Конспект урока математики для 2 класса «Решение задач с составлением схематического рисунка или чертежа»

1
0
Материал опубликован 17 November 2019

Технологическая карта

пробного урока математики

ТЕМА «Решение задач с составлением схематического чертежа или схематического рисунка»


Цели урока:

Содержательная: Закреплять умение решать задачи в два действия с составлением схематических рисунков и чертежей

Деятельностная: способствовать формированию УУД.

Задачи обучения.

Личностные:
-
Способствовать овладению основами логического и алгоритмического мышления, математической речи.
- Способствовать появлению учебно-познавательного интереса к учебному материалу.
- Способствовать развития способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные:

- Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу
- Развивать умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
- Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

общеучебные:

- Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
- Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме

логические:

- Развивать умение использовать знаково-символические средства для решения задач

постановки и решения проблемы:

- Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач

3. коммуникативные:

- Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Предметные:

- Развивать умение применять математические знания и представления для решения учебных задач
- Развивать умение самостоятельно составлять выражения
- Развивать умение выполнять письменно арифметические действия с числами
- Развивать умение проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.)
- Развивать умение оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи
























УМК «Школа России»


Технология обучения – проблемно-диалогическая


Тип знания


Тип урока – урок закрепления



ХОД УРОКА


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Мотивация к учебной деятельности.

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством стихотворения

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства слуховая

Формы и методы контроля фронтальная

- Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Слушают стихотворение

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Способствовать появлению учебно-познавательного интереса к учебному материалу.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

.. (Р)

Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (П)

Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (К)


Меня зовут Анастасия Ильинична, и сегодня я проведу у вас урок математики. Надеюсь, что работать вы будете активно и мы, действительно, не будем с вами терять ни минуты.

Начать наш урок я хочу с пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Как вы ее понимаете?

-Действительно, и я надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы будете трудиться и мы вместе с вами добьемся успехов.







Чтобы достичь высоких результатов нужно трудиться.

Откройте свои тетради, запишите число и классная работа.



Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений

Цель. Повторить изученные способы действий, понятия, алгоритмы (правила), свойства и т. п. и выявить типичные и индивидуальные затруднения учащихся.

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства слуховая, аудиальная, зрительная

Формы и методы контроля фронтальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Способствовать появлению учебно-познавательного интереса к учебному материалу.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1) ….. (Р)

2) Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (П)

3) Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (К)

-Возьмите маленькие листочки, которые лежат у вас на краю стола, возьмите в руки ручки. Я буду называть вам выражения а вы записывайте только значение выражений в столбик.

6 6 (шесть умножить на шесть)

4 6 (первый множитель 4, второй множитель 6, запишите произведение)

24:6 (делимое 24, делитель 6, запишите частное)

48:6 (48 разделить на 6)

7 6 ( запишите произведение 7 и 6)

-Возьмите ручку другого цвета или карандаш. Я называю ответ, если он записан у вас верно справа от примера ставьте плюс, если неверно – минус.

-36, 24, 4, 8, 42.

-Поднимите руку те, у кого не было ни одной ошибки.

-Поднимите руку те, у кого одна ошибка

-Те, у кого две и более ошибок

-Что посоветуем тем, кто допустил ошибки?






Решают примеры







Проверяют решение




Тренироваться в решении примеров, повторять таблицу умножения и деления.

Задание 2.

Форма организации учебной деятельности фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства слуховая, аудиальная, зрительная

Формы и методы контроля фронтальная

-Посмотрите на слайд и прочтите задание


4

2

3

1

5

6

А

А

Д

З

Ч

А


- Найдите ответ на данные примеры и сопоставьте найденные числа с номерами букв в порядке возрастания, составив слово.

36:9=З
12:4=А
16:8=Д
4:4=А
15:3=Ч
26:4=А

- Сейчас вам дается 1 минута на решение задания и составление слова. Кто закончит, отложите ручки, чтобы я видела вашу готовность.

Приступают к заданию.

Какое слово у вас получилось?

Думаю, вы догадались, чем мы будем заниматься дальше

Задача

Задание 2.

Форма организации учебной деятельности фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства слуховая, аудиальная, зрительная

Формы и методы контроля фронтальная

- Решите задачу и составьте к ней схематический чертеж. На выполнение задания даю вам 2 минуты.

Решают задачу

На кружок шахмат пошли 6 ребят, а на теннис − в 3 раза больше.

Сколько всего ребят отправились на кружки?


Все, время закончилось, отложите ручки и посмотрите на слайд. Сверьте свой схематический чертеж, решение и ответ. Подчеркните место, где у вас была допущена ошибка.


t1573986290aa.gif6 р.

Шt1573986290ab.gif .


Тt1573986290ab.gift1573986290ab.gift1573986290ab.gif .

?

6*3 = 18 (р.) – пошли на теннис

6+18= 24 (р.) – отправились на кружки

Ответ: 24 ребенка.



Выявление места и причины затруднения.

Цель. Организовать работу по выявлению места и причины ошибок на основе анализа работ учащихся.

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства слуховая, аудиальная, зрительная

Формы и методы контроля фронтальная

С какой проблемой мы столкнулись?

Нам не хватило времени на выполнение задания


Почему она возникла?

Мы решаем задачу дольше отведенного вами времени

ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) Способствовать развития способности к оценке своей учебной деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. 1. регулятивные: - Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем 2. познавательные: - Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных зада

Кто успел решить задачу полностью и верно составил к ней схематический чертеж?

Кто составил только схематический чертеж?

Кто составил схематический чертеж и выполнил первое действие?

Кто выполнил оба действия и получил ответ, но не смог составить схематический чертеж?

Кто решил задачу в 1 действие?

Кто решил задачу в 2 действия?

Кто верно записал ответ?






Ответы детей

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока, построению плана достижения цели.

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства слуховая, аудиальная, зрительная

Формы и методы контроля фронтальная

Что мы должны делать для того, чтобы у нас не возникало таких ошибок?

Чтобы мы правильно составляли схематический чертеж?

Чтобы мы правильно выполняли решение?

Чтобы мы находили верный ответ?

Давайте построим план нашего урока.


Наводящие вопросы:
-мы должны рассмотреть как решаются подобные задачи?

-нужно ли нам вспомнить как составлять схематические чертежи и рисунки к задачам?
-нужно ли нам тренироваться в решении задач? 

-нужно ли нам проверить себя?

-Хорошо, надеюсь к концу нашего урока мы с вами выполним все, что задумали.



Рассмотреть, как решать подобные задачи

Вспомнить, как составлять схематические чертежи и рисунки

Потренироваться в решении задач в два действия

Проверить себя


Реализация построенного проекта

Цель. Организовать работу над ошибками.

Задание 1

Форма организации учебной деятельности фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства зрительная, слуховая, аудиальная

Формы и методы контроля фронтальная

ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) Способствовать развития способности к оценке своей учебной деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. 1. регулятивные: - Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем 2. познавательные: - Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

- Давайте вспомним, как нужно решать правильно такие задачи.

- Прочитайте условие задачи.

1. Анализ задачи

-О чем говорится в задаче?

-Что известно в задаче?

-Что неизвестно в задаче?

-Как вы думаете, количество игравших в футбол будет больше количества игравших в городки?

-Как вы думаете, ответ задачи будет больше числа 10?

-Составим чертеж к задаче

-Каким отрезком мы обозначим ребят, играющих в городки?

-А каким обозначим играющих в футбол?

-Таким же как первый?

-Почему?

-Во сколько раз он должен быть больше чем первый?

-Что означает дуга под первым отрезком?

-Значит, сколько таких дуг будет под вторым отрезком?

-Почему?

-Что нам неизвестно? Куда нужно поставить вопросительные знаки?

-Что нам нужно найти?

-Значит что нам нужно поставить справа от отрезков?

-Почему нам нужно поставить фигурную скобку?

-Какой вопросительный знак нам нужно обвести? Для ответа на этот вопрос прочтите вопрос задачи

t1573986290ac.png

-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

-Почему?



2. Поиск решения

От данных к вопросу

-Зная, что в городки играли 6 ребят, а в футбол в 3 раза больше ребят, что мы можем найти?

-Каким действием?

-Почему умножением?

-Какой предлог нам указывает на то, что это умножение?


-Зная сколько ребят играли в городки и узнав сколько играли в футбол, что мы можем найти?

-Каким действием?

-Почему сложением?

3.Решение

-Кто желает выйти к доске и записать решение задачи? Остальные работают в тетради

-А теперь запишем решение в виде выражения, кто желает выйти? Остальные работают в тетради.

4.Проверка решения

-Давайте проверим, верно ли мы решили задачу при помощи подстановки данных.

-Что мы получим, если из 24 вычтем 18?

-Это совпадает с данными задачи?

-Какой вывод можно сделать?

-Хорошо, продолжаем дальше решать подобные задачи.




О мальчиках

В городки играли 6 ребят, а в футбол − в 3 раза больше.

Сколько всего ребят играло в эти игры?


Обозначим отрезком количество ребят, играющих

в городки, тогда количество футболистов надо обозначить отрезком, который в 3 раза длиннее


Нет

Он будет длиннее, т.к. в футбол играли в 3 раза больше



Будет три таких дуги, т.к. в футбол играли в 3 р.б.

Неизвестно сколько ребят играли в футбол и неизвестно сколько всего ребят играли в игры.

Фигурную скобку

Т.к. нужно найти общее количество ребят

Обвести напротив фигурной скобки, т.к. это вопрос задачи






Нет

Она решается в несколько действий



Сколько ребят играли в футбол


Умножением

Т.к. нужно взять по шесть 3 раза

Предлог в



Сколько всего ребят играли в эти игры.


-Сложением

-Нужно взять количество игравших в городки да еще количество игравших в футбол; 6 да еще 18


16 * 3 = 18 (р.) − играли в футбол;
26 + 18 = 24 (р.) − играли в игры.
Ответ: 24 ребенка.

6 + 6 ·3 = 24 (р.)

Ответ: 24 ребенка.


6, 6 ребят играли в городки.

Да


Задача решена верно

А сейчас решим задачу со страницы 45 под номером 2.

1. Анализ задачи

-Прочитайте задачу




-О чем говорится в задаче?

-Что известно в задаче?



-Что неизвестно в задаче?



-Составим схематический рисунок к задаче, вспомнить, как это делается можно на стр 38. Кто желает выйти к доске и составить схематический рисунок с объяснениями? Остальные работают в тетради.

-Чем изобразим звездочки и фонарики?

-Одинаковое ли количество звездочек и фонариков?

-Если звездочек 6, а фонариков в 2 раза меньше, значит сколькими кружками надо изобразить фонарики?


Звёздочки: 000 | 000

Фонарики: 00




-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

-Почему?


-Составим план решения задачи

-Что найдем первым действием?

-Каким действием?

-Почему делением?


-Что найдем вторым действием?

-Каким действием?

-Почему?



-Запишем решение выражением. Кто желает выйти к доске? Остальные работают в тетради


На уроке труда мальчик сделал 6 звездочек, а фонариков в 2 раза меньше. Сколько всего звездочек и фонариков сделал мальчик? Сделай к задаче схематический рисунок и реши ее.


О фигурках

На уроке труда мальчик сделал 6 звездочек, а фонариков в 2 раза меньше


Сколько всего звездочек и фонариков сделал мальчик?


Обозначу каждую звёздочку квадратом;

рисую 6 квадратов. Фонариков в 2 раза меньше, чем звёздочек.

Чтобы узнать, сколько надо нарисовать фонариков, делю звёздочки на 2 равные части, получится по 3 в каждой части; фонариков будет столько, сколько звёздочек в одной части, т. е. 3;

фонарики тоже обозначу квадратами, их 3»

Звёздочки: 000 | 000

Фонарики: 000





Нет

Она решается в два действия


Сколько фонариков сделал мальчик


Делением

Потому что фонариков сделал столько же сколько звездочек, только в 2 раза меньше.

Сколько всего игрушек сделал мальчик

Сложением

-Чтобы узнать сколько всего игрушек сделал мальчик нужно к количеству звездочек прибавить количество фонариков.

6 + 6 : 2 = 9 (игр.) – сделал мальчик.

Ответ: 9 игрушек

В чем особенность таких задач?

Во сколько действий они решаются?

Нужно ли к ним составлять схематические чертежи или рисунки?

Они решаются в два действия. В них дано число, которое требуется увеличить или уменьшить в несколько раз, затем нужно найти сумму или разность полученного числа и данного.

Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу

Цель. Выявить индивидуальные затруднения в ходе самостоятельной работы учащихся.

Форма организации учебной деятельности индивидуальная

Дидактические средства зрительная, аудиальная, слуховая

Формы и методы контроля фронтальная

Посмотрите на слайд, сейчас вы должны будете самостоятельно решить задачу и записать решение в виде выражения.

На столе лежало 5 яблок, а бананов в 2 раза больше. Сколько всего фруктов лежало на столе?

-Давайте вместе составим схематический чертеж к задаче.

-Каким отрезком изобразим яблоки?

-А каким отрезком изобразим бананы?

-Таким же?

-Он будет длиннее или короче первого?

-Почему длиннее?

Яб.

Бt1573986290ad.gift1573986290ad.gif .

? в 2 р.б.

-Что означает дуга под первым отрезком?

-Сколько таких дуг будет под вторым отрезком?

-Известно ли нам сколько было бананов?

-Значит какой знак нам нужно поставить под вторым отрезком?

-Нужна ли нам фигурная скобка?

-Какой знак поставим рядом с фигурной скобкой?

-Какой знак вопроса обведем? Для ответа на этот вопрос прочтите вопрос задачи.

-Хорошо, отступите 2 клеточки от предыдущих записей и приступайте к решению задачи.







Отрезком в 5 клеточек

Нет

Длиннее первого


Т.к. бананов было в 2 раза больше, поэтому второй отрезок будет в 2 раза длиннее, т.е. 10 клеточек, т.к. 5 умножить на 2 будет 10.


5 яблок

Две

Нет, но сказано что в 2 раза больше

Знак вопроса

Да

Знак вопроса

Около фигурной скобки


Решают задачу

ЛИЧНОСТНЫЕ:



Лt1573986290ad.gif ИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) Способствовать развития способности к оценке своей учебной деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. 1. регулятивные: - Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем 2. познавательные: - Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных зада

Сверьте решения с доской

5+5*2=15 (фр.)

Ответ: 15 фруктов лежало на столе.


Анализируют выполненную работу





Тренироваться в решении дома самостоятельно

У кого сейчас не возникло трудностей?

У кого возникли?

Что мы посоветуем тем, кто не справился с решением или не успел?

Включение в систему знаний и повторение материала, изученного ранее

Цель. Организовать закрепление нового знания в системе с ранее изученным материалом.

Примерный план этапа:

выполнение заданий, в которых изученные способы действий, понятия, алгоритмы (правила), свойства связываются с ранее изученными и между собой,

выполнение заданий на использование изученного материала в нетиповых ситуациях.

выполнение заданий на подготовку к изучению следующих тем.

Задание

Форма организации учебной деятельности фронтальная, сасостоятельная

Дидактические средства аудиальные, зрительные, слуховые

Формы и методы контроля фронтальная

Посмотрите на №3 в учебнике. Кто прочитает задание под цифрой Что нам нужно сделать?

t1573986290ae.png

Кто выйдет и решит у доски? Остальные решают в тетради.

О чем говорится в задаче?

Прочитайте условие задачи

Прочитайте вопрос задачи

Что мы найдем первым действием?

Каким действием?

Почему?

Что мы найдем вторым действием?

Каким действием?

Почему?


-Приступайте к решению задачи.















Об отрезках

Длина первого отрезка 18 см, а длина второго в 3 раза меньше

На сколько сантиметров длина второго отрезка меньше длины первого?

Первым действием найдем длину второго отрезка.

Делением

Во втором отрезке см столько же сколько в первом, только в три раза меньше.

Вторым действием найдем разницу между первым и вторым отрезком.

Вычитанием.

Во втором отрезке см столько же сколько в первом, только без 6.

18:3=6 (см) – длина второго отрезка

18-6=12 (см) – разница в длине первого и второго отрезка.

Ответ: на 12 см меньше.



Тренироваться дальше решать такие задачи

Сверьте свои ответы с решением у доски

У кого не возникло ошибок?

У кого были ошибки?

Что пожелаем тем, у кого были ошибки?

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Наш урок подходит к концу.

Давайте вспомним план нашего урока, мы должны были Рассмотреть, как решать подобные задачи, Вспомнить, как составлять схематические чертежи и рисунки, Потренироваться в решении задач в два действия, Проверить себя. Все ли задачи мы выполнили?

Что вам было сложно выполнять на уроке, где у вас были ошибки? Почему возникали эти ошибки, удалось ли нам их исправить? Как?



Что можно посоветовать тем ребятам, у кого получается решать такие задачи, но они решают их медленно?

Потренироваться в скорости решения, для этого нужно самостоятельно решать много задач

Что было легко выполнять на уроке? Какие задания?


Урок окончен.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.