12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Румбешт Роза Фидаиловна5296
Люблю путешествия, детей и путешествовать с детьми)
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
5

Конспект урока по географии. 5 класс. Тема урока: §9. «Осевое вращение Земли» (урок № 4 в разделе «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода

Класс: 5

Тема урока: §9. «Осевое вращение Земли» (урок № 4 в разделе «Земля во Вселенной»)

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.

 Цель урока: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли.

Задачи:

Обучающие:

-создать условия для формирования представлений о суточном движениях Земли;

-формировать умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси, составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли»;

-формировать практическое умение наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (теллурий).

Развивающие:

- создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;

- продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- продолжить работу над развитием устной монологической речи;

-развивать умения  организовывать свою деятельность;

- развивать умения работать в малой группе, взаимодействовать с людьми.

Воспитательные:

-способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);

- способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

  Ключевые слова по теме урока (термины, понятия, персоналии, номенклатура): осевое движение Земли, географические полюсы, земные сутки.

Планируемые результаты:

Предметные:

-формирование представлений об осевом движении Земли и его следствии;

-овладение элементарными практическими умениями использования теллурия;

-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

-формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск в тексте учебника, анализировать информацию, преобразовывать её, выполнять логические универсальные действия: уметь делать вывод о связи скорости вращения планеты и длине суток.

Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность на уроке, ставить цели и составлять алгоритм их достижения.

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные УУД:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и географии;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы текстом и иллюстрациями учебника;

-формирование толерантности как норму осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

-формирование коммуникативной компетентности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, ПК, проектор, глобус, теллурий, схемы «Следствия вращения Земли вокруг Солнца», «Следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Учебные вопросы:

1.Вращение Земли вокруг своей оси.

2.Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Оборудование:

теллурий;

глобус;

мультимедийный проектор (слайдовая презентация по разделам урока);

учебник.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный этап урока

 Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

 Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2

Проверка домашнего задания

Проводит цифровой диктант «Да-Нет». Знакомит с правилами взаимопроверки в. паре диктанта. Организует взаимопроверку.

Диктант «Да-Нет».

Учитель читает утверждения. Если утверждение верное, учащиеся пишут 1, если нет – то 0.

Вопрос

Правильный ответ

1.Луна вращается вокруг своей оси

0

2.Земля вращается на третьей орбите вокруг Солнца.

1

3. Под действием силы притяжения Луны на Земле возникают приливы и отливы.

1

4. Луна – единственный спутник Земли.

1

5.Люди могут видеть обе стороны Луны.

0

6.Большую часть поверхности земли занимает суша.

0

7.Марс относится к планетам земной группы

1

8. Самая маленькая планета Солнечной системы - Венера

0

Демонстрируют знания по пройденному материалу при выполнении диктанта.

Выполняют проверку диктанта, ставя за правильный ответ +, за неверный – минус. Считают количество + и выставляют оценку согласно написанных на доске критериев.

Критерии оценивания.

8 баллов– 5

7-6 баллов- 4

5-4 балла - 3

Учащиеся отвечают на вопросы, вызвавшие затруднения.

3

Создание мотивационной установки

Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.

Просмотр видеоролика осевого движения Земли. (Цифровой ресурс в сети Интернет)

http://www.youtube.com/watch?v=M3vCwL9ZSKw

Организует обсуждение видеоролика.

-Приведите доказательства вращения Земли

-Какие виды движения Земли вы знаете из курса начальной школы?

-Что происходит при вращении Земли?

Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе.

Формулируют собственные гипотезы последствий вращения Земли.

4

Определение темы и задач урока

Организует деятельность по изучению названий разделов параграфа и формулировку на их основе задачи

(применяя деятельностную форму, используя глаголы).

С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа

5

Процессуально - содержательный этап урока

 Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации: какие бы явления на Земли исчезли, если бы Земля остановилась.

 Участвуют в обсуждении

6

Формирование новых знаний.

 Учитель формируете представление о суточном вращении Земли, обращаясь к знаниям, полученным учащимися при работе с учебником. Задает уточняющие вопросы:

-Каков угол наклона оси Земли?

-В каком направлении вращается Земля?

-За какой период Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

-Что такое земные сутки?

- Все ли планеты Солнечной системы вращаются с одинаковой скоростью?

-от чего зависит продолжительность суток?

Учитель демонстрирует вращение Земли на теллурии.

Предлагает задание на вычисление продолжительности суток пи скорости вращения 10, 15,30 градусов в час.

Организует обсуждение материала, отражающего продолжительность суток планет.

Подводит к выводу о зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Работают с текстом учебника на стр.33-34, тезисно излагают материал.

Показывают на глобусе полюса.

Отвечают на вопросы учителя, делают аналитические выводы о связи скорости вращения и длине суток.

Следят  за движением модели, определяют направление оси Земли.

 

Выполняют задание, обсуждают таблицу, делают вывод  о зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси

Участвуют в беседе по рис.27 на стр. 34 учебника, совместно с учителем заполняют таблицу 1.

7

Физминутка  (здоровьесберегающий компонент)

Организует релакспаузу «Солнечная система». Вращение Земли. Венеры вокруг орбит – по часовой и против часовой стрелки. 

Выполняют упражнения.

8

Формирование умения составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли»

Для формирования данного умения совместно с учащимися составляет схему «Географические следствия вращения Земли»

Организует работу в рабочих тетрадях на странице 19, задание 15.

В парах обсуждают возможные следствия, составляют схему «Географические следствия вращения Земли» в тетрадях. Выполняют задание в рабочей тетради.

9

Закрепление. Подведение итогов урока.

 Подводит итоги урока.

Организует работу над созданием синквейна «Движение Земли»

Дает задание  составить устный рассказ о  том, как смена дня и ночи, времен года сказываются на жизни людей и планеты в целом

 Участвуют в подведении итогов урока. Составляют синквейн.

Примерный синквейн:

Земля

Круглая, освещенная

Вращается, сменяется, поворачивается.

Смена

Приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнение товарищей дня и ночи.

10

Рефлексия.

Что узнали на уроке?

Какие были трудности в работе?

Анализируют свои умения работать с текстом, читать и составлять схемы.

11

Постановка домашнего задания.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Задание на дом:

-Параграф 9, вопросы к параграфу на станице 35.

-Найти в Интернете видео-ролики об осевом движении Земли и других планет Солнечной системы.

-Творческое задание. Придумай фантастический рассказ «О том, что произойдет на Земле, если изменится скорость вращения Земли»

Записывают домашнее задание



 

Опубликовано в группе «Технологические карты уроков географии в 5 кл. по ФГОС ООО»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.