12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степаненко Валентина Ивановна3087
Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 50 лет. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
12

Конспект урока по окружающему миру на тему: «О чём может рассказать герб»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа »

О чём может рассказать герб

Конспект урока по предмету «Окружающему мир».

4 класс (10-11лет)

Автор Степаненко Валентина Ивановна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория.


Цели урока: обеспечить условия для формирования:

  • ключевых образовательных компетентностей через расширение знаний учащихся о гербе, познакомить с гербом г. Лахденпохья
  • интеллектуальной компетентности через развитие умения анализировать (работа с текстом карточек), сравнивать (работа с гербами городов), обобщать;
  • социальной компетентности через совершенствование умения ставить цели своей деятельности, работать в группе, оценивать свою работу на уроке;
  • информационно – коммуникативных компетенций через умения находить информацию в разных источниках, высказывать свои мысли, задавать и ставить вопросы и быть готовым к толерантному общению;
  • компетентности продуктивной творческой деятельности через нестандартные задания на уроке и творческое домашнее задание.

Структура урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «О чём могут рассказать гербы».

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Ивановна. Я проведу сегодня у вас урок окружающего мира.

Основная часть

 

Слайд 2.

- Посмотрите на экран и скажите, какое слово «лишнее» в данном ряду?

Герб, гимн, Москва, флаг.

- Почему? (Москва – это город, остальные слова обозначают государственные символы)

 

Слайд 3.

Я прочитаю вам определение одного из этих государственных символов из словаря Ожегова, попробуйте догадаться, о каком символе пойдёт речь на нашем уроке.

«Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах» (Герб)

 

Слайд 4.

- Кто из вас знает, как называется наука о гербах?

ГЕРА́ЛЬДИКА - раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю; описание гербов.

- Как называется человек, который занимается этой наукой?

ГЕРАЛЬДИСТ – человек, занимающий изучением, составлением, описанием гербов.

Сегодня на уроке мы будем заниматься геральдикой, и каждый из вас попробует стать геральдистом. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно читать.

- Как вы думаете, о чём может рассказать нам герб города?

Герб рассказывает о самом главном в судьбе города: об его истории, географическом положении, его внешнем облике, обычаях, традициях и занятиях его жителей.

На гербе города изображено что-то очень дорогое для его жителей. Это могут быть его героические страницы истории, та профессия, которой он кормился, славился, растение или животное в изобилии водящиеся в округе. То есть то, чем город гордится.

Все гербы составляются по правилам, с ними мы сейчас познакомимся.

Герб состоит из целого ряда элементов, одни из них встречаются во всех гербах, другие - могут отсутствовать.

- Как вы думаете, что является основой герба? В основном элементы герба произошли от экипировки рыцаря.

 

Слайд 5

Основой герба является – щит.

В геральдике установилось пять основных форм или типов гербового щита: варяжский, испанский, итальянский, французский и германский.

- Как вы думаете, какая форма герба чаще всего применяют геральдисты и почему?

Наиболее распространена французская форма, поскольку она удобна для рассечения щита на ряд полей и для расположения на ней геральдических фигур. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной.

 

Слайд 6.

Щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем

Существует три основных способа деления щита:

рассечение (горизонтально)

пересечение (вертикально)

скошение справа и слева.

Деление щита может быть трёхчастным и четверочастным.

 

Слайд 7. В классической геральдике существует всего 7 цветов:

металл (золото и серебро)

эмаль (червлень, лазурь, зелень, чернь, пурпур)

- Какие названия цветов вам не понятны?

Для каждого цвета в классической геральдике существует свое толкование.

- Как вы думаете, символом чего являются эти цвета? Для этого мы проведём игру.

 

Слайд 8.

Игра «Угадай символ цвета» Правила игры. Слева написаны названия цветов. Справа – указан символ цвета. Ваша задача соединить цвет с его символом. Работа по парам.

1. Золото (жёлтый) символ любви, мужества

2. Серебро (белый, иногда серый) символ честности, верности, неба

3. Червлень (красный) символ богатства и справедливости

4. Лазурь (голубой, синий) символ мудрости и печали

5. Зелень (зелёный) символ могущества, щедрости

6. Пурпур (бордовый, фиолетовый) символ изобилия, надежды, луга

7. Чернь (чёрный) символ чистоты и правдивости

Проверка.

- У кого так?

Все фигуры, размещенные в щите, называют гербовыми.

Они подразделяются на геральдические (имеющие условное значение) и негеральдические.

 

9 слайд.

Негеральдические: животные, растения, человек и природные элементы, мифические фигуры, искусственные предметы, сделанные человеком.

Какое значение имеют некоторые негеральдические фигуры, нам предстоит решить.

- Как вы думаете, что обозначает: лев, дуб (медведь), раскрытая книга (факел), леопард, лавр, пчела, змея, орёл, собака, дракон, солнце, журавли?

Задание. Раздать карточки с названием геральдических фигур.

Работа по группам.

- Проверка. У кого лев? Что обозначает? Прочитайте как правильно. И т. д.

 

Слайд 10. Проверить на слайде.

Лев - символ силы и власти, мужества и благородства;

Дуб, медведь - сила, мужество;

Факел, раскрытая книга - знание;

Пчела - трудолюбие;

Лавр - слава;

Журавли - благоразумия

Змея - ум, изворотливость, внезапное нападение;

Дракон - могущество;

Орел – власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость.

Собака – верность, преданность, повиновение.

Леопард – храбрость, отвага.

Солнце – свет, богатство, изобилие.

Слайд 11. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

Слайд 12.

- Виды какого города вы видите?

- Имеет ли наш город герб?

- Где вы его видели?

- Как он выглядит?

- Знаете ли вы, кто автор этого герба?

(Нейкен Леопольд Леонидович – краевед, педагог, много лет проработавший директором школы и Степаненко Виктор Яковлевич – преподаватель ДХШ).

 

Слайд 13. Сейчас нам предстоит прочитать герб нашего города. В конвертах лежат памятки и текст с описанием герб.

- Что вы заметили в тексте? Пропуски слов.

Вначале прочитайте текст глазами.

Начинаем работу. Я читаю вопрос, вы отвечаете и вписываете пропущенное слово в текст.

Задание выполняют все.

1. На щите какого типа выполнен герб?

2.Что изображено в верхней части?

3. Что он символизирует?

4. Что изображено в правой части?

5. О чём говорит сноп на гербе?

6. Что изображено в левой части?

7. Символом чего стали журавли?

8. Во что переходят правая и левая части поля?

9. Какие цвета были использованы в гербе?

Герб Лахденпохья.

Герб нашего города выполнен на трёхцветном щите ___________________________ типа, закруглённого в нижней четверти. Щит разделён на три поля вертикальной линией и пересечением.

В верхней части щита изображён _________________. Это символ __________________, что указывает на приладожское положение район. В правой части изображён хлебный _____________. Сноп говорит о том, что наш район сельскохозяйственный. В левой части изображены летящие ___________________. Журавли - символ _________________, знак изобилия

Правая часть поля переходит в стилизованное изображение _____________, а левая – _____________. Это элементы государственного герба республики Карелия.

В гербе использованы цвета: _________________, _____________________, ___________________.

Авторы герба - краевед, педагог, проработавший много лет директором школы, Нейкен Леопольд Леонидович и преподаватель детской художественной школы Степаненко Виктор Яковлевич.

 

Слайд 14. Прочитайте текст, что получилось у вас.

Герб Лахденпохья.

Герб нашего города выполнен на трёхцветном щите испанского типа, закруглённого в нижней четверти. Щит разделён на три поля вертикальной линией и пересечением.

В верхней части щита изображён парусник. Это символ мореплавания, что указывает на приладожское положение района. В правой части изображён хлебный сноп. Сноп говорит о том, что наш район сельскохозяйственный. В левой части изображены летящие журавли. Журавли - символ благоразумия, знак изобилия.

Правая часть поля переходит в стилизованное изображение сосны, а левая – ели. Это элементы государственного герба республики Карелия.

В гербе использованы цвета: червлень, лазурь, зелень

Авторы герба - педагог, много лет проработавший директор школы, Нейкен Леопольд Леонидович и преподаватель детской художественной школы Степаненко Виктор Яковлевич

Обратить внимание учащихся на карту России. Найти на карте Карелию и наш город. Прикрепить герб на карту.

 

Слайд 15.

Сейчас нам предстоит сдать экзамен на звание геральдиста.

Давайте проведём игру «Угадай название города по описанию герба». Название городов мы видим на карте.

Вот Мурманск, Волгоград, Ханты- Мансийск. На экране 4 герба.

- Каким городам принадлежат эти гербы? Можно пользоваться геральдическими памятками.

Вначале выбираем по описанию герб, затем какому городу он принадлежит.

1. - Форма щита – французский щит

- Деление щита – двучастное путём пересечением

- Цвета - золото, лазурь (синий). Золотой цвет символизирует – день, лазурь (синий) – ночь.

- Силуэт лазоревой рыбы с золотыми глазами и жабрами – символизирует рыбную промышленность. Силуэт корабля (без паруса) – морской крупный порт. Полярное сияние – подчёркивает географическое положение города за Полярным кругом.

- Как вы думаете, какому городу принадлежит этот герб? (Мурманск)?

2. - Форма щита – французский щит

- Деление щита – разделён на две половины лентой медали

- Цвета - Красный цвет символизирует мужество, державность, кровь, пролитую за отечество, силу, энергию. Голубой цвет по всему полю в этой части герба символизирует реку, на которой он находится.

Зубцы крепостной стены – символизирует неприступную крепость на реке.

Медаль символизирует о том, что это город-герой.

Шестерня – развитую промышленность индустрию города.

Золотистый сноп пшеницы – символ изобилия это земли.

- О какой реке идёт речь (Волга)?

- Какой город представляет это герб (Волгоград)?

3. - Форма щита – французский щит

- Деление щита другое деление, внутри неправильной формы ромб.

- Цвета: золото, лазурь, серебро, зелень

Буровая вышка - ? (символизирует местонахождение нефти).

Силуэт соболя – ?(наличие пушнины).

Силуэт осётра – ? (наличие рыбного промысла).

2 еловые ветки – ? (географическое положение города в тайге).
 

- Какой город представляет это герб (Ханты-Мансийск)

Прикрепить гербы в уменьшенном размере на карту.

Герб под номером 4 принадлежит городу Краснополье, в котором я родилась и выросла. Находится он в Белоруссии. Герб моего города говорит, что основное богатство района - леса, а кувшин – обозначает традиционное занятие жителей – гончарство.

Итог урока

Мы сегодня прочитали маленькую часть гербов. А если прочесть все гербы нашей Родины и разложить их на большой географической карте России, то получится очень впечатляющая картина. Они разом отразят всё богатство, уникальность и величие нашей страны. А если над этой картой поместить большое изображение двуглавого орла, этой гордой, свободолюбивой птицы, то орел раскинет свои крылья над всей Россией. Он объединяет русские города под своими крыльями, опекает их, как своих птенцов, и защищает от всех бед и напастей от востока до запада, от крайнего севера до юга.

- О каком гербе я вела речь? ( Герб России) Слайд 15.

Вот и заканчивается наш урок.

- Кто из вас почувствовал себя геральдистом?

 

Слайд 16. Спросить:

- Вы знакомы с этим гербом? (Герб Карелии. На трехцветном (красный, синий, зеленый) щите варяжского типа изображен черно-золотой разъяренный медведь. Красный цвет на гербе символизирует пролитую кровь. Синий - карельские реки и озера. Зеленый - леса Карелии. Правая часть поля переходит в стилизованное изображение сосны, а левая – ели).

- Мы познакомились с гербом нашего города. Кроме нашего города, в Карелии есть другие города. Вашему вниманию я представила несколько гербов.

Дома опишите герб любого города Карелии.

План описания у вас есть на памятках.

 

Слайд 17. Спасибо за урок!

http://russia.facts.co/russiacoatofarms.png герб России

http://www.seans.ru/raznoe/images/gimn_RF_06.jpg гимн России

http://www.supermaritime.com/file/19585/flag_russia.gif флаг России

http://media.realitatea.ro/multimedia/image/200810/w298/image_122458102711800700_1.jpg картинка Москвы

http://www.excurs.ru/pravila/figures/Figures.htm#2f сайт гербовые фигуры

http://www.vevivi.ru/best/Negeraldicheskie-figury-ref157105.html конспект на информационно – образовательном портале

http://img02.darudar.org/s600/00/00/d6/f9/d6f9183a23559d32fe86a9a3e786956deb169513.gif герб Мурманска

http://norbekovclub.ru/images/branches/58/3.jpg герб Волгограда

http://www.югражданин.рф/upload/iblock/e1a/e1a9eee91bf808b60d6621339645bba4.png герб Ханты-мансийска

http://www.gants-region.info/encyclopaedia/12/11/001.jpg герб Краснополья

http://m.oilcapital.ru/upload/iblock/bc9/gerb.gif герб Карелии

http://img.travel.ru/images2/2007/05/object109938/segeja_alark.karelia.ru_240x120.jpg герб Сегежи

http://heraldry.hobby.ru/l/loukhi.gif герб Лоухи

http://abali.ru/wp-content/uploads/2013/06/gerb_Medvezhegorsk.png герб Медвежьегорска

http://www.ugresh.ru/pobratim/pobrat10.gif герб Беломорска

http://vedlozero.ru/images/stories/landen.gif герб Лахденпохья

http://jetworks.ru/media/articles/Lahdenpohya.jpg фото Лахденпохья

http://e-school.karelia.ru/lahden/PublishingImages/image625.jpg фото школы

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (3)

Федорова Людмила Ивановна, 06.07.16 в 03:21 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, воспользуюсь частью материала.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.