Конспект урока математики для 2 класса «Решение задач с составлением схематического рисунка или чертежа»
Технологическая карта пробного урока математики ТЕМА «Решение задач с составлением схематического чертежа или схематического рисунка» | Цели урока: Содержательная: Закреплять умение решать задачи в два действия с составлением схематических рисунков и чертежей Деятельностная: способствовать формированию УУД. Задачи обучения. Личностные: Метапредметные: регулятивные: - Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу общеучебные: - Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве логические: - Развивать умение использовать знаково-символические средства для решения задач постановки и решения проблемы: - Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач 3. коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Предметные: - Развивать умение применять математические знания и представления для решения учебных задач | |
| | |
УМК «Школа России» Технология обучения – проблемно-диалогическая Тип знания Тип урока – урок закрепления |
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности. Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством стихотворения Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства слуховая Формы и методы контроля фронтальная | ||||||||||||||
- Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. | Слушают стихотворение | ЛИЧНОСТНЫЕ: Способствовать появлению учебно-познавательного интереса к учебному материалу. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: ….. (Р) Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (П) Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (К) | ||||||||||||
Меня зовут Анастасия Ильинична, и сегодня я проведу у вас урок математики. Надеюсь, что работать вы будете активно и мы, действительно, не будем с вами терять ни минуты. Начать наш урок я хочу с пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Как вы ее понимаете? -Действительно, и я надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы будете трудиться и мы вместе с вами добьемся успехов. | Чтобы достичь высоких результатов нужно трудиться. | |||||||||||||
Откройте свои тетради, запишите число и классная работа. | | | ||||||||||||
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений Цель. Повторить изученные способы действий, понятия, алгоритмы (правила), свойства и т. п. и выявить типичные и индивидуальные затруднения учащихся. | ||||||||||||||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности фронтальная, индивидуальная Дидактические средства слуховая, аудиальная, зрительная Формы и методы контроля фронтальная | ЛИЧНОСТНЫЕ: Способствовать появлению учебно-познавательного интереса к учебному материалу. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) ….. (Р) 2) Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (П) 3) Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (К) | |||||||||||||
-Возьмите маленькие листочки, которые лежат у вас на краю стола, возьмите в руки ручки. Я буду называть вам выражения а вы записывайте только значение выражений в столбик. 6 ⋅ 6 (шесть умножить на шесть) 4 ⋅ 6 (первый множитель 4, второй множитель 6, запишите произведение) 24:6 (делимое 24, делитель 6, запишите частное) 48:6 (48 разделить на 6) 7 ⋅ 6 ( запишите произведение 7 и 6) -Возьмите ручку другого цвета или карандаш. Я называю ответ, если он записан у вас верно справа от примера ставьте плюс, если неверно – минус. -36, 24, 4, 8, 42. -Поднимите руку те, у кого не было ни одной ошибки. -Поднимите руку те, у кого одна ошибка -Те, у кого две и более ошибок -Что посоветуем тем, кто допустил ошибки? | Решают примеры Проверяют решение Тренироваться в решении примеров, повторять таблицу умножения и деления. | |||||||||||||
Задание 2. Форма организации учебной деятельности фронтальная, индивидуальная Дидактические средства слуховая, аудиальная, зрительная Формы и методы контроля фронтальная | ||||||||||||||
-Посмотрите на слайд и прочтите задание
| - Найдите ответ на данные примеры и сопоставьте найденные числа с номерами букв в порядке возрастания, составив слово. 36:9=З | |||||||||||||
- Сейчас вам дается 1 минута на решение задания и составление слова. Кто закончит, отложите ручки, чтобы я видела вашу готовность. | Приступают к заданию. | |||||||||||||
Какое слово у вас получилось? Думаю, вы догадались, чем мы будем заниматься дальше | Задача | |||||||||||||
Задание 2. Форма организации учебной деятельности фронтальная, индивидуальная Дидактические средства слуховая, аудиальная, зрительная Формы и методы контроля фронтальная | ||||||||||||||
- Решите задачу и составьте к ней схематический чертеж. На выполнение задания даю вам 2 минуты. | Решают задачу | |||||||||||||
На кружок шахмат пошли 6 ребят, а на теннис − в 3 раза больше. Сколько всего ребят отправились на кружки? | ||||||||||||||
Все, время закончилось, отложите ручки и посмотрите на слайд. Сверьте свой схематический чертеж, решение и ответ. Подчеркните место, где у вас была допущена ошибка. 6 р. Ш . Т . ? 6*3 = 18 (р.) – пошли на теннис 6+18= 24 (р.) – отправились на кружки Ответ: 24 ребенка. | | | ||||||||||||
Выявление места и причины затруднения. Цель. Организовать работу по выявлению места и причины ошибок на основе анализа работ учащихся. Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства слуховая, аудиальная, зрительная Формы и методы контроля фронтальная | ||||||||||||||
С какой проблемой мы столкнулись? | Нам не хватило времени на выполнение задания | | ||||||||||||
Почему она возникла? | Мы решаем задачу дольше отведенного вами времени | ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) Способствовать развития способности к оценке своей учебной деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. 1. регулятивные: - Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем 2. познавательные: - Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных зада | ||||||||||||
Кто успел решить задачу полностью и верно составил к ней схематический чертеж? Кто составил только схематический чертеж? Кто составил схематический чертеж и выполнил первое действие? Кто выполнил оба действия и получил ответ, но не смог составить схематический чертеж? Кто решил задачу в 1 действие? Кто решил задачу в 2 действия? Кто верно записал ответ? | Ответы детей | |||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока, построению плана достижения цели. Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства слуховая, аудиальная, зрительная Формы и методы контроля фронтальная | ||||||||||||||
Что мы должны делать для того, чтобы у нас не возникало таких ошибок? Чтобы мы правильно составляли схематический чертеж? Чтобы мы правильно выполняли решение? Чтобы мы находили верный ответ? Давайте построим план нашего урока.
-нужно ли нам вспомнить как составлять схематические чертежи и рисунки к задачам? -нужно ли нам проверить себя? -Хорошо, надеюсь к концу нашего урока мы с вами выполним все, что задумали. | Рассмотреть, как решать подобные задачи Вспомнить, как составлять схематические чертежи и рисунки Потренироваться в решении задач в два действия Проверить себя | | ||||||||||||
Реализация построенного проекта Цель. Организовать работу над ошибками. | ||||||||||||||
Задание 1 Форма организации учебной деятельности фронтальная, индивидуальная Дидактические средства зрительная, слуховая, аудиальная Формы и методы контроля фронтальная | ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) Способствовать развития способности к оценке своей учебной деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. 1. регулятивные: - Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем 2. познавательные: - Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | |||||||||||||
- Давайте вспомним, как нужно решать правильно такие задачи. - Прочитайте условие задачи. 1. Анализ задачи -О чем говорится в задаче? -Что известно в задаче? -Что неизвестно в задаче? -Как вы думаете, количество игравших в футбол будет больше количества игравших в городки? -Как вы думаете, ответ задачи будет больше числа 10? -Составим чертеж к задаче -Каким отрезком мы обозначим ребят, играющих в городки? -А каким обозначим играющих в футбол? -Таким же как первый? -Почему? -Во сколько раз он должен быть больше чем первый? -Что означает дуга под первым отрезком? -Значит, сколько таких дуг будет под вторым отрезком? -Почему? -Что нам неизвестно? Куда нужно поставить вопросительные знаки? -Что нам нужно найти? -Значит что нам нужно поставить справа от отрезков? -Почему нам нужно поставить фигурную скобку? -Какой вопросительный знак нам нужно обвести? Для ответа на этот вопрос прочтите вопрос задачи
-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? -Почему? 2. Поиск решения От данных к вопросу -Зная, что в городки играли 6 ребят, а в футбол в 3 раза больше ребят, что мы можем найти? -Каким действием? -Почему умножением? -Какой предлог нам указывает на то, что это умножение? -Зная сколько ребят играли в городки и узнав сколько играли в футбол, что мы можем найти? -Каким действием? -Почему сложением? 3.Решение -Кто желает выйти к доске и записать решение задачи? Остальные работают в тетради -А теперь запишем решение в виде выражения, кто желает выйти? Остальные работают в тетради. 4.Проверка решения -Давайте проверим, верно ли мы решили задачу при помощи подстановки данных. -Что мы получим, если из 24 вычтем 18? -Это совпадает с данными задачи? -Какой вывод можно сделать? -Хорошо, продолжаем дальше решать подобные задачи. | О мальчиках В городки играли 6 ребят, а в футбол − в 3 раза больше. Сколько всего ребят играло в эти игры? Обозначим отрезком количество ребят, играющих в городки, тогда количество футболистов надо обозначить отрезком, который в 3 раза длиннее Нет Он будет длиннее, т.к. в футбол играли в 3 раза больше Будет три таких дуги, т.к. в футбол играли в 3 р.б. Неизвестно сколько ребят играли в футбол и неизвестно сколько всего ребят играли в игры. Фигурную скобку Т.к. нужно найти общее количество ребят Обвести напротив фигурной скобки, т.к. это вопрос задачи Нет Она решается в несколько действий Сколько ребят играли в футбол Умножением Т.к. нужно взять по шесть 3 раза Предлог в Сколько всего ребят играли в эти игры. -Сложением -Нужно взять количество игравших в городки да еще количество игравших в футбол; 6 да еще 18 1) 6 * 3 = 18 (р.) − играли в футбол; 6 + 6 ·3 = 24 (р.) Ответ: 24 ребенка. 6, 6 ребят играли в городки. Да Задача решена верно | |||||||||||||
А сейчас решим задачу со страницы 45 под номером 2. 1. Анализ задачи -Прочитайте задачу -О чем говорится в задаче? -Что известно в задаче? -Что неизвестно в задаче? -Составим схематический рисунок к задаче, вспомнить, как это делается можно на стр 38. Кто желает выйти к доске и составить схематический рисунок с объяснениями? Остальные работают в тетради. -Чем изобразим звездочки и фонарики? -Одинаковое ли количество звездочек и фонариков? -Если звездочек 6, а фонариков в 2 раза меньше, значит сколькими кружками надо изобразить фонарики? Звёздочки: 000 | 000 Фонарики: 00 -Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? -Почему? -Составим план решения задачи -Что найдем первым действием? -Каким действием? -Почему делением? -Что найдем вторым действием? -Каким действием? -Почему? -Запишем решение выражением. Кто желает выйти к доске? Остальные работают в тетради | На уроке труда мальчик сделал 6 звездочек, а фонариков в 2 раза меньше. Сколько всего звездочек и фонариков сделал мальчик? Сделай к задаче схематический рисунок и реши ее. О фигурках На уроке труда мальчик сделал 6 звездочек, а фонариков в 2 раза меньше Сколько всего звездочек и фонариков сделал мальчик? Обозначу каждую звёздочку квадратом; рисую 6 квадратов. Фонариков в 2 раза меньше, чем звёздочек. Чтобы узнать, сколько надо нарисовать фонариков, делю звёздочки на 2 равные части, получится по 3 в каждой части; фонариков будет столько, сколько звёздочек в одной части, т. е. 3; фонарики тоже обозначу квадратами, их 3» Звёздочки: 000 | 000 Фонарики: 000 Нет Она решается в два действия Сколько фонариков сделал мальчик Делением Потому что фонариков сделал столько же сколько звездочек, только в 2 раза меньше. Сколько всего игрушек сделал мальчик Сложением -Чтобы узнать сколько всего игрушек сделал мальчик нужно к количеству звездочек прибавить количество фонариков. 6 + 6 : 2 = 9 (игр.) – сделал мальчик. Ответ: 9 игрушек | |||||||||||||
В чем особенность таких задач? Во сколько действий они решаются? Нужно ли к ним составлять схематические чертежи или рисунки? | Они решаются в два действия. В них дано число, которое требуется увеличить или уменьшить в несколько раз, затем нужно найти сумму или разность полученного числа и данного. | |||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу Цель. Выявить индивидуальные затруднения в ходе самостоятельной работы учащихся. Форма организации учебной деятельности индивидуальная Дидактические средства зрительная, аудиальная, слуховая Формы и методы контроля фронтальная | ||||||||||||||
Посмотрите на слайд, сейчас вы должны будете самостоятельно решить задачу и записать решение в виде выражения. На столе лежало 5 яблок, а бананов в 2 раза больше. Сколько всего фруктов лежало на столе? -Давайте вместе составим схематический чертеж к задаче. -Каким отрезком изобразим яблоки? -А каким отрезком изобразим бананы? -Таким же? -Он будет длиннее или короче первого? -Почему длиннее? Яб. Б . ? в 2 р.б. -Что означает дуга под первым отрезком? -Сколько таких дуг будет под вторым отрезком? -Известно ли нам сколько было бананов? -Значит какой знак нам нужно поставить под вторым отрезком? -Нужна ли нам фигурная скобка? -Какой знак поставим рядом с фигурной скобкой? -Какой знак вопроса обведем? Для ответа на этот вопрос прочтите вопрос задачи. -Хорошо, отступите 2 клеточки от предыдущих записей и приступайте к решению задачи. | Отрезком в 5 клеточек Нет Длиннее первого Т.к. бананов было в 2 раза больше, поэтому второй отрезок будет в 2 раза длиннее, т.е. 10 клеточек, т.к. 5 умножить на 2 будет 10. 5 яблок Две Нет, но сказано что в 2 раза больше Знак вопроса Да Знак вопроса Около фигурной скобки Решают задачу | ЛИЧНОСТНЫЕ: Л ИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) Способствовать развития способности к оценке своей учебной деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. 1. регулятивные: - Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем 2. познавательные: - Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных зада | ||||||||||||
Сверьте решения с доской 5+5*2=15 (фр.) Ответ: 15 фруктов лежало на столе. | Анализируют выполненную работу Тренироваться в решении дома самостоятельно | |||||||||||||
У кого сейчас не возникло трудностей? У кого возникли? Что мы посоветуем тем, кто не справился с решением или не успел? | ||||||||||||||
Включение в систему знаний и повторение материала, изученного ранее Цель. Организовать закрепление нового знания в системе с ранее изученным материалом. Примерный план этапа: выполнение заданий, в которых изученные способы действий, понятия, алгоритмы (правила), свойства связываются с ранее изученными и между собой, выполнение заданий на использование изученного материала в нетиповых ситуациях. выполнение заданий на подготовку к изучению следующих тем. | ||||||||||||||
Задание Форма организации учебной деятельности фронтальная, сасостоятельная Дидактические средства аудиальные, зрительные, слуховые Формы и методы контроля фронтальная |
| |||||||||||||
Посмотрите на №3 в учебнике. Кто прочитает задание под цифрой Что нам нужно сделать?
Кто выйдет и решит у доски? Остальные решают в тетради. О чем говорится в задаче? Прочитайте условие задачи Прочитайте вопрос задачи Что мы найдем первым действием? Каким действием? Почему? Что мы найдем вторым действием? Каким действием? Почему? -Приступайте к решению задачи. | Об отрезках Длина первого отрезка 18 см, а длина второго в 3 раза меньше На сколько сантиметров длина второго отрезка меньше длины первого? Первым действием найдем длину второго отрезка. Делением Во втором отрезке см столько же сколько в первом, только в три раза меньше. Вторым действием найдем разницу между первым и вторым отрезком. Вычитанием. Во втором отрезке см столько же сколько в первом, только без 6. 18:3=6 (см) – длина второго отрезка 18-6=12 (см) – разница в длине первого и второго отрезка. Ответ: на 12 см меньше. Тренироваться дальше решать такие задачи | |||||||||||||
Сверьте свои ответы с решением у доски У кого не возникло ошибок? У кого были ошибки? Что пожелаем тем, у кого были ошибки? | ||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | ||||||||||||||
Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним план нашего урока, мы должны были Рассмотреть, как решать подобные задачи, Вспомнить, как составлять схематические чертежи и рисунки, Потренироваться в решении задач в два действия, Проверить себя. Все ли задачи мы выполнили? Что вам было сложно выполнять на уроке, где у вас были ошибки? Почему возникали эти ошибки, удалось ли нам их исправить? Как? | | | ||||||||||||
Что можно посоветовать тем ребятам, у кого получается решать такие задачи, но они решают их медленно? | Потренироваться в скорости решения, для этого нужно самостоятельно решать много задач | |||||||||||||
Что было легко выполнять на уроке? Какие задания? | | |||||||||||||
Урок окончен. | |