12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Лыскина773
Я педагог и сама своим примером увлекаю ребят, постоянно участвую в городских, республиканских и российских соревнованиях, конкурсах. Люблю свою работу.
Россия, Хакасия респ., Саяногорск
2

Контрольная по дисциплине ЛФК и массаж по теме: «Классификация физических упражнений в ЛФК»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова»

Факультет физической культуры и спорта

Специальность 050720.65 Физическая культура

Кафедра ТиМФКиС

Контрольная по дисциплине ЛФК и массаж

по теме «Классификация физических упражнений в ЛФК»

Выполнила: Лыскина Е.Ф.

студентка заочной формы обучения

Гр. ФФК – 43

Проверил: преподаватель: Фоминых А.В.

 

Содержание

Введение

Классификация физических упражнений в ЛФК

Гимнастические упражнения

Идеомоторные упражнения

Спортивно-прикладные упражнения

Дозированные игры

Библиографический список

Введение

ЛФК - научно-практическая дисциплина, которая изучает влияние физических упражнений на больной организм и исполнение физических упражнений для лечения, реабилитации и профилактике болезней.

Представляется, что анализ тематики «Классификация физических упражнений» достаточно актуален и представляет научный и практический интерес. Так как, в настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, то проблематика исследования классификаций физических упражнений по-прежнему несет актуальный характер.

Классификация физических упражнений уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований классификации физических упражнений.

Знание особенностей классификации физических упражнений позволяет улучшить подготовку специалистов в системе физического воспитания. Рассмотрение данной темы в теории и методики физической культуры имеет большое значение на современном этапе развития системы физического воспитания и подготовки кадров.

Классификация физических упражнений в ЛФК.

Физических упражнений очень много и действие их на организм весьма разнообразно. Для удобства использования физических упражнений в занятиях лечебной физкультурой они систематизированы (Мошков В. Н., 1972). Эта классификация удобна, и ею необходимо пользоваться. Все физические упражнения разделены на 3 группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Гимнастические упражнения - специально подобранные сочетания естественных для человека движений, разделенных на элементы; совершенствование общей координации движений, восстановление и развитие таких физических качеств, как сила, быстрота движений и ловкость.

Гимнастическими называются упражнения, состоящие из искусственно сочетанных движений, которым можно произвольно выбирать ИП, амплитуду и темп движения, количество повторений и т. п. С помощью их можно избирательно и дозированно оказывать лечебное и тренирующее воздействие на отдельные сегменты аппарата движения, отдельные органы и на весь организм в целом. Они используются для восстановления подвижности в суставах и укрепления мышц, для растягивания плевральных спаек, улучшения перистальтики кишечника и др.

Гимнастические упражнения классифицируются по нескольким основным признакам:

1) по анатомическому признаку — упражнения для мышц шеи, туловища, плечевого пояса, верхних конечностей, брюшного пресса, тазового дна, нижних конечностей.

2) по признаку активности — активные (выполняет сам больной), пассивные (выполняемые инструктором ЛФК с волевым усилием больного), активно-пассивные упражнения (выполняемые самим больным с помощью инструктора ЛФК).

Пассивные физические упражнения выполняются другим лицом, а больной находится в пассивном состоянии. Применяются они, когда активные движения у больного полностью отсутствуют или сильно ограничены (параличи и выраженные парезы конечностей).

Благодаря пассивным упражнениям сохраняется нормальная подвижность в суставах, а это предохраняет их от контрактур и сращений, сохраняется эластичность сухожилий и связок, меньше нарушаются трофические процессы в мышцах.

Активные упражнения составляют основную группу гимнастических упражнений. Они выполняются без снарядов, со снарядами и на снарядах. Упражнения без снарядов (вольные упражнения) выполняют свободно, без выраженного силового напряжения, с полной амплитудой, в среднем темпе и с умеренной нагрузкой. Их разновидность – упражнения с помощью и усилием.

Упражнения с помощью являются облегченными для мышц больной конечности и выполняются с помощью здоровой руки или другого лица.

Упражнения с усилием создают относительно большую нагрузку и выполняются с волевым напряжением мышц для преодоления какого-либо сопротивления – сопротивления соупражняющегося или самосопротивление.

3) по принципу использования гимнастических предметов и снарядов — упражнения без использования предметов и снарядов; упражнения с предметами (гимнастической палкой, резиновым, теннисным или волейбольным мячом, набивным мячом, с булавами, гантелями, эспандерами, скакалкой и др.); упражнения на снарядах (гимнастической стенке, наклонной плоскости, гимнастической скамейке, кольцах, механо-терапевтической аппаратуре, брусьях, перекладине, бревне); упр-я на тренажерах и т. п.

4) по видовому признаку и характеру выполнения — порядковые и строевые, подготовительные (вводные), корригирующие, на координацию движений и в равновесии, в сопротивлении, дыхательные, висы, упоры, подскоки и прыжки, статические, на расслабление, идиомоторные, ритмопластические упражнения.

Подготовительные упражнения проводят в начале занятий с целью подготовить занимающихся к последующим физическим упражнениям, в числе которых будут и специальные. Начинают с более простых и легких упражнений. К ним относятся и строевые упражнения, которые применяют для организации занятий и состоят из построения, перестроений и ходьбы.

Корригирующими упражнениями называют упражнения, с помощью которых можно достигнуть исправления неправильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей.

Упражнения на координацию весьма разнообразны и применяются из разных ИП и в различных сочетаниях движений рук и ног в разных плоскостях. Эти упражнения необходимы при заболеваниях и травмах ЦНС и у больных после продолжительного постельного режима.

Упражнения на равновесие широко применяют при многих заболеваниях. Нагрузка и тренирующее влияние упражнений на равновесие будут определяться положением рук по отношению к туловищу, а туловища – к общему центру тяжести тела и линии гравитации. Чем выше центр тяжести тела и чем дальше линия гравитации от центра площади опоры, тем упражнение труднее и его тренирующее влияние более выражено.

Статические упражнения (изометрическое сокращение мышц) – это такие упражнения, при которых длина мышц не изменяется, а тонус значительно увеличивается. Они не вызывают движения упражняемой части тела, но поддерживают в активном состоянии нервную и мышечную системы и особенно эффективны при иммобилизации. Различают также изотоническое сокращение мышц, при котором они сокращаются свободно, не преодолевая никакого сопротивления, и укорачиваются, не изменяя своего тонуса (движения при расслабленной мускулатуре).

Упражнения на расслабление мышц создают условия отдыха, поэтому их следует применять в чередовании с динамическими и статическими упражнениями и тем чаще, чем слабее больные.

Гимнастические упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие) и дыхательные. Дыхательные упражнения бывают статические и динамические.

Статические дыхательные упражнения не сочетаются с движениями конечностей и туловища, выполняются они, в положении стоя, сидя и лежа.

Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Выполняют их в различных ИП с целью избирательного увеличения вентиляции легких, подвижности диафрагмы и ребер, предупреждения образования плевральных спаек или их растяжения и формирования наиболее рационального сочетания дыхания и движений. Вдох следует делать одновременно с движением, способствующим увеличению размеров грудной клетки, а выдох-уменьшению.

При различных заболеваниях часто нарушается механизм дыхания и проявляется несовершенство его произвольной регуляции. Поэтому необходимо обучать больных полному дыханию с первых занятий. Дыхательные упражнения применяют в чередовании с общеукрепляющими и особенно широко при заболеваниях кровеносной системы и дыхательного аппарата, дыхательную гимнастику в чистом виде не применяют, так как она вызывает гипервентиляцию. Для усиления или уменьшения вентиляции отдельных долей легкого при заболеваниях и при обучении правильному полному дыханию следует выбирать наиболее рациональные ИП и помнить, что у женщин преимущественно грудной, а у мужчин брюшной типы дыхания.

Брюшному дыханию лучше всего обучать в ИП лежа на спине, ноги прямые, правая ладонь лежит на животе, левая – на груди. Начинают с продолжительного выдоха через рот при сжатых губах. Затем производится вдох через нос – диафрагма сокращается, уплощается, опускается в брюшную полость и в свою очередь поднимает уже снизившееся внутрибрюшное давление и вместе с ним переднюю стенку живота (живот выпячивается). При положении сидя на гимнастической скамейке, брюшное дыхание значительно ограничивается, а грудное увеличивается и происходит наиболее полная вентиляция верхушек легких.

В положении стоя или сидя на обычном стуле с опорой туловища на спинку стула осуществляется лучше всего смешанное дыхание с полной вентиляцией средних долей легких. При необходимости увеличить вентиляцию в больном легком дыхательные упражнения выполняются в ИП лежа на здоровом боку или блокированием здоровой стороны путем нажатия на нее рукой в положении сидя или стоя. Если показано уменьшение вентиляции в больном легком, то упражнения проводят в положении лежа на больной стороне или в других положениях с блокированием ее рукой. Вдох следует всегда производить через нос. Только при длительном беге, других физических упражнениях большой интенсивности и тяжелой физической работе, когда не хватает носового дыхания, вдох можно и нужно делать через нос и рот одновременно. Фаза вдоха должна быть короче фазы выдоха во всех случаях.

Общеразвивающие упражнения применяются с целью повышения физической подготовки, восстановления и совершенствования физических качеств организма. Они просты и доступны, охватывают большое число мышечных групп. Они активизируют кровообращение и дыхание, повышают нервно-психический тонус, приводят весь организм в благоприятное функциональное состояние и тем самым облегчают лечебное действие специальных упражнений. В то же время почти каждое общеразвивающее физическое упражнение может быть при лечении отдельных заболеваний специальным упражнением в зависимости от методики его применения.

В зависимости от используемых снарядов гимнастические упражнения подразделяют на упражнения без снарядов и предметов, упражнения с предметами и упражнения на снарядах. К упражнениям без предметов и снарядов относятся, за исключением висов и упоров, все ранее перечисленные гимнастические упражнения, которые выполняются свободно, без особых усилий. Упражнения с предметами: гимнастическими палками, гантелями, булавами, медицинболами (набивными мячами), скакалками, эспандерами и т. п., применяют с целью разнообразия, усложнения, а в отдельных случаях и облегчения различных движений.

Лечебное влияние упражнений с предметами усиливается в сравнении с подобными упражнениями за счет массы предмета, увеличения инерции и удлинения рычага перемещаемого сегмента тела, повышения эмоциональности занятий – упражнения с предметами усиливают интерес к ним. Упражнения на снарядах применяют с целью увеличения общей физической нагрузки, а также для облегчения выполнения отдельных упражнений преимущественного избирательного воздействия на отдельные группы мышц и суставов, разнообразия и повышения эмоциональности занятий.

В качестве снарядов в лечебной гимнастике используют: гимнастическую стенку, гимнастическую скамью, наклонную плоскость, канат, а также медицинскую кушетку, обычный стул и коврик для выполнения упражнений на полу в исходных положениях сидя, лежа и на четвереньках.

Применяют в занятиях лечебной гимнастикой и специальные аппараты в виде блоковых установок, аппаратов механотерапии, велоэргометров и др. В последнее время стали внедряться различные тренажеры с использованием пружин, маятников, рычагов и т. п. Упражнения на аппаратах и тренажерах должны проводиться на фоне общеразвивающих упражнений, которым отводится большая часть времени занятий лечебной гимнастикой.


 


 

Идеомоторные упражнения также используются в ЛФК (особенно на больничном этапе). Выполняемые мысленно, они не только вызывают слабое сокращение мышц, но и улучшают их функциональное состояние, оказывают трофическое действие. Эти упражнения применяются при параличах и парезах, при длительной иммобилизации, когда больной не может активно выполнять упражнения. Их по возможности осуществляют одновременно с выполнением тех же упражнений пассивно. Изометрические (статические) упражнения. Упражнения на тренажерах.

Спортивно-прикладные упражнения. Применение их в ЛФК способствует окончательному восстановлению поврежденного органа и организма в целом; воспитывает у больных сознательное отношение к занятиям ЛФК и уверенность в своих силах. ГУ. Упражнения в посылке импульсов к сокращению мыши (к выполнению движений) применяются при параличах и парезах, когда активные движения отсутствуют или резко ослаблены. Рекомендуется сочетать посылки импульсов с пассивными движениями — это способствует улучшению проводимости по центростремительным и центробежным нервам. К ним относятся захватывание, сжимание и перемещение различных предметов, бросание и ловля мячей, бытовые и трудовые действия, ползание и лазание, ходьба, бег, прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах и др. Сочетание гимнастических и спортивно-прикладных упражнений оказывает наилучший и более быстрый лечебный и тренирующий эффект.

Ходьба как наиболее автоматизированный навык, совершаемый с небольшой затратой энергии при участии большинства мышечных групп, широко применяется при самых различных заболеваниях и почти всех видах и формах физкультурных занятий. Физическая нагрузка при ходьбе определяется длиной пути, величиной шагов и темпом ходьбы, рельефом местности и сложностью. Существует много видов ходьбы: ходьба перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение, пешеходные прогулки, терренкур (дозированное восхождение), пешеходный туризм, усложненная ходьба – на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, ходьба в полуприседе и с высоким подниманием коленей.

Специальная ходьба – на костылях, с палкой, на протезах, по специально размеченному полу, на ограниченной площадке опоры и изменением высоты снаряда, на котором выполняется ходьба, является упражнением на равновесие. Ходьбу по скорости подразделяют: на ходьбу медленную с темпом 60-80 шагов в минуту, среднюю – 80-100 шагов в минуту, быструю – 100-120 шагов в минуту и очень быструю – 120-140 шагов в минуту. Дальнейшее ускорение переводит ходьбу в бег.

Бег оказывает большую физическую нагрузку и является упражнением, завершающим полное восстановление функции нижних конечностей, органов сердечнососудистой системы и дыхательного аппарата. Применяется бег с целью повышения выносливости и общей тренированности организма.

Плавание и упражнения в воде являются одними из лучших физических упражнений при заболеваниях и травмах аппарата движения, при общей слабости мышц (атрофия, парезы), ожирении, некоторых заболеваниях сердечнососудистой системы, а также для восстановления и повышения общей выносливости и закаленности. При нахождении в воде исключается влияние силы тяжести отдельных сегментов и всего тела, а это создает условия для тренировки ослабленных мышц и увеличения подвижности в суставах.

Дозированные игры

Игры, применяемые в лечебной физкультуре, подразделяются на малоподвижные, подвижные и спортивные. Они представляют собой различные по сложности сочетания разнообразных физических упражнений, выполняемых по определенным правилам. При играх используются прикладные упражнения-ходьба, бег, метание, прыжки и др. В групповых играх нет постоянного мышечного усилия, периоды относительно большого мышечного напряжения чередуются с паузами отдыха.

Положительные эмоции, которые возникают при успешном выполнении какого-либо игрового приема, доставляют занимающимся истинное удовольствие, а выполнение целевого задания вселяет уверенность в свои силы.

Малоподвижные и подвижные игры можно включать в групповые занятия лечебной гимнастикой.

Спортивные игры широко используют в санаторно-курортных учреждениях не только с целью физического совершенствования, но и с целью воспитания и совершенствования целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности, чувства товарищества, коллективизма и других моральных и волевых качеств. Из большого количества спортивных игр в лечебной физкультуре нашли применение настольный теннис, теннис, городки, бадминтон и волейбол.

Эти игры в зависимости от общего состояния и физической подготовленности проводят по общим или облегченным правилам. Например, при игре в волейбол может быть уменьшена высота сетки, увеличено число игроков и т. п. Важным условием проведения спортивных игр является необходимость подбора партнеров с одинаковой физической подготовленностью.

Библиографический список

1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. М.: Издательский Центр «Академия», 2006. - 528 с.

. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -381 с., ил.

. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: ФиС, 1988. - 331 с.

4. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

5. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культуры / А.А. Гужаловский. - М.: ФиС, 1986 г. - 352 с.

. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. - М.: Лептос, 1994. - 368 с., ил.

7. Ильинич, В.И. Физическая культура студента: учебник / В.И. Ильинич. М.: Гардарики, 2005. - 448 с.

. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 303 с.

9. Коробейников, Н.К. Физическое воспитание / Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Т. Никоденко. - М.: «Высшая школа», 1989. - 303 с.

10. Коряковский, И.М. Теория физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1960. - 138-142.

. Коц, Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц. - М.: «Физкультура и спорт», 1986 г. - 239 с.

12. Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

13. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Т.1 / Т.Ю. Круцевич. - Киев, 2003. - 423 с.

14. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: учебник / А.М. Максименко. - М.: Физическая культура, 2005. - 544 с.

15. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с., ил.

. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - К.: Олимпийская литература, 1999. -320 с.

17. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006. - 312 с., ил.

. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

19. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорта / А.Ц. Пуни. М.: «Физкультура и спорт», 1959.

20. Харабуги, Г.Д. Теория и методика физического воспитания: учеб. для техникумов физической культуры / Г.Д. Харабуги [и др.]. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 319 с.

21. Харе, Д. Учение о тренировке / Д. Харе. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 328 с.

. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.

. Шклярук, В.Я. Физическая культура: основы физического воспитания и физической подготовки студентов / В.Я. Шклярук. - Саратов: Издательский центр СГСЭУ, 2005. - 164 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.