12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Субботина Светлана Львовна5447
Учитель высшей квалификационной категории. Работаю в МАОУ СОШ №22 п.Билимбай г.Первоуральска Свердловской области учителем русского языка и литературы. В этом учебном году являюсь классным руководителем 5 класса. Педагогический стаж 32 года.
Россия, Свердловская обл., Первоуральск
Материал размещён в группе «Урок русского языка»
18

Конструкт урока русского языка в 5 классе «Морфологический разбор имени прилагательного»

Конструкт урока русского языка в 5 классе

«Морфологический разбор имени прилагательного» (ФГОС)

(по учебнику "Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. \Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын\. - 5-е издание, исправленное. - М.: Просвещение, 2015")

Этап урока

Форма работы

Конкретные виды деятельности

(учителя и учащихся)

УУД

1.Организа-ционно-мотиваци-онный

Коллек-тивная

Деятельность учителя: приветствие, создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Деятельность учащихся: совместное с учителем определение цели и задач урока, этапов и форм работы

Цель урока: научиться производить морфологический разбор имени прилагательного для верного использования данной части речи в устном и письменном тексте

Задачи: вспомнить особенности имени существительного и имени прилагательного; морфологические признаки имени прилагательного, общие с именем существительным и отличные от него; произвести морфологический разбор нескольких имён прилагательных; использовать прилагательные в готовом тексте и в предложении, созданном самостоятельно

Этапы урока:

Организационно-мотивационный.

Сопутствующее повторение (повторение изученного об имени существительном).

Повторение изученного об имени прилагательном.

Изучение порядка морфологического разбора имени прилагательного.

Тренировочная работа по морфологическому разбору имени прилагательного.

Самостоятельная работа по морфологическому разбору имени прилагательного.

Контроль знаний.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Регулятивные: умение понимать логический ход работы (от имени существительного к имени прилагательному), определять цели, ставить задачи, развивать мотивы деятельности и интересы для её дальнейшего развития

Познавательные: стремление научиться выполнять морфологический разбор имени прилагательного

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества в коллективной работе

Личностные: понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений по анализу имени прилагательного для дальнейшей работы с текстами различной направленности

2.Сопутству-ющее повто-рение (повто-рение изучен-ного об имени существитель-ном)

Группо-вая, коллек-тивная

Деятельность учителя: обращение к теме «Имя существительное»

Деятельность учащихся: воспоминание и поиск сведений (работа в парах) о морфологических признаках имени существительного (стр. учебника 9 – 18), составление списка категорий:

собственное или нарицательное;

одушевлённое или неодушевлённое;

число;

род;

склонение;

падеж;

определение в коллективной работе данных признаков у существительного в предложении: «С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком». (С детства – нарицательное, неодушевлённое, в единственном числе, среднего рода, второго склонения, в родительном падеже)

Регулятивные: знать алгоритм/модель учебных действий при работе с учебником по поиску сведений о морфологических признаках имени существительного

Познавательные: умение находить необходимые сведения в учебнике, определять морфологические признаки у конкретного имени существительного в данном учителем предложении, комментировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку рассуждения

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, планирование учебного сотрудничества в коллективной и групповой (в парах) работе

Личностные: умение выражать и отстаивать собственную точку зрения

3. Повторение изученного об имени прилагатель-ном

Коллек-тивная

Деятельность учителя: обращение к теме «Имя прилагательное»

Деятельность учащихся: воспоминание о морфологических признаках имени прилагательного (стр. учебника 30 – 37), составление списка категорий:

краткая или полная форма;

число;

род;

падеж;

определение в коллективной работе данных признаков у прилагательного в предложении: «С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком». (Раннего – с детства (какого?) раннего, (на втором этапе урока выявили морфологические признаки слова «детства», значит, некоторые категории мы можем определить по имени существительному, к которому относится имя прилагательное), в полной форме, в единственном числе, среднего рода, в родительном падеже)

Регулятивные: знать алгоритм/модель учебных действий при работе с учебником по поиску сведений о морфологических признаках имени прилагательного

Познавательные: умение находить необходимые сведения в учебнике, определять морфологические признаки у конкретного имени прилагательного в данном учителем предложении, комментировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку рассуждения

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, планирование учебного сотрудничества в коллективной и групповой (в парах) работе

Личностные: умение выражать и отстаивать собственную точку зрения

4. Изучение порядка морфологи-ческого разбора име-ни прилага-тельного

Коллек-тивная, групповая, индиви-дуальная

Деятельность учителя: обращение к плану морфологического разбора имени прилагательного (стр. учебника 41)

Деятельность учащихся: изучение плана разбора, рассмотрение устного и письменного образцов разбора и комментарии к ним

Регулятивные: речевое оформление

Познавательные: анализ проделанной работы по морфологическому разбору имени прилагательного, полученных знаний и умений

Коммуникативные: развитие навыков коллективной, групповой индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, её реализация в устной и письменной форме, обогащение речи

Личностные: осознание значимости урока

5. Трениро-вочная рабо-та по морфологи-ческому разбору име-ни прилага-тельного

Коллек-тивная

Деятельность учителя: обращение к записанному на доске предложению: «Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни»

Деятельность учащихся: совместный с учителем морфологический разбор имени прилагательного «последних»:

Текстовая форма слова

Словарная форма

Последних

Последний

Каких?

Какой?

Полная форма, Р.п., мн.ч., определение

 

Регулятивные: посткоммуникативная рефлексия

Познавательные: применение полученных знаний

Коммуникативные: развитие навыков коллективной и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, её реализация в устной и письменной форме, обогащение речи

Личностные: осознание значимости урока

6. Самостоя-тельная рабо-та по морфо-логическому разбору имени прилага-тельного

Индиви-дуальная

Деятельность учителя: раздача карточек с текстом: «Не знаю, как в других краях, а в ношей стране зима нынче не по совести застоялась. Уж и марту конец, а она и не думает раскланиваться. Разлеглась по полям свежей наметью, пушит инеем продрогшие леса, на окнах занавески из тонкой изморози развешивает, а узоры на тех занавесках все еловыми лапами да можжевеловыми ветками.(Е.Носов. Весенними тропами)»

Деятельность учащихся: самостоятельный разбор в тетрадях и индивидуально на доске прилагательных по вариантам; затем - проверка с комментарием

I вариант:

Текстовая форма слова

Словарная форма

Свежей

Свежий

Какой?

Какой?

Полная форма, Т.п., ед.ч., ж.р., определение

 

II вариант:

Текстовая форма слова

Словарная форма

Тонкой

Тонкий

Какой?

Какой?

Полная форма, Р.п., ед.ч., ж.р., определение

 

Регулятивные: осмысление действий

Познавательные: применение полученных знаний

Коммуникативные: развитие навыка индивидуальной работы

Личностные: способствовать гармоничному развитию личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию

7.Контроль знаний

Индиви-дуальная

Деятельность учителя: задание для учащихся - сочинить и записать предложение на тему природы с использованием полного имени прилагательного, сделать морфологический разбор этого слова

Деятельность учащихся: самостоятельное сочинение и запись предложения на тему природы с использованием полного имени прилагательного, морфологический разбор этого слова (Работа выполняется на листочках (при возможности использования мобильного класса - на ПК) и сдаётся учителю на отметку)

Регулятивные: осмысление действий

Познавательные: применение полученных знаний

Коммуникативные: развитие навыка индивидуальной работы, контроль собственных действий

Личностные: способствовать гармоничному развитию личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию

8.Рефлексия

Коллек-тивная

Деятельность учащихся: анализ работы на уроке (что нового узнали? чему научились? в чём испытывали трудности?)

Деятельность учителя: оценка проделанной работы

Регулятивные: речевое оформление

Познавательные: анализ проделанной работы по морфологическому разбору имени прилагательного, полученных знаний и умений

Коммуникативные: развитие навыка коллективной работы, монологической и диалогической речи учащихся, её реализация в устной форме, обогащение речи, оценка собственной деятельности

Личностные: осознание значимости урока

9. Домашнее задание

Индиви-дуальная

Деятельность учителя: задание на дом - упр. 347 (списать часть текста под цифрой 4), сделать морфологический разбор имеющихся в нём имён прилагательных)

Текстовая форма слова

Словарная форма

Степенный

Степенный

Какой?

Какой?

Полная форма, И.п., ед.ч., м.р., определение

 

Текстовая форма слова

Словарная форма

Лучшим

Лучший

Каким?

Какой?

Полная форма, Т.п., ед.ч., м.р., определение

 

Текстовая форма слова

Словарная форма

Чистая

Чистый

Какая?

Какой?

Полная форма, И.п., ед.ч., ж.р., определение

 

Регулятивные: знать алгоритм/модель учебных действий при произведении морфологического разбора имени прилагательного

Познавательные: применение полученных знаний

Коммуникативные: развитие навыков общения и понимания услышанного

Личностные: осознание значимости урока


 

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (2)

Зинашов Кайрат, 23.02.17 в 09:01 0Ответить Пожаловаться
Хороший конструкт
Селиванова Галина Геннадьевна, 07.09.20 в 21:56 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Львовна, повторяем эту тему. Воспользуюсь Вашим конструктом.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.