12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья300
Тихомирова Наталья Борисовна учитель истории по совместительству завуч по ВР
Россия, Тверская обл., Сонково

Тихомирова Наталья Борисовна

учитель истории

МОУ «Сонковская СОШ Сонковского района Тверской области»

9 класс.
 

ТЕМА: «ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905 – 1907 гг»
ТИП УРОКА : комбинированный урок с элементами лабораторной работы; урок-исследование

ВИД УРОКА: изучение нового материала
МЕСТО УРОКА В ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ: один из уроков в теме « Первая Российская революция 1905-1907»
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: мультимедийное оборудование; презентация Power Point; схемы, таблицы, документы; «История России. ХХ – начало XXI века », 11 класс.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративные, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
ФОРМЫ РАБОТЫ: общеклассная ( беседа); и

Развитие познавательной деятельности обучающихся реализуется через использование материалов: мультимедийная презентация, демонстрационный материал, документы, исследование, беседа с опорой ранее полученные знание в курсе истории России.

УМК А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков./История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003.

ТЕМА: ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905 – 1907 гг

ЦЕЛИ:

Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью социально-экономических и политических противоречий; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905–1907гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить ее значение для дальнейшего развития страны.

Развивающие: способствовать формированию умений и навыков учащихся:

- по систематизации, обобщению и анализу исторического материала;

- самостоятельной работы с материалами учебника, документами;

- по выявлению причинно-следственных связей и делать выводы;

Воспитательные:

- патриотическое воспитание на материале урока;

- научное понимание исторического процесса.

Задачи урока:

1) Познакомить учащихся с Первая Российская революция 1905-1097 ;

2)Проследить причинно-следственные связи, ход, итог и значении революции

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: мультимедийное оборудование; презентация Power Point; схемы, таблицы, документы; «История России. ХХ – начало XXI века », 11 класс.

ХОД УРОКА.

I.Оганизационный момент ( 1минута)

II. Проверка домашнего задания ( 7 минут)

Учитель: На прошлом уроке была изучена тема «Внешняя политика. Русско-японская».

Слайд 2: Вопросы для повторения

1.Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф.(«Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…»).

2.Каковы последствия Русско-японской войны?

3.После серии крупных военных поражений в 1904 г. российское общество не могло не задаться вопросом: как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей Россией? Как бы вы ответили на этой вопрос?

Вашему вниманию предложена информация проблемного содержания, с помощью которой вы должны определить тему урока. (Слайд 2)

Слайд 3 Работа с документом

Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией. Вступивший на престол в 1894 г. Николай II был убежден в том, что ограничение прав самодержца, внедрение представительных институтов и конституции приведет Россию к краху. «Я буду охранять начала самодержавия», — обещал он в начале царствования. (Слайд 3)

Учитель : Исходя из понятия модернизация, назовите проблемы скрытые в данном тексте?

Предполагаемый ответ ученика: Отсутствовала политическая модернизация, т.к. царь стремился сохранить самодержавие. Следовательно, он против введения выборного органа власти в лице Государственной думы, т.к. она будет ограничивать власть царя.

Отсутствовала и социальная модернизация, что бы реформировать социальную сферу надо сделать гражданское, равноправное общество . Для этого необходимо ликвидировать сословные перегородки.

Экономическая модернизация проходила, т.к. были и капиталовложения, и привлекался иностранный капитал на территорию России. Царь опасался превращения России во второстепенную страну.

Учитель: Исходя из ответов, какой можно сделать вывод о позиции власти?

Слайд 4 . Предполагаемый ответ ученика: Царь не был заинтересован в политической и социальной модернизации, т.к. проведя данные реформы, самодержавие было бы ограничено, а Николай 2 стремился его сохранить. (Слайд 4)

Учитель: Итак, мы с вами обозначили Слайд 5 проблемы , теперь обозначим средства их преодоления. Как общество и власть пытались бороться с существующими в начале XX в. проблемами? (Слайд 5)

Слайд 6 Предполагаемый ответ ученика: Мятежи, бунты не помогли, значит, революция. (Слайд 6)

III. Новый материал: ( 34 минуты)

Слайд 7: Учитель : Тема урока: Первая российская революция 1905 – 1907 гг. (Слайд 7)

Сегодня мы познакомимся с причинами, основными событиями и итогами первой российской революции.

Слайд 8 ПЛАН

А.Причины и задачи и первой русской революции.

Б. Политические силы

В.Этапы революции

Г. Кровавое воскресенье

Д.Позиция власти

Е.Высший подъем революции.

Ж.Манифест 17октября 1905

З.Итоги революции 1905 – 1907 гг. (Слайд 8)

А) .ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ

Первая революция в России вспыхнула в 1905 г. в результате глубоких политических и социально-экономических противоречий, обострившихся в начале XX в.

Слайд 9 Историки революцию называют буржуазно – демократической.

Учитель: Объясните смысл данного названия.

Предполагаемый ответ ученика: Буржуазная, т.к сохранились феодальные пережитки( помещичье землевладение, использование наёмного труда)

Демократическая, т.к. должна демократизировать политический строй , ограничить самодержавие введя Конституцию и Гос. Думу.

Учитель: Таким образом, исходя из объяснения понятия буржуазно – демократическая революция, можно назвать её основные задачи . (Слайд 9)

Слайд 10: 1. Ликвидация самодержавия, помещичьего землевладения, феодальных пережитков. Демократизация политического строя страны. (Слайд 10)

Слайд 11 Б) ПОЛИТИЧЕКИЕ СИЛЫ

Учитель: В политическую борьбу включились 3 политические силы. Назовите их.

( в ходе рассуждения ученики заполняют схему на доске: состав, цели и методы)

У

Самодержавный лагерь

Либеральный

Революционный

ченики (3) :

 

Царь

1.Интеллигенция

ЭСЕРЫ

 

Состав:

консерваторы

2.Представители от земств

земств

РСДРП


Ц

1.Сохранить

самодержавие

1.Ввести конституцию

1.Уничтожение самодержавия

Создать республику

ели:

2.Права и свободы

2.Права и свободы

3. Провести реформы

3. Провести реформы

1.Все методы

1.Парламентские


М

1.Революция

етоды:

Учитель: сделайте вывод о положении в обществе(Слайд 11)

Предполагаемый ответ ученика: Общество расколото и не имеет единых чётких целей и руководителей.

Слайд 12 В) ЭТАПЫ РЕВОЛЮЦИИ

1. 9 января 1905 г. -3 июня 1907 г.Кровавое воскресенье” стало точкой отсчета революции.

2. Октябрь — декабрь 1905 г. — высший подъем революции.

3. Январь 1906 г. — 3 июня 1907 г. —спад. (Слайд 12)

Г) «КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»

Слайд 13 Учитель: В начале ХХ века министр внутренних дел К. Плеве поддержал предложение начальника московской охранки С. Зубатова., разработать и внедрить «полицейский социализм». Его суть состояла в организации рабочих обществ, которые занимались экономическим просвещением. Это, по мнению Зубатова, должно было увести рабочих от политической борьбы. Но он не смог удержать рабочих от стачечного движения. Достойным продолжателем идей Зубатова стал Георгий Гапон, священник. (Слайд 13)

Слайд 14 Учитель: Еще в 1904 году священник Петербургской пересыльной тюрьмы Георгий Гапон при содействии полиции создал в городе рабочую организацию "Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга". Впервые месяцы рабочие устраивали общие вечера, часто с чаем, танцами. (Слайд 14)

Учитель: Кто был движущей силой революции?

Слайд 15 : Предполагаемый ответ ученика: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия, интеллигенция, отдельные части армии (Слайд 15)

Слайд 16 Задание классу: В ходе объяснения нового материала учащиеся заполняют таблицу( на доске) (Слайд 16)

дата

события

1904

 

2 января1905г

 

7 января

 

9 января

 

10 января

 

февраль 1905 года

 

июнь 1905

 

17 октября 1905г

 

Слайд17. В декабре 1904 года с Путиловского завода уволил 4 рабочих, которые были членами организации. "Собрание" отправило делегацию к директору завода, и, несмотря на его попытки загладить конфликт, рабочие решили в знак протеста прекратить работу.

3 января 1905 года огромный Путиловский завод остановился. (Слайд 17)

Слайд 18. 7 января стачка стала всеобщей, охватив 150 тыс. рабочих. Чтобы удержать рабочих от революционной борьбы, Гапон выдвинул провокационный план — составить петицию царю от имени рабочих и для подачи её отправиться всем к царскому дворцу. План был известен охранке и одобрен ею. Правительство решило организовать расстрел рабочих и в их крови потопить нараставшее революционное движение.

В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу с петицией. (Слайд 18)

Слайд 19. "Мы обнищали, нас угнетают, .. в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам… Нет больше сил, Государь… Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. Взгляни без гнева …на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для Тебя, Государь!"

Учитель:- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Предполагаемый ответ ученика: Петиция могла содержать экономические требования ( повышение заработной платы, снижение налогов)

Учитель: В ходе стачки к рабочим присоединились с.-д, революционеры. (Слайд 19)

Слайд 20 Работа с документом( 3 минуты). Из петиции рабочих царю от 9.1. 1905г.

Немедленное освобождение всех политических заключённых;

Свободы и неприкосновенность личности, свободы слова, печати, свободы собраний.

Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.

Ответственность министров перед народом.

Равенство перед законом всех без исключения…

Учитель: Каков характер приведённых требований?

Предполагаемый ответ ученика: Требования из экономических перешли в политические

Слайд 20 Учитель: Политические требования, предполагавшие ограничение самодержавия, были расценены правительством как «дерзкие» и послужили причиной разгона рабочего шествия.

Слайд 21 : Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны, бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули». Большевики были вместе с народом. Они звали к оружию, к борьбе. На борьбу поднялись миллионы рабочих и крестьян.

Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения. 10 января бастовал весь рабочий класс столицы, Украина, Польша. (Слайд 21)

Слайд 22 ТАКИМ ОБРАЗОМ: Трагические события "кровавого воскресенья" имели историческое значение. Веками воспитывавшаяся в народе вера в царя была расстреляна солдатами, затоптана казацкими конями. (Слайд 22)

Слайд 23 Е) ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ

Между тем Николая II 9 января, не было в Петербурге, и он при всем желании не мог бы принять петицию.

Государь с семьей уехал в Царское Село, где находился до 11 января. Таким образом, Царь о происходящем в столице не знал, однако вину за происшедшее революционеры и либералы приписали ему, называя с тех пор "Николаем Кровавым".

Царское правительство теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили

успеха. (Слайд 23)

Слайд 24 В феврале 1905 года по все России бастовали 810тыс. рабочих. Самая крупная стачка рабочих, длившаяся 72 дня произошла в Иваново – Вознесенске., в ходе которой был создан Совет рабочих уполномоченных – нового органа власти рабочих. Вслед за

рабочими революционные события захватили армию и флот. (Слайд 24)

Слайд 25 В июне 1905г произошло восстание на броненосце « Потёмкин», поводом послужил, отказ матросов есть борщ из протухшего мяса. Матросы подняли оружие против офицеров. Несколько из них, командир и бортовой врач были расстреляны. Броненосец был блокирован, но смог прорваться в открытое море, из-за нехватки топлива сдаётся Румынским властям. (Слайд 25)

Слайд26 : ТАКИМ ОБРАЗОМ: Восстание на “Потемкине” имело историческое значение. Впервые большой военный корабль открыто перешел на сторону революционного народа. Восстание на броненосце показало, что армия, считавшаяся оплотом царизма, начала колебаться. (Слайд 26)

Слайд 27 : Ж. ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ: В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. С.Ю. Витте советовал царю: необходимо положить предел самоуправству и деспотизму администрации, даровать народу основные свободы и установить настоящий

конституционный режим. (Слайд 27)

Серьёзность положения была наконец осознана царём. Слайд 28: 17 октября 1905г. Николай II подписал указ об учреждении Государственной Думы, которая бы занималась “предварительной разработкой законов”. Всеобщее возмущение вызвал этот проект Булыгинской Думы (по имени министра внутренних дел).

Учитель: Прочитайте документ «Манифест 17 октября 1905 г.». ( 2 минуты)

.«…Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2… привлечь… к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

3.Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думой...»

Учитель: Оцените его содержание и значение для дальнейшего развития событий в стране. Какие изменения произошли в стране после принятия этого документа?

Предполагаемый ответ ученика: Люди получили гражданские и политические, был создан народный орган власти –Гос.дума., самодержавная власть пошатнулась.

Учитель: Но, царский манифест не удовлетворил население в полном объёме. Многие участники революции считали Манифест явно недостаточным. Предположите, почему?

Предполагаемый ответ ученика: Манифест может иметь множество оговорок и ограничений, имущественный ценз, условия выборов, а значит, что эти ограничения думу сделают консервативной – самодержавной. (Слайд 28)

Слайд 29: Учитель: Большинство населения, согласно проекту, не имело избирательных прав (рабочие, женщины, военнослужащие, учащиеся и,т.д.). Для крестьян предполагалось установить четырёхступенчатые выборы и имущественный ценз.

Учитель: Царское правительство шло на это вполне сознательно: с одной стороны, оно пыталось таким образом успокоить крестьян, отвлечь их от революции, с другой – тешило себя надеждой на крестьянскую веру в “доброго царя”. Т.О. власть пошла на уступки не

ради людей, а ради своего спокойствия. Можно было бы избежать революции?

Предполагаемый ответ ученика: Для этого царь должен был стать на путь реформ, не дожидаясь революции. (Слайд 29)

III. ОБОБЩЕНИЕ

Слайд 30 : З .ИТОГИ РЕВОЛЮЦИИ 1905 – 1907 гг.( 3минуты)

Учитель: Подведём итоги. Какие изменения произошли в политической системе России?

Фронтально называем итоги революции

Ученик: Россия встала на демократический путь развития.

Учитель: Доказываем ответ В стране несколько изменилась ….

Ученик: …….политическая система: появились элементы демократии — Государственная дума, многопартийность, признание основных прав личности, но без гарантий их соблюдения.

Учитель: В деревне…..

Ученик: …. были отменены выкупные платежи, снижена арендная плата за землю. Но аграрный вопрос не был решен: сохранялось помещичье землевладение.

Учитель: Рабочие…

Ученик: получали право создавать профсоюзы, им разрешались забастовки.

рабочий день сокращен до 9 часов, повышена зарплата.

Учитель: Но основные противоречия русской действительности решены не были… Ученик: … оставалось самодержавие, помещичье землевладение.

Учитель: Вывод: Одним из главных итогов революции 1905-1907гг. явился заметный сдвиг в сознании народа. На смену патриархальной России шла Россия революционная.
Революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Она нанесла удар по самодержавию. Впервые царизму пришлось смириться с существованием в стране таких элементов буржуазной демократии, как Дума и многопартийность. Российское общество добилось признания основных прав личности (однако, не в полном объеме и без гарантий их соблюдения) . Народ получил опыт борьбы за свободу и демократию. (Слайд 30)

Слайд 31 IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.( 2 минуты)

§ 5, Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: — Как проходила первая российская революция?

Вопрос для обсуждения.

Согласны ли вы с утверждением, что революция 1905 – 1907 гг. потерпела поражение? Аргументируйте свой ответ. (Слайд 31)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГО УРОКА ( 1минута)

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков./История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003.

Г.А.Борзонина / Развернутое тематическое планирование по учебникам А.А.Данилова, Л.Г. Косулина «История России 6-9 классы» / Волгоград: 2010.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.