12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Витищенко Виктория Николаевна35
Россия, Тульская обл., Тула

Семья и семейные ценности. Отношение детей и матерейPPTX / 4.09 Мб

/data/files/t1706349466.pptx (Семья и семейные ценности. Отношение детей и матерей) Технологическая карта урока ОРКСЭ

Класс: 4 г

Учитель: Витищенко Виктория Николаевна

Направление деятельности: Воспитание патриотических, нравственных чувств и этического сознания 
Тема урока: « Семья и семейные ценности. Отношение детей и матерей»

Цель мероприятия: показать детям ценность материнского к ним отношения.
УУД:

Личностные: умение устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом, этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;  строить логическую цепь рассуждений.
Регулятивные: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в деятельности. 
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать учителя, товарища, правильно выражать свои мысли в речи.

Задачи мероприятия в области воспитания, образования, развития, социальной коммуникации и воспитания:
– воспитание морально – нравственных качеств личности, любовь и уважение к матерям;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально– нравственной отзывчивости

формирование эстетических потребностей;

- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

образования

- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей;

- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

- умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
развития

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;

- умение слушать и слышать, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности.

Межпредметные связи:  русский язык, родной язык, литературное чтение, литературное чтение на родном языке, музыка, окружающий мир.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная

Методы работы: словесные репродуктивные методы (рассказ, беседа), частично-поисковые методы (эвристическая беседа.), аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов), практические методы (написание слов для матери)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи, видеозаписи песен о матери, листочки-сердечки.


 


 

Технологическая карта урока

 

Этап занятия

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности

 

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. (Слайд 1)

Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

Передают свое настроение улыбками.

Личностные УУД 

       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.        нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.


 

 

2

Постановка проблемы

 

 

Ребята, сейчас мы с вами прослушаем песню. Постарайтесь запомнить, о ком и как поется в этой песне?

Звучит песня А. Герман «Колыбельная сыну».

Скажите, вы слышали эту песню?

 

Кто, кому и когда исполняет эту песню? Как поет мама песню сыночку? О чем поется в этой песне?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эту песню поет советская певица Анна Герман. Она называется «Колыбельная сыну». (Слайд 2)

В честь своего мужа она назвала сына Збигневом. 
Супруги называли его Воробышком и фиксировали каждое движение:
"Воробышек улыбнулся!" "Воробышек сказал первое слово!". 
Именно эти слова звучат и в колыбельной... (Слайд 3)

 

Дети слушают песню.

 

 

 

Ответы детей.

 

Эту песню поет мама своему сыну, когда укладывает его спать. Это колыбельная. Она поет ее ласково, нежно, мелодично.

В этой песне поется о том, что всем, даже маленьким птичкам пора ложиться спать. В песне поется о том, что малыш скоро вырастет, а над ним все равно будет светить солнышко.

Личностные УУД 

       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.        нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

       целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные УУД 

       структурирование знаний;

       осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД 

       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


 


 

 

 

Постановка целей и задач

 

 

А о каком солнышке идет речь, о том, что светит на небе?

Верно, молодцы! Как вы думаете, какой будет тема нашего занятия, о ком будем говорить?

Верно! Умнички! Темой нашего классного часа будет «Отношения детей и матерей». (Слайд 4)

 

Наверное, его мама и есть то самое солнышко, которое будет его хранить и оберегать всю жизнь.

Мы будем говорить о матери. Об отношениях матери и ребенка.

 

Личностные УУД

       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.        нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

       целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные УУД 

         

       самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

       осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

       выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные УУД 

       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Актуализация знаний

 

 

Какими нежными словами называет мама сына в песне?

 

 

 

 

А какими нежными словами вы называете свою маму?

Замечательные, очень ласковые слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А за что вы любите свою маму?

 

В чем может быть выражена любовь ребенка к матери?

 


 

Мать называет сына воробушек, звоночек родной, мой сыночек, крошка.

Мы называем маму мамочкой, лучиком, мамулей, любимой мамой и т.п.

Я люблю свою маму за то, что:

- она меня любит;

- она у меня есть;

- она самая лучшая;

- она поможет в любую минуту;

- она всегда рядом;

- она одна и лучше её нет;

- она одна воспитывает нас;

- за заботу обо мне;

- за её внимание ко мне…

Любовь к матери можно выразить добрыми словами, хорошими поступками, подарками маме и т.п.

 

Личностные УУД

       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.        нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

       анализ

Познавательные УУД 

         

       самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

       осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

       выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные УУД 

       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Физминутка

 

 

Физминутка «Дружно маме помогаем»

Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом и бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

 

Дети выполняют подражательные движения по тексту

 

Личностные УУД 

       самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.        нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

 

Применение знаний и умений, способов деятельности при выполнении заданий

 

 

Да, нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые могут всё. Жизнь матери – это самопожертвование, самозабвение. А теперь послушайте одну сказку и потом попробуйте ответить мне на вопрос, на что похожа мамина любовь в этой сказке.

 

Звучит пьеса «Весна» Вивальди, а учитель читает на ее фоне
«Сказку о Гусыне». (Слайд 5)

Сказка о Гусыне.

«В жаркий весенний полдень вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывает деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг... Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И каждому из них стала нужна мать: они подняли маленькие головки и побежали к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих детей...

Гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все стихло. Гусятам захотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья, но не смогла это сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал прекрасным, радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Что с тобой, мама?» И только один самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын!» Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива...»

Почему мать-Гусыня была счастлива?

 

 

 

 

 

Скажите дети, о чем эта сказка?

 

 

 

 

 

Почему мама-Гусыня так поступила?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такой подвиг называется самопожертвованием.

( Слайд 6) Так на что же похожа такая материнская любовь?

 

 

Верно, этот подвиг матери нашел место в сказке, а в жизни может встретиться такой подвиг?

 

 

 

 

 

А может быть забота, самопожертвование и подвиг матери не только ради своего ребенка, но и ради всего народа? Когда такое случалось в России? (Слайд 7)

 

Какую работу выполняли женщины в годы Великой Отечественной войны?

 

 

 

 

Давайте с вами прослушаем отрывок стихотворения, посвященный подвигу матери в годы Великой Отечественной войны. (Слайд 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы понимаете стихотворение М. Исаковского?

 

 

 

Что писала женщина в письмах на фронт?

 

 

 

Как строки стихотворения «За все ты бралася без страха» характеризуют русскую женщину?

 

 

 

Обратите внимания на фотографии русских женщин в годы войны (Слайды 9-13)

 

 

 

В трудные годы Великой Отечественной войны больше 150 тысяч женщин были награждены за боевые заслуги орденами и медалями, 91 женщина удостоена высокого звания Героя Советского Союза. Страна никогда не забудет подвиг матери-героини Анны Алексахиной, воспитавшей в годы войны 10 сыновей и 2 дочерей. Шестерых сыновей забрала война - четверо не вернулись с фронта, а двое умерли после Победы от полученных ран. Анна Алексахина получила орден «Мать-героиня» Слайды (14-15). Степанова Епистиния Федоровна помертно награждена орденом Отечественной войны 1 степени, а при жизни награждена «Медалью Материнства» и Почетной грамотой Академии педагогических наук «За воспитание своих сыновей». Эта женщина, потерявшая на войне девятерых своих сыновей. В станице Днепровской Тимашеского района Кранодарского карая ее подвигу установлен Обелиск. (Слайды 16-18)…И сколько женщин-матерей отдали жизнь свою или отдали своего ребенка навсегда этой ужасной и страшной войне… Давайте почтим всех женщин и их детей, тех, которые не вернулись с войны Минутой Молчания. (Звучит минута Молчания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дети слушают сказку.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Мать была счастлива, потому что ее дети-гусята были здоровы, не получили никакой боли от ударов града.

Эта сказка о большой материнской любви Гусыни к своим детям.


 

Гусыня так поступила, потому что она очень любила своих детей, и хоть они ее не послушались, она их защитила и оберегла.


 


 


 

Такая материнская любовь похожа на подвиг.


 

В жизни такое часто случается: бывает, что матери отдают последнее ради своего ребенка.

Ради всего народа – это подвиг матерей в годы Великой Отечественной войны.

Женщины на войне воевали наравне с мужчинами, были санитарками, помогали бойцам.

Ребенок читает стихотворение.

Михаил Исаковский «Русской женщине»

В холодные зимы, в метели,

У той, у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое…

Это стихотворение о том, как женщина в годы войны помогала на фронте, какой тяжелый труд она выполняла ради победы русского народа. Даже, если ей было плохо, и у нее было сил, она писала письма бойцам, что у нее все хорошо.

Это характеризует, что женщина всегда готов помочь Родине, она смелая, ничего не боится.

 

Дети просматривают слайды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление детей:

1 ребенок: Каждую секунду в мире рождается три человека, и они тоже вскоре смогут произнести слово «мама». С первого дня жизни ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Любовь матери также естественна, как цветение сирени, как первый весенний дождь.

2 ребенок. Но главное, мать приобщает дитя к своей Родине. Она наполняет его жизнь духовной силой, помогая постичь вечные ценности. У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки на свете.

Ребенок 3. Праздник день Матери был установлен Указом Президента России в 1998 году в последнее воскресенья ноября. Это день, когда воздается должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради блага своих детей.

Личностные УУД 

       самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.        нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

       оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

       поиск и выделение необходимой информации;        структурирование знаний;

       осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

       выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;;

       смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

       анализ;

       синтез;

       построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД 

       планирование учебного сотрудничества с учителем– определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


 


 

 

 

Подведение итогов.

 

Звучит песня «Песня мамонтенка».

Мы в вечном неоплатном долгу перед матерью, поэтому нежно любите, уважайте, берегите её, не причиняйте боли словами, поступками. Постоянной заботы, внимания, сочувствия, доброго слова ждёт от вас мама. Сейчас вы имеете такую возможность. У вас на партах лежат сердечки, на которых вы сейчас напишите признание своей любимой маме, те слова благодарности, которые вы унесёте сегодня с нашей встречи. Напишите, положите к сердцу и дома отдайте маме. (Слайд 19)

 

Дети пишут признания маме на сердечках.

Личностные УУД 

       самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.        нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

 

Рефлексия

 

 

Что вы узнали сегодня? Что поняли?

Спасибо за прекрасное занятие! Любите своих мам!

Звучит песня и видеоряд «Любимой маме»

Мы узнали, что любовь матери может быть подвигом, самопожертвованием. Мы поняли, что нужно любить всегда свою маму, уважать ее и оберегать от любых невзгод.

Личностные УУД 

       самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.        нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

 

 

 

 

 

Личностные УУД 

       самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.        нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

       оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

       поиск и выделение необходимой информации;        структурирование знаний;

       осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

       выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;;

       смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

       анализ;

       синтез;

       построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД 

       планирование учебного сотрудничества с учителем– определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


 


 

 


 


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.