12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федорова Наталья Евгеньевна16

Конспект внеурочного занятия

Тема: Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского по сюжету сказки Э. Гофмана

«Я могу с любовью и увлечением писать музыку…

лишь бы действующие лица внушали мне живое

участие, лишь бы я любил их, жалел, как любят и

жалеют живых людей. А где сердце не затронуто,

не может быть музыки».

П. И. Чайковский.

Программные задачи:

Познакомить с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который был написан по сюжету сказки Э. Гофмана;

Расширить представление о средствах музыкальной выразительности;

Познакомить учащихся с новыми музыкальными терминами: балет, увертюра, пантомима, солист балета, кордебалет, хореография, балетмейстер;

Научить детей внимательно слушать музыку, высказывать свои впечатления, своё отношение к ней через движения, жесты.

Воспитывать любовь к классической музыке, акцентировать внимание на том, что настоящее искусство выступает за распространение идей добра, гармонии, взаимопомощи, справедливости;

Развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение;

Развить интонационно-образное мышление, эмоциональную память, пластическое интонирование учащихся;

Развивать умение более глубоко погружаться в музыку, описывая своё собственное состояние движениями, мимикой, говоря о своих эмоциях, переживаниях, вызванных музыкой;

Развить в детях воображение, способность творить и мыслить;

Развить самостоятельность в действиях ребёнка, его внимание и организованность.

Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского.

Возбудить интерес к музыкальному жанру балет;

Научить работать на уроке в групповой и коллективной форме;

Воспитать в детях эстетическое видение мира;

Закрепить правила поведения в музыкальном театре, при просмотре музыкальных видеофрагментов из балета «Щелкунчик»;

Научить детей понять жизненный смысл музыкального произведения, разобраться, почему композитор воплотил его именно в эту, а не в какую-нибудь другую художественную форму.

Оборудование: музыкальный центр, диск с записями фрагментов балета, портрет композитора, плакат с изображением симфонического оркестра, иллюстрации к балету, LЕGО.

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте, дети! Мы с вами уже много раз слушали разные произведения Петра Ильича Чайковского. Сегодня я вас познакомлю с музыкой, которую композитор написал по сюжету Э. Гофмана «Щелкунчик». Это прекрасная музыка рассказывает про новогоднюю ночь и события, которые происходят с героями сказки.

Представьте, что мы перенеслись в театр Оперы и Балета. Большая сцена, красивые кресла, оркестровая яма, где звучит «живая музыка» в исполнении оркестра, бархатный занавес все располагает зрителя на прекрасный отдых в мире прекрасного.

Устраивайтесь удобнее, я начинаю рассказ.

Балет (фр. ballet, от итал. ballo танцую) вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Особую роль здесь играет пантомима, с помощью которой герои передают чувства, их «разговор» между собой, суть происходящего.

Я снова вижу голубой далекий свет.

Прекрасным принцем мне является балет.

Он позолоченную туфельку дает,

И за собою в мир загадочный ведет.

И вот взлетаю я, взлетаю высоко,

Паря над прожитым, свободно и легко.

И только звезды кружат в небе надо мной,

И только музыке подвластна я одной.

Балет, балет, как хорошо с тобой парить,

И все понятно, и не надо говорить.

Не надо слов пустых, не надо лишних фраз,

Все объяснит круженье рук, движенье глаз.

( И. Резник)

Балет "Щелкунчик»

Действие первое

Увертюра

Музыка увертюры сразу же вводит слушателя в мир образов «Щелкунчика». Драма разыгрывается среди детей и кукол. Здесь все миниатюрно, подвижно, наивно-грациозно, все по-детски, много веселой и лукавой игры и игрушечной механичности. Изложение двух тем и скромно варьированное повторение их (экспозиция и реприза) такова лаконичная форма увертюры, соответствующая общему выразительному, точному и сжатому стилю детских сцен «Щелкунчика».

Украшение и зажигание елки

Сцена подготовки к детскому празднику. Хозяева дома и гости украшают рождественскую елку. Слуги разносят угощение. Все время прибывают новые гости, и оживление усиливается. Бьет девять. При каждом ударе сова на часах хлопает крыльями. Музыка начала сцены передает веселую и уютную атмосферу домашнего праздника. Звучит тема боя часов с таинственными аккордами и причудливыми ходами бас-кларнета. Наконец, елка украшена и освещена. Шумной гурьбой вбегают дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом. Хозяин дома велит играть марш и приступает к раздаче подарков.

Марш

Представьте себе, нарядная елка, много подарков, дети, весело и радостно марширующие под звуки «детского марша». Вслушайтесь внимательно, и вы услышите легкие , грациозные шаги девочек, и задорные шаги мальчиков. Музыка звучит волшебно, сказочно, как будто обещает что-то необыкновенное. После раздачи подарков начинаются танцы.

Детский галоп и выход родителей

За коротеньким галопом детей следует медленный танец в движении менуэта: выход щеголевато одетых гостей-родителей. После этого исполняется бойкое танцевальное Allegro в ритме тарантеллы.

Выход Дроссельмейера

В зале появляется новый гость советник Дроссельмейер. Музыка звучит таинственно, необычно. В этот момент снова бьют часы и сова машет крыльями. Дети испуганно жмутся к родителям, но вид игрушек, которые принес гость, постепенно успокаивает их. Таинственный гость велит принести две коробки: из одной он достает большой кочан капусты это подарок Мари, из другой большой пирог, это для Фрица. И дети, и взрослые удивленно переглядываются. Дроссельмейер улыбаясь, велит поставить перед ним оба подарка. Он заводит механизмы, и к великому удивлению детей из капусты выходит кукла, а из пирога солдат. Ожившие игрушки танцуют.

Сцена и танец Гросфатер

Дети в восторге; Мари и Фриц хотят завладеть новыми игрушками, но Зильбергауз, опасаясь за целость дорогих подарков, велит унести их. Чтобы утешить детей, Дроссельмейер дарит им новую забавную игрушку. Щелкунчика: этим играть можно. Вальсовую музыку первой части сцены сменяет грациозная полька, иллюстрирующая игру с новой куклой. Дроссельмейер показывает, как Щелкунчик ловко раскалывает орешки. Новая игрушка особенно нравится Мари, она чувствует жалость и нежность к неуклюжему Щелкунчику, она хотела бы забрать его и не отдавать никому. Но родители разъясняют, что кукла принадлежит не ей одной. Мари с ужасом смотрит, как Фриц засовывает Щелкунчику в рот большой орех и зубы бедной деревянной куклы с треском ломаются. Фриц со смехом бросает игрушку. Мари поднимает своего любимца и старается утешить его.

Отъезд гостей. Ночьu/p>

Детям пора спать. Мари просит позволения взять с собой больного Щелкунчика, но ей отказывают. Она заботливо укутывает любимую куклу и с грустью уходит. В спокойной и ласково-«сонной» музыке звучит тема колыбельной Мари. Опустевшую комнату освещает льющийся из окна лунный свет. В доме уже все улеглись, но Мари хочет еще раз взглянуть на больного Щелкунчика и тихо пробирается в гостиную. Ей страшно. Она осторожно подходит к постели куклы, от которой, как ей кажется, исходит фантастический свет. Бьет полночь, и девочка замечает, что сова на часах превратилась в советника Дроссельмейера, который насмешливо глядит на нее.

Сражение

Сцена. Война игрушек и мышей. Солдатик-часовой окликает: «Кто идет?», не услышав ответа, он стреляет. Куклы перепуганы. Часовой будит зайцев-барабанщиков, и они бьют тревогу. Появляются пряничные солдаты, которые строятся в ряды. В мышином войске оживление. Начинается первая битва. Мыши побеждают и жадно поедают пряничных солдатиков. Тогда Щелкунчик, несмотря на раны, поднимается с постели и созывает свою старую гвардию: из ящиков выходят и строятся в правильные каре оловянные солдаты. Во главе вражеского войска становится сам Мышиный король. Начинается второе сражение.

Еловый лес зимой

Гномы с факелами выстраиваются под деревьями. Они приветствуют Мари и сопровождающего ее прекрасного юношу. Звучит музыка светлого Andante, напоминающая по постепенности нарастания звуковой силы и яркости красок эпизод «видения» Мари из предшествующей картины.

Действие второе

Вальс снежных хлопьев

Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу. В этом эпизоде танцевальный характер соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем это и «картина настроения», где выражены тревога и очарование волшебного сна Мари. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема вальса. Средняя часть вальса ярко контрастна. Сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и звучит чудесное светлое пение детских голосов (хор за сценой).

Дворец сластей Конфитюренбург

Началу действия предшествует симфоническое введение. Праздничная музыка переливается радужной игрой красок и воздушными струящимися пассажами арф и челесты. Развитие этой музыки, все более и более светлеющей и искрящейся, иллюстрирует следующую сцену. В сказочном царстве сластей ожидают возвращения принца Щелкунчика вместе с его избавительницей Мари. Готовится пышный праздник. Фея Драже, сопровождающий ее принц Коклюш и свита выходят из сахарного павильона. Феи и различные сласти кланяются ей, серебряные солдатики отдают ей честь. Повелительница фей просит оказать гостям достойный прием.

Прибытие Мари и Щелкунчика. Дивертисмент

По реке из розовой воды в золотой ладье приплывают Мари и принц Щелкунчик. Звучание оркестра создает впечатление сверкающих на солнце водяных струй. В программе, которой руководствовался композитор, эта сцена описана так: «Река розовой воды начинает заметно вздуваться и на ее бушующей поверхности показывается Мари и благодетельный принц в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и ведомой золотыми дельфинами с поднятыми головами. Они (дельфины) выбрасывают вверх столбы сверкающих струй розовой влаги, падающих вниз и переливающихся всеми цветами радуги».

Шоколад: испанский танец

Испанский танец (шоколад)- быстрый, задорный, заводная, слышны щелкания кастаньет. Бравурный, блестящий танец в испанском стиле. Главная тема у солирующей трубы.

Кофе: арабский танец

Арабский танец( кофе)- медленный, плавный, нежный. На монотонном, едва мерцающем фоне (выдержанные квинты у виолончелей и альтов) вырисовывается нежная мелодия скрипок, слышен слегка играющий бубен.

Чай: китайский танец

Китайский танец (чай)- игривый, прыгающий, шуточный Отрывистые терции у низких фаготов и на этом фоне пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо с колким и прыгающим продолжением у струнных pizzicato. Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки.

Трепак: русский танец

Живой, ярко-темпераментный танец в русском народном стиле. К концу убыстряется и заканчивается настоящим вихрем плясового движения.

Танец пастушков

По замыслу либреттиста, игрушечные пастушки «танцуют, играя на дудочках, сделанных из камыша». Замечательной находкой композитора является главная тема танца: пасторальная мелодия трех флейт. Ее красота неотделима от природы инструмента: будто сама душа флейты вселилась в эту музыку, легкую и подвижную, как ветерок в «звонких скважинах пустого тростника».

Мамаша Гигонь и паяцы

Быстрый и остро ритмованный танец Полишинелей, за которым следует более умеренный по темпу комический танец Мамаши Гигонь с ее детишками, вылезающими из-под юбки; дале общий групповой танец на музыке Полишинелей.

Вальс цветов

Маленький человек в золотой парче (мажордом) ударяет в ладоши: появляются 36 танцовщиц и 36 танцовщиков, одетых цветами. Они несут большой букет, который дарят жениху и невесте. После этого начинается общий большой вальс. «Вальс цветов» очень торжественный и праздничный. Самый яркий из трех вальсов, звучит красочно, великолепно. В мелодии вальса слышны все инструменты - струнные, удары тарелок, нежные звуки колокольчиков. Мари и Щелкунчик отправляются туда.

Я приглашаю вас на красивый танец «Вальс» (дети танцуют под «Вальс цветов»).

 Где вы могли слышать эти музыкальные отрывки?

Кто написал эту музыку?

По какой сказке был написан балет?

Кто запомнил, что такое балет?

В балете, как и в сказке присутствуют три неизменные части: Начало – сюжетная завязка, Основная часть – раскрытие сюжета, Концовка – развязка сюжета.

С помощью LЕGО мы попытаемся показать эти три части.

 Для этого нам нужно поделиться на три группы. Каждая группа получает комплект Demo версии LEGO. Но прежде, чем приступить к работе, нужно вам определиться, какой именно сюжет показать, который самым ярчайшим образом отображал бы задумку автора. Но это ещё пол дела, ваш получившийся сюжет нужно будет обязательно «оречевить», то есть серьёзно продумать каждую фразу, которую будет озвучивать той или иной персонаж. А уже затем составить комикс.

Практическая групповая работа.

Демонстрация и защита своих работ перед одноклассниками.

Подведение итогов. Устное оценивание работ одноклассниками, учителем. Акцентирование на интересные, удачные, выразительные моменты.

Вам понравилась эта необыкновенная новогодняя история, чем?

Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Живчикова Инна Сергеевна, 16.01.17 в 16:38 1Ответить Пожаловаться
Автор учел все критерии,разработка соответствует возрастным особенностям
Аксенова Елена Андреевна, 16.01.17 в 20:28 2Ответить Пожаловаться
Педагогическое сообщество урок.рф приглашает учителей-предметников и учителей начальных классов принять участие во всероссийском конкурсе методических разработок на тему «Вводный урок».

Первый урок – важный урок! Цель таких занятий – выяснить насколько обучающиеся подготовлены к новому курсу, вызвать у них интерес к новым знаниям и создать соответствующую психологическую установку.
Сафонова Елена Валерьевна, 18.01.17 в 12:34 0Ответить Пожаловаться
Разработка очень интересная, но она не соответствует требованиям к конкурсной работе, так как не является разработкой вводного урока. Как жаль!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.