«Буква Б с большим брюшком,

  В кепке с длинным козырьком».

и одновременно вывешивает карточку-символ с буквой Б.

- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего занятия.

(Будем учиться различать между собой звуки [П]-[Б]) 

Используя опорную запись, поставьте цели урока.

Цель:

Установить сходство…. (между звуками [П]-[Б]) 

Установить различие ….(между звуками [П]-[Б]) 

Упражняться в написании…(букв П-Б)

- Итак, сегодня мы с вами будем учиться находить сходство и различие межу звуками [П]-[Б], будем упражняться в правильном написании букв П-Б. 

- Для того, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели что нужно делать на уроке? (быть внимательными, старательными, активными)

III. Актуализация знаний. Сравнение звуков [П]-[Б] по звучанию и артикуляции. Работа с индивидуальными зеркалами

Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей

- Посмотрите в зеркала, произнесите звук [П], дайте ему характеристику.

 - согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы),   - твёрдый,

- глухой (произносится без голоса).

Учитель-логопед в таблице «Характеристика звуков» выполняет соответствующие записи.

- Посмотрите в зеркала, произнесите звук [Б], дайте ему характеристику.

- согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы),

- твёрдый,

- звонкий (произносится с голосом).

Учитель-логопед в таблице «Характеристика звуков» выполняет соответствующие записи.

-Скажите, чем похожи эти звуки. (Оба согласные, твёрдые, у них одинаковая преграда - губы.) 

- Скажите, чем они отличаются друг от друга?

( звук [П] - глухой, звук [Б] - звонкий).

- Напомните, как можно проверить звонкость-глухость звуков.

(двумя способами: 1- руку на горло, 2-закрыть уши).

- Ребята, вы правильно определили сходство и различие между звуками [П]-[Б]

       Учитель-логопед зачитывает стихотворение:

«Глухие звуки звучат глухо,

Голоса в них нет.

Звонкие звуки тревожат ухо,

В них скрыт особый секрет.

Послушаем вместе: ПУГАТЬСЯ, ПУСКАТЬ-

Здесь голоса нет в звуке П,

А в слове БОРОТЬСЯ и в слове БРОСАТЬ

Слышится звонкий Б.

П - это капают капли дождя,

Б – барабанов бой. 

Можно все звонкие прокричать,

Глухие лишь прошептать».

-Вы справились с заданием, положим первое брёвнышко и начнём строить  хатку бобра.

- А, кстати, какие изучаемые звуки и сколько их в словах «бобёр», «плотина». ( Бобёр- 2 звука [Б], плотина- 1 звук [ П])

-Запишите характеристику звуков [П]-[Б] в тетрадь, отличия подчеркните.

-Допишите в карточке с элементами букв буквы П-Б.

IV. Дифференциация звуков [П]-[Б] в слогах.

Чтение слогов с буквами П-Б

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слогов

4.1.Учитель-логопед предъявляет слоговую таблицу и предлагает поиграть в игру «Повтори, не торопись! И смотри, не ошибись!»

                   па – ба         пап - бап         пфа - бва    

                   по – бо         поп - боп        пко - бго  

                   пу – бу         пуп - буп        пшу - бжу               

                   пэ – бэ          пэп - бэп        пфэ - бвэ

                   пы - бы        пып – бып      пты - бды                    

Дети читают слоги.

4.2. Игра с мячом «Доскажи словечко»

Учитель-логопед  называет начало слова, бросает мяч ученику. Тот договаривает слово, выбрав нужный слог «па» или «ба» и возвращает мяч. Слово должно звучать правильно.

Слова:  Шу…ба, тро…па, гу…ба, кру…па, сдо…ба, ли…па, кол…ба, ла…па, сто…па, клум…ба, тру…ба, па…па, про…ба, жа…ба, плом….ба, тол…па, вер…ба, глы…ба, лам…па, ры…ба.

- Сели все ровненько.

V. Дифференциация звуков [П]-[Б] на слух

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия

5.1. Учитель-логопед произносит слова со звуками [П]-[Б].  

Дети поднимают сигнальные карточки с соответствующими буквами.

Слова: Бумага, помощь, банка, добро, тополь, суп, собака, сапоги,

забота, посуда.

5.2. Детям молча предъявляются картинки, в названиях которых

есть звуки [П]-[Б], они поднимают соответствующую букву.

5.3. На доску вывешивается 4 предметные картинки.

(В названии 2-х картинок есть звук [П], 2-е остальные картинки  – со звуком [Б])

Дети отчётливо называют, что изображено на картинках, запоминают слова.

Картинки убираются, ученики называют, что они увидели, определяют наличие звуков [П]-[Б]  в словах.

5.4. а) Предлагается картинка с изображением полушубка.

- Назовите, что изображено на картинке.

- Чем интересно это слово? (есть оба звука [П]-[Б])

- Покажите на цифровой линейке,  какое место в слове занимает звук [П], звук [Б]. (Дети закрывают цифру нужной буквой).

       б) Учитель-логопед произносит слова:

            -букет, забор, грибы;

            -пакет, лопата, тулуп. 

Дети определяют по цифровым линейкам место звуков [П]-[Б]

в  словах. (Каждое слово проверяется учителем-логопедом совместно с детьми).

- Вы справились с очередным заданием, добавим брёвнышко в домик бобра.

VI. Анализ слов-паронимов

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова, развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

- А сейчас поиграем в игру «У кого похожее слово?»

Учитель-логопед раздаёт детям по 2-е карточки со словами паронимами.

- Вы должны прочитать слово. Тому, кто прочитает слово, должен откликнуться тот, у кого есть слово, отличающееся одним звуком.

Слова:

почка – бочка (устанавливается сходство и различие между словами),

порт – борт (устанавливается сходство и различие между словами),

      пашня – башня (с каждым словом составляется предложение),

папочка – бабочка (с каждым словом составляется предложение, устанавливается количество звуков [П]–[Б] в каждом слове).

- Итак, сейчас мы увидели, как звуки [П]–[Б] влияют не только на звучание слова, но и на его смысл.

VII.Физминутка

Цель: развитие общей и мелкой моторики, развитие слуховой памяти и внимания

7.1  Расширение сенсомоторного репертуара.

     Речь с движениями.

«Бобёр в бору затеял бал,          Дети маршируют в такт стихотворения.

 Бобёр на бал гостей позвал.     Приглашающее движение руками к себе.

 Паучки во флейты дуют,          Изображение игры на флейте.

 Польку бабочки танцуют.        Взмахи руками, подобно крыльям бабочки.

 Даже тихий  барсучок               Маршировка на носочках, руки на пояс.

 Каблучками цок да цок».          Маршировка на пяточках, руки на пояс.

- Назовите слова из скороговорки со звуком [П]  (Позвал, паучки, полька).

- А теперь вспомните слова со звуком [Б]  (Бобёр, бор, бал, бабочки, барсучок, каблучки).

7.2   Развитие мелкой моторики

      Изображение пальцами букв.

- Дети, выпрямите кисть левой руки и поставьте её вертикально. Зажмите между указательным и средним  пальцами конец карандаша (он должен располагаться горизонтально).

Правой кистью образуйте полукруг (большой палец снизу) и приставьте его к левой ладони. Какая получилась  буква?  (Б).

- Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между кончиками указательного и среднего пальцев зажмите карандаш. Какая получилась буква?  (П). 

- Вы справились со следующим заданием, добавим брёвнышко в хатку бобра.

VIII. Дифференциация звуков (П-Б) в словах.

Проведение игры «Куда причалят лодки?» 

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова

8.1 Учитель-логопед зачитывает стихотворение:

    « Чтоб ошибок избежать,

       Зоркость будем развивать.

       В игре проверить можешь сам

       Своё внимание к словам».

На доске - 2 плоские фигурки лодок с парусами. На парусах – кармашки, в кармашках – буквы П-Б. На доске столбиком записаны слова с пропущенными буквами. Дети по порядку выходят к доске и выбирают нужную букву, подставляя её к данному слову.

Учитель-логопед сообщает, что лодки могут причалить только к

своим словам (в зависимости от написания букв П-Б).

-К каким словам причалят лодки?

блокнот

                                                пальто

                                                работа

                                                аптека

                                                облако

                                                карп

                                                паспорт

                                                бублик

-Запишем слова в 2-е колонки, в зависимости от наличия букв П-Б.

-Подчеркните букву П – одной чертой, Б – двумя.

8.2. Учитель-логопед просит детей ответить на  вопросы.

- Ответьте на мой вопрос одним словом, определите в названных вами словах наличие звуков [П] – [Б] и продолжите запись слов в две колонки.

- Подчеркните букву П – одной чертой, Б – двумя.

- Кого ловят рыболовы?  (рыба).

- Какой день начинает рабочую неделю?  (понедельник).

- Какой день наступает после пятницы?  (суббота).

- О каком овоще говорят: «Сто одёжек, а все без застёжек?» (капуста).

-Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли – это…?  (посуда).

- Где растут клюква и брусника? (болото).

- Вы справились с новым заданием, добавим очередное брёвнышко в домик бобра.

IX Дифференциация звуков [П-Б] в предложениях

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне предложения

- А сейчас проведём графический диктант.

Учитель-логопед зачитывает предложения, совместно с детьми подсчитывается количество слов в предложении, уточняется наличие звуков [П]–[Б].  По одному дети выходят к доске для записи предложения, остальные выполняют записи в тетрадях.

«Бобры построили большую плотину».   б б    п   б  п   .                   

«Бобры использовали брёвна, палки».       б б      п       б       п    .

 «Плотина бобров прочна».                           п        бб        п       .

-Итак, вы вновь справились с заданием, добавим новое бревнышко в домик бобра.

X. Дифференциация звуков (П-Б) в текстах.

Самостоятельная работа детей 

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне текста, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- Прочитайте текст (по перфокартам), подставьте в слова нужную букву.

Текст:                              

Ноябрь.

      Пришёл последний месяц осени – ноябрь. Погода пасмурная.  Подул порывистый ветер. С деревьев полетели бурые листья.   В лесу можно наблюдать листопад. Улетели последние птицы. Всё в природе готово к наступлению зимы.      

Проводится проверка выполненной работы. Дети по цепочке зачитывают предложения, уточняя наличие букв П-Б.

- Назовите, какой месяц наступит после ноября. (Декабрь).

- Определите, какой из изучаемых нами звуков есть в этом слове.  [Б].

- Вы в очередной раз справились с заданием и достроили хатку для бобра. Бобёр очень доволен и говорит вам: «Ребята, спасибо».

- А знаете ли вы, что размер хаток у бобров различен. Они служат бобрам многие годы, ежегодно ремонтируются, достраиваются и иногда достигают огромных размеров.

Так, в Воронежской области есть хатка, высота которой 2,5 м, а ширина её – 12 м. А самая большая бобровая плотина находится в Северной Америке. Её длина – 625 м, ширина – 7 м, а высота –

4,3 м.

XI. Подведение итога занятия. Рефлексия

Цель: рефлексия способов действия

- Итак, подведем итог урока. Вспомним цели занятия. Мы их достигли? (да)

- Чем мы занимались на занятии?  (Устанавливали сходство и различие между звуками [П]-[Б]).

- Что общего между звуками [П]-[Б]?  (согласные, твёрдые, одинаковая преграда во рту - губы).

- Чем отличаются звуки друг от друга? (звук  [П] – глухой,

звук [Б] - звонкий).

XII. Оценивание работы учащихся

Цель: организация  оценивания учащимися собственной деятельности на уроке, осознание учащимися того, что ими усвоено, а что нет

- Оцените свою работу на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось на уроке… быть внимательным,

все задания выполнить без ошибок

Я могу похвалить себя за … старательность, активность, аккуратность

Мне надо еще поработать над… этой темой, еще допускаю много ошибок

- Сегодня на уроке хорошо работали… Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

Предъявляются картинки с изображением осенних пейзажей

 

 

 

 

 

Показ картинки с изображением бобра. Под картинкой бобра – осенние листья клена с написанными слогами

 

Предъявляются слова «хатка» и «плотина»

 

 

 

 

 

 

Работа с предметными картинками

 

 

Работа по табличкам с буквами П п, Б б

 

Работа с карточками – символами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Работа с индивидуальными зеркалами

 

 

 

Работа с таблицей «Характеристика звуков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Учитель-логопед устанавливает первое брёвнышко в фундамент домика

 

 

Работа в тетрадях

Работа по карточкам с элементами букв

 

 

 

 

Работа со слоговой таблицей

 

2-ой столбик таблицы читается слева - направо и  справа - налево

 

 

 

Игра с мячом

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Работа с сигнальными карточками

 

 

 

Работа с предметными картинками

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с цифровыми линейками

 

 

 

 

Учитель-логопед устанавливает второе брёвнышко в домик бобра

 

 

 

 

Работа по карточкам, на которых написаны слова-паронимы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение пальцами букв с использованием карандаша

 

 

  

Учитель-логопед устанавливает третье брёвнышко в домик бобра

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Работа с фигурками лодок и со словами с пропущенными буквами П-Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа у доски, затем в тетрадях

 

Работа в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

Уточняется написание слова «суббота»

 

 

Учитель-логопед устанавливает четвёртое брёвнышко в домик бобра

 

 

 

Работа у доски и в тетрадях

 

 

 

 

Учитель-логопед устанавливает пятое брёвнышко в домик бобра

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по перфокартам под музыку

 

 

Проводится проверка выполненной работы

 

 

Учитель-логопед устанавливает последнее, шестое брёвнышко в домик бобра и переворачивает листики со слогами «Ребята, спасибо»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.