12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степаненко Валентина Ивановна3087
Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 50 лет. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»
13

Конспект урока по предмету «Окружающий мир». Тема: «В гости к зиме». 2 класс

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

Тема: «В гости к зиме».

2 класс.

Цели урока:

- обучающие (образовательные): - систематизировать и расширить знания детей об изменениях в природе с приходом зимы; - раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; - дать представление о том, как зимуют звери, растения;

- развивающие: - развивать познавательный интерес, самостоятельности учащихся, наблюдательность, любознательность учащихся;

- воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе, необходимость охранять птиц и зверей; - воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

Оборудование: картинки с изображением зимы, зимующих птиц, животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие. (Урок начинается с добрых слов, обращённых друг к другу. Такое начало создает положительный настрой на урок).

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Предложить повернуться друг к другу и сказать: «Я рад тебя видеть», «Мне приятно с тобой работать».

« Мозговая гимнастика» «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

2. Сообщение темы и целей урока. Дети, к нам собирается прийти необычная гостья. Мне кажется, что она уже приближается, только нужно отгадать загадку.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

- А какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их. (Декабрь, январь, февраль).   

- Как вы думаете, когда наступает зима (По календарю зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы 22декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом, дни становятся короткими и холодными).

- Сегодня мы будем говорить о приметах зимы, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы.

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Зима» (Предлагаемое упражнение способствует развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга)

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Принесла мороз.

пальцами массажируем плечи, предплечья

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Замерзает нос.

ладошкой массажируем кончик носа

Снег,

плавные движения ладонями

Сугробы,

кулаки стучат по коленям попеременно

Гололед.

ладони шоркают по коленям разнонаправлено

Все на улицу — вперед!

одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

Теплые штаны наденем,

ладонями проводим по ногам

Шапку, шубу, валенки.

ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами

Руки в варежках согреем

круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони

И завяжем шарфики.

ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи

Зимний месяц называй!

ладони стучат по коленям

Декабрь, Январь, Февраль.

кулак, ребро, ладонь


 

II. Объяснение нового материала.

1. Зимние явления природы.

Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа   зимой».  (Стр. 132-133)

Беседа по прочитанному.

- Какие явления в неживой природе происходят?

2.    Игра « Хлопки». (Способствует развитию логического мышления и памяти).

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилет перелетных птиц, оттепель, гололедица.            

 3. Зимняя жизнь растений. А сейчас мы поговорим, как зима отразилась на жизни растений и животных.

- На какие группы, делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы).

- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные)

 - Сравните лиственные и хвойные деревья.

 - Сделайте вывод, как они зимуют?

    ( Лиственные растения еще осенью сбросили листья. На многих деревьях: рябине, клене, акации, шиповнике – на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных деревьев зимуют с зелеными листьями)

 - Какую роль выполняет снег для растений?(Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло, он укрывает и корни растений и не дает им замерзнуть. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)

- Ученые измерили температуру воздуха под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 градусов.

4. Секреты живого мира.

- Пофантазируйте. Что вы могли увидеть в зимнем лесу?

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Найди животных» (Предлагаемое упражнение способствует развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга)

Мы тихонько в лес зайдем.

пальцы шагают по столу (коленям)

Что же мы увидим в нем?

одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)

Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют.

одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)

Тики-ти, тики-ти,

два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками

Животных мы хотим найти.

одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)

Дети по очереди называют диких животных

- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами. А о ком будет первое сообщение, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.

а) Отгадайте загадку

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе.

Орешки я грызу.                      (Белка)                          

Сообщение 1 ученика о белке. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

б)  Хозяин лесной

      Просыпается весной,

      А зимой под вьюжный вой

      Спит в избушке снеговой.             (Медведь)           

Сообщение 2 ученика о медведе. Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и, кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

в)   За деревьями, кустами

      Промелькнуло быстро пламя.

      Промелькнуло, пробежало.

      Нет ни дыма, ни пожара.              ( Лиса)   

Сообщение 3 ученика о лисе. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

г)   У косого нет берлоги,

      Не нужна ему нора.

      От врагов спасают ноги,

      А от голода – кора.                         (Заяц)

Сообщение 4 ученика о зайце. У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

 Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками)

5. Игра «Расселите животных по домикам» (Игра позволяет установить ассоциативные связи в изучаемой теме, развивает логическое мышление).

.

1

2

3

Домик 1 — животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 — животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 - животные, которые зимой ищут корм в природе.

Медведь, белка, лось, лиса, заяц, ёж, барсук, кабан, бобр, волк, хомяк, мышь.

Двигательная гимнастика. (Игровые двигательные упражнения с карандашом).

Игры на сноровку, равновесие, воображение, перевёртыши, хватательный рефлекс.

6. Жизнь птиц зимой.    

- А теперь поговорим о жизни птиц зимой.

- Все ли птицы остаются зимовать? Почему?

- Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?   

- Почему они улетают?                     

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

- Назовите зимующих птиц. (Синица, воробей, дятел, голубь, синица, снегирь, сорока, ворона).

- Ребята тоже приготовили сообщения о зимующих птицах.

Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё, обычно, устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

Свиристели - прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Крылья у нее черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. За это их и прозвали свиристелями.

 - Чем питаются птицы зимой? Зима – трудное время в жизни птиц и животных. Птицы зимой не редко голодают. А страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз. Птиц греют их перья. 

- Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Сделать кор­мушку, повесить на дереве, приносить туда корм)

Предложить составить «Меню для птичьей столовой».

- Спросить, кто из ребят уже повесил кормушки. Попросить ребят, чтобы они следили за наполняемостью кормушек.

7. Игра «Найди лишнее». (Способствует развитию логического мышления и памяти). Предложить ряд птиц, найти лишнюю, объяснить свой выбор: воробей, дятел, синица, воробей, ласточка, клёст.

8. Прочитать стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

                 Не богаты их корма.

                 Горсть зерна нужна,

                 Горсть одна - и не страшна

                 Будет им зима.

Сколько гибнет их -  не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

                Приучите птиц в мороз

                К своему окну,

                Чтоб без песен не пришлось

                Нам  встречать весну.

III. Итог урока. (Подведение итогов работы; повышение мотивации к учебному процессу; развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельности и деятельности одноклассников; оценка деятельности обучающихся).

- О каком времени года мы говорили сегодня на уроке?

- Назовите приметы зимы.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что делает человек, чтобы помочь животным зимой? (Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры долж­ны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем).

- А что вы сами можете сделать, чтобы помочь животным зимой?

- Вы все замечательно потрудились. Вы все молодцы! Выполнили много заданий. Эмоциональная оценка деятельности каждого учащегося.

Домашнее задание.

Прочитать статью в учебнике с.130-137. Подготовить сообщение о зимующих птицах (на выбор).

Сделать рисунки на тему: «Следы, которые я видел по дороге в школу и обратно». (Проверка наблюдательности)

Тезисы к уроку

В уроке были использованы

1.Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Найди животных»

Систематическое использование специального кинезиологического комплекса детьми младшего школьного возраста, отнесенными как к психической норме, так и имеющими минимальные мозговые дисфункции с задержкой психического развития. Приводит к достоверному увеличению у них продуктивности, объема и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности. Даже однократное применение таких упражнений дает отсроченный по времени эффект в восстановлении межполушарных связей.

Предлагаемое упражнение «Найди животных» способствует развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые гимнастики, которые очень нравятся школьникам. К тому же в игровой форме дети могут закреплять знания об окружающем мире. В упражнениях комплекса используется точечный массаж, позволяющий активизировать внимание, память. Использование упражнений этого комплекса подразумевает знание основных положений кинезиологии и основ точечного массажа.

2. «Мозговая гимнастика» «Надень шапку»

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является одной из важных частей урока. Упражнения стимулируют мыслительные процессы, активизируют структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания, ясность восприятия и речь.

3. Игра «Расселите животных по домикам»

Игра позволяет установить ассоциативные связи в изучаемой теме, развивает логическое мышление.

4. Игра «Хлопки».

Способствует развитию логического мышления и памяти.

5. Игра « Найди лишнее».

Способствует развитию логического мышления и памяти.

6. Физкультминутка.

Дети выполняют психогимнастическое упражнение хором, повторяя за педагогом синхронные движения. Снимает напряжение, позволяет расслабиться и отдохнуть. Синхронизация работы полушарий головного мозга; активизация работы речедвигательной активности детей.

7. Двигательная гимнастика.

Относится к здоровьесберегающим технологиям. Вносит в урок оживление, помогает расслабиться, отдохнуть, поднять настроение.

Опубликовано в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»


Комментарии (2)

Голдина Лилия Вильевна, 20.07.19 в 11:28 0Ответить Пожаловаться
Валентина Ивановна, спасибо за урок. Очень понравился. Урок получился насыщенным, интересным. Взяла на заметку некоторые упражнения.
Степаненко Валентина Ивановна, 24.07.19 в 20:55 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, что обратили внимание на мой урок!!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.