12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина16

Самоанализ урока «Строение семени».

Урок проходил в  6 классе, предмет – биология.

Тема урока: «Строение семени».

Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.

Цель урока : познакомить учащихся с особенностями  строения семян однодольных и двудольных растений.

Задачи, которые я ставила перед собой

Образовательные:

·        раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;

·        дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений.

·        развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

·        формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

·        развивать умение работать с учебником.

Развивающие:

·        развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

        развивать наблюдательность, речь учащихся.

Воспитательная:

·        продолжить формирование научного мировоззрения.

·        Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

·  развитие инициативы, уверенности в своих силах.

 

  Методы обучения: частично – поисковый, проблемный, исследовательский

 

На уроке применялись различные формы учебной деятельности: работа по инструктивным картам, работа с гербариями, сообщения учащихся, фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, тестирование, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и др.

На уроке формировались следующие компетенции: личностного совершенствования, ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку, тесты, карточки с игрой «Верю – не верю», инструктивные карточки.

 

 

Урок состоит из  этапов:

1.                  Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы ( эмоциональный и психологический настрой, рефлексия настроения).

2.                  Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы, где будут использоваться знания в дальнейшем . Проверка знаний по предыдущей теме фронтально и  индивидуально в форме тестирования, взаимопроверка, оценивание.

3.                  Изучение нового материала по теме «строение семени». На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, работа с учебником, учебный фильм, задания в инструктивных картах, работа в группах, сообщения учащихся, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, постановка проблемного вопроса, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Привлекала класс к корректировке ответов.

4.                  Проверка знаний учащихся (тест), задача которого - проверить  знания учащихся, взаимопроверка.

5.                  Информирование о домашнем задании. Задача - разъяснить методику и мотивирование его выполнение (из учебника, творческое задание по интересам и степени сложности)

6.                  Рефлексия.  Задача этапа - осмысление деятельности ученика и учителя на уроке, оценка собственного продвижения в изучении темы. Анкета, оцени урок. Деятельность учащихся – указывать сильные и слабые стороны своей деятельности на уроке. А также проведена рефлексия настроения в начале и конце урока.

Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на высоком уровне. Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием. Использование компьютера позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.

   

   Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке. Методы и приемы, использованные на уроке,   способствуют развитию познавательного интереса учащихся к изучаемой теме, развивают мыслительные способности детей, соответствуют возрастным особенностям учащихся, применялись в рамках здоровьесберегающей технологии.

Считаю, что урок цели достиг.

По результатам  рефлексии, я смогла сделать вывод, что дети удовлетворены результатами своей работы, урок им  понравился, настроение в ходе урока улучшилось.

 

Конспект открытого  урока по биологии 6 класс.

Тема урока «Строение семян». ФГОС

Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями  строения семян однодольных и двудольных растений.

Задачи урока

Обеспечить достижение предметных результатов обучения:

сформировать знания о строении семян однодольных растениях и двудольных растениий.

Сформировать умения описывать внешнее строение семени, определять и называть части семени, выделять существенные признаки однодольных и двудольных растений.

Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему урока, определять цель учебной деятельности;

Познавательные УУД:

- уметь работать с учебником (текстом, рисунками), дидактическим материалом; преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в таблицу)

Комуникативные УУД:

- работая в паре учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.

Личностные:

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Формы работы:  в парах, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку, тесты, карточки с игрой «Верю – не верю», инструктивные карточки.

I. Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас и наших гостей сегодня на уроке биологии. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг – друга словами

Здравствуй друг,

Я пришел.

Ты мне рад?

Хорошо!

Давайте проверим, как вы готовы к уроку. У вас на столах должны быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Молодцы! Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному царству растений, нас ждет интересное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.

1.Давайте вспомним, какие растения мы изучаем (цветковые)

2.Почему они получили такое название?  (на этих растениях образуется цветок)

3.Что образуется на месте цветка? (плод)

4.на какие группы можно разделить плоды по строению околоплодника? (сухие и  сочные)

5.На какие группы можно разделить плоды по количеству семян? (односемянные и многосемянные)

А теперь проведем небольшую разминку, все внимание на экран.

Молодцы!

 

 III. Самоопределение к деятельности. (2 мин) послушайте стихотворение и попытайтесь понять о че пойдет речь на уроке?

 

У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут они в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А пока зима вьюгою все воет
Спит и дышит жизнь у меня в руке
Будущий побег и могучий корень.

 

 А сейчас отгадайте загадку и определите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

В землю ляжет, чтобы встать и до солнышка достать. (Семя)

  

1.Можно про семя сказать, что это будущая жизнь? Почему? (из семян появляется новое растение)

 Определите тему урока. «Строение семян».

 

2.что вы знаете, о семени? (Обычно находятся в плоде, разной окраски, формы, размеров)

3. что хотели бы еще узнать, чему научиться? Давайте мы с вами сформулируем цели урока?

             1.изучить строение семян

             2.разобраться все ли семена одинаковы  по строению

      3. запомнить на какие группы делят  растения по строению семян

Молодцы!

 

Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года.

2.Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г.

3. Есть семена лекарственные.

 а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется при болезнях печени, для возбуждения аппетита, при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма.

4. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат равен

0,2 г

Молодцы! Интересная информация

 

Открыли тетради и записали число и тему урока. Давайте дадим определение понятию семя.

Что же такое семя – это орган, предназначенный для размножения и распространения семян!

IV. Работа по новой теме.  (9 мин)

Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем- то отличаются? Для этого посмотрим обучающий фильм, а потом отправимся в лабораторию, где проведем исследовательскую работу.

А сейчас все внимание на экран! (1м 50с)

Что вы запомнили? из чего состоит семя?

Пользуясь учебником с. 8, запишите определение зародыша и семядолей. Прочитайте.

Перед трудной работой надо размяться!

 

 Физминутка (1 минута):

А сейчас немного отдохнем:

Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).

V. Лабораторная работа. (12 мин), Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семян однодольных и двудольных растений на примере семени фасоли и пшеницы. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).

Инструктаж. Как мы работаем: Перед вами, ребята, инструктивные карты, натуральные объекты- семена растений, необходимое оборудование для работы: лупы.  Поэтапно мы будем выполнять задания, согласно инструктивной карте.

Ваша задача:

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

 

 Обсуждение:

А теперь, давайте сравним изученные семена. Работа в парах (шпаргалка «алгоритм сравнения»  у вас на столах. Которые вы заполняли в ходе работы.

Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы  одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат. Итак, мы с вами выяснили, что: Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок- сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

VI. Закрепление. (4 мин)

“Верю – не верю” Верю – не верю” 

Фамилия, имя

+/-

 

1.        Семя – орган размножения

 

 

2.        Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.

 

 

3.        У семян фасоли есть эндосперм

 

 

4.        Зародыш  фасоли состоит из корешка, стебелечка  и почечки

 

 

5.        Питательные вещества у семени пшеницы находятся в семядоле

 

 

Задание проверил (а):

оценка

 

А теперь, поменяйтесь работами с соседом, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

 

VII. Подведение итогов, выставление оценок. (2 мин).

Теперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока. Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего путешествия?

1.Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества.

2.Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.3.Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др

 

4.Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох и др.

Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

Сегодня активно работали на уроке: …, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, затруднялись ответить на вопросы: ..,  они получают оценку ____, за работу по карточкам получают оценки: ____.

VII. Домашнее задание (2 мин).

1.обязательное с. 40, 41

2.  (творческое) в каких сказках идет речь об овощах, семенах и

плодах? Это будет вашим домашним заданием.

  VIII.   Рефлексия: (1 мин),

  • Что больше всего вам понравилось на уроке?
  • При выходе из класса я попрошу положить смайлик, который соответствует вашей оценке урока. «Было интересно», «Было неинтересно».

                                                               Приложение 1

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА  (вариант А)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ»

        Цель: изучить строение семян однодольного и двудольного растения

        Оборудование: сухие, намоченные семена фасоли, пшеницы; лупа, пинцет.

ХОД РАБОТЫ

Изучение строения семени фасоли

1.     Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму, сравните набухшие семена с сухими.

2.     На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.

3.     Над рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Он хорошо заметен у набухшего семени. Через семявход в семя проникают воздух и вода.

4.     Надорвите и снимите кожуру фасоли. Возможно ли это с сухими семенами? Какова функция семенной кожуры?

5.     Изучите зародыш семени. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.

 

Подпишите части семени фасоли на рисунке (отдельный листочек).

 

1.     Рассмотрите семядоли – в них находятся запасные питательные вещества.

2.     Сделайте вывод о строении семени фасоли, используя слова для справок.

ВЫВОД:

1. Семя фасоли состоит из …………………….. и ………………...

………………состоит из……………….., ……………………, …………………….,

…………………………………..

           2. Растения, зародыш семени которых состоит из 2-х семядолей -   

…………………………

          Слова для справок: стебелек, почечка, зародыш, корешок, кожура, семядоли, двудольные, зародыш.

 

 

 

Изучение строения зерновки пшеницы.

Семя пшеницы одето золотисто – жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

1.  Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

2.  Пинцетом  попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно.

3.  Рассмотрите половинку разрезанной зерновки пшеницы. Найдите эндосперм (запасающая ткань)  и зародыш (корешок, стебелек с почечкой и семядолю).

4.  Подпишите части семени на рисунке (отдельный листочек).

 

 3.     Сделайте вывод о строении зерновки пшеницы, используя слова для справок.

ВЫВОД:

1. Зерновка пшеницы имеет снаружи ……….. оболочку, которая плотно ……………..с кожурой семени; внутри зерновки одно семя, состоящее из  ………… …..и……………..

………………….состоит из ……………., ………………………..,

………………………, …………………….

2. Растения, зародыш семени которых состоит из одной семядоли - ………………………..

   Слова для справок: плодовая, срослась, зародыш, эндосперм, зародыш,   

  семядоля, корешок, однодольные, стебелек, почечка.

Инструкция по технике безопасности.

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

 

Анкета оцени урок!

 

(на 5 и 6 вопросы дать полный ответ)

 

1.Вам было интересно?

 

2.Вы узнали что-то новое?

 

3.Был ли доступным изучавшийся материал?

 

4.Вы его поняли?

 

5.Какие возникли трудности (что не поняли)?

 

6.Ваши пожелания.

 

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Пахомова Татьяна Петровна, 23.01.17 в 22:26 0Ответить Пожаловаться
Интересный урок по ФГОС с лабораторной работой! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.