12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пучкова Ирина Борисовна25
1

Конспект урока русского языка для 9 класса «Сложные предложения с различными видами связи»

МБОУ Отрадненская СОШ

Конспект урока русского языка в 9 классе

Учитель: Пучкова Ирина Борисовна

Тема урока: «Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»».

Цели урока:

Обучающие: обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.

Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.

Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.

Личностная цель: помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.
Задачи метапредметные:

- обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;

- обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;

-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.

Задачи предметные:

-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий. Здоровьесберегающий компонент:

Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Создание атмосферы психологического комфорта учащихся на уроке, сохранение здоровья детей с разным типом психического восприятия информации
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно-исследовательская деятельность,  контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Оборудование урока: учебник «Русский язык, 9 класс» (Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.), раздаточный материал (карточки для коллективной и индивидуальной работы, тестовые задания), компьютер, мультимедийный экран, проектор, слайды презентации Power Point на тему «Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»», классная доска.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

Психологический настрой учащихся.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас опять на урок

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Присаживайтесь, пожалуйста

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

II. Актуализация прежних знаний.

1. Фронтальная беседа по теории сложного предложения.

- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного теории.

- Какие предложения называются “ сложными”?

- На какие 2 группы делятся сложные предложения?

- Какие вы знаете союзные предложения?

- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- Какие предложения называются сложносочиненными?

- Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений.(Сложное предложение с различными видами связи)

- На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?

Сочинение +подчинение

Сочинение +бессоюзная связь

Подчинение +бессоюзная связь

Сочинение +подчинение +бессоюзная связь

- Из всего вышесказанного давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

Целеполагание.

- Какие же цели и задачи мы поставим перед собой?

(Обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи. Развитие мыслительных операций посредством обобщений. осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности)

Лингвистическая  разминка.

Найдите  словосочетания  со связью «управление»:

а) доволен  успехами, б) управлять  автомобилем, в) читать  лёжа, г) характерные  черты, д) стена  из  кирпича.

(Ответ: а,б,д)

Найдите  нарушения  в  употреблении существительных с предлогами:

а) истечение срока, б) благодаря  ходатайства, в) согласно  расписания, г) по  прибытию  поезда,  д) вопреки  всему.

(Ответ: б,в,г)

Проверка, после этого выставление отметки в лист результатов(6 прав.- «5», 4-5 прав. – «4», 3 – «3»)

III. Работа над темой урока (практическая деятельность учащихся)

Анализ предложений. Работа в паре

Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)  (Сложное предложение, с разными  видами связи: бессоюзной и сочинительной;  повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)

[   ], [  ] и [  ].

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.  (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное,  состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить  а именно ). Первая часть – СПП с придаточным  степени, которое относиться к указательному слову  так  в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [  ].

Много  веков  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.  (Сложное предложение, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное). [  ] и  [  ], (пока…), (будто…).

Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. (Сложное предложение, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится)  (Когда…), [  ] и [  ].

3. Редактирование предложений. Работа в группе

- Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из нескольких простых предложений составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить.

Слуховой диктант.

1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.

2) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.

3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

4) Ты понял жизни цель: счастливый человек,
для жизни ты живешь.

5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит.

6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
последние листы с нагих своих ветвей.

7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.

8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Примечание. Учащиеся в заранее приготовленных листочках проставляют знаки препинания. Образец карточки с ответами
Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

               

Самостоятельная проверка

1

2

3

4

5

6

7

8

ССП

СПП

СПП

БСП

БСП

БСП

БСП

ССП

IV. Закрепление материала (обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся)

Тест

1. Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

а) Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.

б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.

в) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть.

г) Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.

Ответ: б.

2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

Я сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.

а) сложносочинённое                                          в) бессоюзное сложное

б) сложноподчинённое                                        г) многочленное сложное

Ответ: г.

3. Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.

б) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.

в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.

г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.

Ответ: б

Тестовая работа с взаимопроверкой.

(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.

(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.

2.5 Из предложений 8—11 выпишите слово, в котором правописание НН определяется тем, что это полное страдательное причастие образовано от глагола совершенного вида.

2.11. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

2.13. Среди предложений' 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

2.14. Среди предложений 3—11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

2.5

распаленные

2.11

4

2.13

12

2.14

7

VI. Домашнее задание

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы

Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.

Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Учебник: с.153 упр.221 (предложение № 1 по заданию)

VI. Рефлексия.

- Для чего нужно знать о сложных предложениях с различными видами связи, в каких текстах они используются ?

- Достигнуты ли цели и задачи, которые мы ставили в начале урока?

- Я считаю, что те цели и задачи, которые ставила я, составляя урок, мы выполнили. Спасибо Вам. Я сегодня довольна вашей работой.

Рефлексия. Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

VII. Выставление общих оценок за урок в оценочный лист


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки к уроку

Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)  

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.  (И.С. Тургенев) 

Много  веков  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.  

Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. 

Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)  

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.  (И.С. Тургенев) 

Много  веков  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.  

Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. 


 

Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.


 


 


 

Тестовая работа с взаимопроверкой.

(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.

(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.

2.5 Из предложений 8—11 выпишите слово, в котором правописание НН определяется тем, что это полное страдательное причастие образовано от глагола совершенного вида.

2.11. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

2.13. Среди предложений' 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

2.14. Среди предложений 3—11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.


 

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы

Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.

Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.


 

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы

Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.

Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.


 

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы

Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.

Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.


 

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы

Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.

Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.


 

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы

Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.

Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.


 

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы

Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.

Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.


 


 

Рабочий лист учащегося _____________________________________

Лингвистическая разминка

_____________________________________________________________

Анализ предложений

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Редактирование предложений

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слуховой диктант

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

               


 

Тест

_____________________________________________________________

Тестовая работа с взаимопроверкой

2.5

 

2.11

 

2.13

 

2.14

 

Оценочный лист учащегося

Фамилия и имя учащегося__________________________________________

задания

Оценка (личная

Проблемы при работе на уроке

Оценка учителя

1. Лингвистическая разминка

     

2. Анализ предложений

     

3.Редактирование предложений

     

4.Слуховой диктант

     

5.Тест

     

6.Тестовая работа с взаимопроверкой

     

Оценочный лист учащегося

Фамилия и имя учащегося__________________________________________

задания

Оценка (личная

Проблемы при работе на уроке

Оценка учителя

1. Лингвистическая разминка

     

2. Анализ предложений

     

3.Редактирование предложений

     

4.Слуховой диктант

     

5.Тест

     

6.Тестовая работа с взаимопроверкой

     


 


 


 

Оценочный лист учащегося

Фамилия и имя учащегося__________________________________________

задания

Оценка (личная

Проблемы при работе на уроке

Оценка учителя

1. Лингвистическая разминка

     

2. Анализ предложений

     

3.Редактирование предложений

     

4.Слуховой диктант

     

5.Тест

     

6.Тестовая работа с взаимопроверкой

     


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.