Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме «Труд и творчество»
Конспект открытого урока по обществознанию
для учащихся 5 класса «Г», от 30.01.2019
МБОУ «Камбарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Учителя истории, обществознания, краеведения
Вяткиной Марии Александровны.
Тема урока: Труд и творчество.
Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков.
Технология: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Цели урока: сформировать представление детей о сущности труда, творческой деятельности и процессе творчества, закрепить процесс творчества выполнением практической работы.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся выделять характерные черты трудовой деятельности человека; связь слов творчество, творец, творение; систематизировать обществоведческую информацию.
метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с дополнительного материала; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления.
личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.
Ход урока.
Организационный момент. (1 минута)
Приветствие учащихся и гостей. Настрой учащихся на работу.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся. (3 минуты)
- Ребята, сейчас прочитаю загадку, пословицу и поговорку. Вы внимательно послушайте и скажите мне, о чем идёт речь?
1.Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья.
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему? Это дело понятное:
Весело делать.
Друг другу приятное.
2. “Что посеешь, то и пожнешь”
3. “Не ошибается тот, кто ничего не делает”
- О чем все эти строки? (ТРУД)
Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
– Ребята, начать урок я бы хотела со слов:
Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества.
(Максим Горький.)
– Как вы думаете, можем мы по эпиграфу назвать тему урока?
(Труд, любовь, творчество и т.д.)
Тема нашего урока: "Труд и творчество".
- Что мы сегодня узнаем?
(Как связаны труд и творчество, что такое творчество, сами попробуем с помощью труда и творческих способностей сделать из бумаги поделку).
Первичное закрепление в знакомой ситуации и измененной ситуации.
1. Отличие труда человека от животного.
– Ребята! Обратите внимание на экран. (включить видео птицы, вьющей гнездо) .Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека? (включить видео труда человека)
Ответы учеников.
– Давайте прочитаем первый раздел в параграфе № 10 «Трудовая деятельность человека» и распределим в схеме, которая определена в РЛ в № 1, отличие труда животного от труда человека и сделаем вывод, чем они отличаются.
Итак, животные все эти умения получают им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Получается, что только человек способен трудится. Дополните вывод в своем рабочем листе.
- Ребята, я предлагаю вам ещё раз взглянуть на тему нашего урока, если мы с вами уже закрепили понятие «труд», то с понятием «творчество» мы знакомимся именно сегодня. Я подобрала к понятию «творчество» однокоренные слова «творить», «творец», «творение». Связаны ли эти слова? (Конечно, творец – это тот человек, который творит, в результате получает свое творение, а весь этот процесс и есть творчество).
- Итак, творчество – создание нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Дополните вывод в своем рабочем листе.
- Может ли человек научиться работать творчески?
(Люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, стараются не только создавать нужные вещи для жизни, но и что бы они были красивыми, привлекали внимание, эксклюзивными).
– Как вы думаете, почему?
(Удовлетворение престижных потребностей, потребность в самореализации).
– Каким образом человек может самореализоваться в работе?
(Проявив фантазию, выдумку, воображение – проявив творческие способности).
– Вы можете назвать творческие профессии?
(Писатели, поэты, артисты, художники, композиторы).
– Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер вкладывает свою душу в творение. Хотя творчество можно проявить в любом занятии. И я хочу, чтобы о своем творческом занятии нам рассказала Уварова Катя – ваша одноклассница. (выступление Кати).
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
- Ребята, а я знаю, что все мы тоже творцы. Вспомните, на уроках краеведения мы с вами творили удмуртские костюмы. И говори о том, что у удмуртов была заповедь, что человек на землю приходит трудится и многие поколения подтверждали эту заповедь своими творческими работами – красивые костюмы мужчин и женщин, красивое убранство дома и посуда. Мы с вами проживаем на этой территории и тоже должны показать, какие мы творческие люди. Я предлагаю вам сегодня приложить свои творческие способности и создать красивый храм. (выполнение практической работы).
- Ребята, кто желает рассказать о храме, который у вас получился. Свои плюсы и минусы.
6.Сообщение домашнего задания.
- Подготовить рассказ о своем творческом увлечении. Домашнее задание у вас прописано в рабочих листах.
7. Самооценка.
- Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу. В своих рабочих листах продолжите предложения. Выбирайте только 2 предложения.
1.Сегодня на уроке мне было интересно …
2.Сегодня на уроке мне было трудно …
3.Своей работой на уроке я доволен, так как …
4.Своей работой я не доволен, потому что …
Аладышева Татьяна Петровна