12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ефимова Светлана Александровна678
Россия, Тюменская обл., Тюмень

Контрольная работа по теме: «Российское государство в XV - конце XVI веков».

10 класс – ПРОФИЛЬ

1 – вариант.

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. 1 б.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) взятие Казани

2) венчание Ивана IV на царство

3) стояние на Угре

2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 2 б.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) Опричнина Ивана Грозного

Б) правление Василия III

В) Ливонская война

Г) правление Фёдора Ивановича

1) 1462 - 1505гг.

2) 1505 - 1533 гг.

3) 1533 - 1584 гг.

4) 1558 -1585гг.

5) 1565 - 1572 гг.

6) 1584 – 1598 гг.

3.Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с про­цес­сом за­кре­по­ще­ния кре­стьян.

 1) Юрьев день, 2) уроч­ные лета, 3) по­жи­лое, 4) за­по­вед­ные лета, 5) устав­ная гра­мо­та, 6) ми­ро­вой по­сред­ник.

 Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду. - 1 б.

4.Запишите термин, о котором идѐт речь. 1 б.

По­ря­док на­зна­че­ния на долж­но­сти в Мос­ков­ском го­су­дар­стве в XV—XVII вв. по знат­но­сти рода и важ­но­сти долж­но­стей, за­ни­ма­е­мых пред­ка­ми, на­зы­вал­ся _______.

5.Какие из пе­ре­чис­лен­ных ме­ро­при­я­тий от­но­сят­ся к де­я­тель­но­сти Из­бран­ной Рады? За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.- 2 б.

1) учре­жде­ние пат­ри­ар­ше­ства в Рос­сии

2) созыв пер­во­го Зем­ско­го со­бо­ра

3) учре­жде­ние При­ка­за тай­ных дел

4) при­ня­тие Су­деб­ни­ка 1550 г.

5) со­зда­ние стре­лец­ко­го вой­ска

6) вве­де­ние за­по­вед­ных лет

6.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ис­то­ри­че­ски­ми ли­ца­ми и родом их де­я­тель­но­сти: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

2 б.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) Ма­лю­та Ску­ра­тов

Б) Ермак Ти­мо­фе­е­вич

В) мит­ро­по­лит Ма­ка­рий

Г) Андрей Курбский

1) цер­ков­ный и го­су­дар­ствен­ный де­я­тель, участ­ник Из­бран­ной рады

2) дьяк По­соль­ско­го при­ка­за, ру­ко­во­ди­тель внеш­ней по­ли­ти­ки Рус­ско­го го­су­дар­ства в на­ча­ле прав­ле­ния Ивана IV

3) ка­за­чий ата­ман, за­во­е­ва­тель Си­би­ри

4) оприч­ный палач, во­е­во­да в пе­ри­од Ли­вон­ской войны

5) русский полководец, политик и писатель, член Избранной Рады

7. Про­чти­те от­ры­вок из документа.

«На четвёртый год после взя­тия Дерп­та по­след­няя власть ли­ф­лянд­ская раз­ру­ши­лась... Часть зе­мель вошла в со­став ко­ро­лев­ства Поль­ско­го и Ве­ли­ко­го кня­же­ства Ли­тов­ско­го. И что же наш царь после этого пред­при­ни­ма­ет? Вна­ча­ле он про­го­ня­ет двух мужей-со­вет­ни­ков Силь­ве­ст­ра-про­то­по­па и Алек­сея Ада­ше­ва, ни в чём перед ним не ви­но­ва­тых, и от­кры­ва­ет свои уши злым льсте­цам, о ко­то­рых я уже писал. Они уже не­од­но­крат­но кле­ве­та­ли и до­но­си­ли за­глаз­но на этих свя­тых людей, осо­бен­но пре­успе­ли цар­ские шу­ри­ны и дру­гие не­че­сти­вые по­гу­би­те­ли всего цар­ства. А чего ради это было сде­ла­но? Они по­ла­га­ли, что их злоба не рас­кро­ет­ся и они смо­гут без­на­ка­зан­но всеми нами вла­деть и вер­шить не­пра­вед­ный суд, взят­ки брать и дру­гие пре­ступ­ле­ния со­вер­шать без­на­ка­зан­но, умно­жая себе со­сто­я­ние. И о чём же они кле­ве­щут и шеп­чут на ухо царю? Когда умер­ла ца­ри­ца, то они ска­за­ли, что по­гу­би­ли её эти два мужа (в чём сами ис­кус­ны и во что верят, то на свя­тых и доб­рых людей воз­ла­га­ют). Царь им по­ве­рил и пришёл в гнев. Вна­ча­ле начал разыс­ки­вать имена близ­ких род­ствен­ни­ков Алек­сея Ада­ше­ва и Силь­ве­ст­ра, а затем всех дру­зей и со­се­дей, и даже тех, кто едва был с ними зна­ком. Всех этих людей вы­го­ня­ли из домов, за­хва­ты­ва­ли их иму­ще­ство и име­ния, и му­чи­ли раз­лич­ны­ми му­ка­ми, и вы­сы­ла­ли в дру­гие го­ро­да. А зачем тех не­ви­нов­ных мучил? Земля возо­пи­ла о не­вин­но из­гнан­ных, ко­то­рых про­кли­на­ли вы­ше­упо­мя­ну­тые льсте­цы, со­блаз­нив­шие царя, а он сов­мест­но с ними, как бы оправ­ды­ва­ясь перед всеми, го­во­рил, что он такое тво­рит, толь­ко осте­ре­га­ясь кол­дов­ства (не­из­вест­но ка­ко­го), при­ка­зы­вая му­чить не од­но­го или двух, а весь свой народ».

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. - 2 б.

1) Опи­сан­ные в до­ку­мен­те со­бы­тия от­но­сят­ся к пят­на­дца­то­му веку.

2) Царь, упо­ми­на­е­мый в от­рыв­ке — Иван III.

3) В от­рыв­ке упо­ми­на­ют­ся со­бы­тия Ли­вон­ской войны.

4) Автор одоб­ря­ет дей­ствия царя.

5) Упо­ми­на­е­мые в от­рыв­ке мужи-со­вет­ни­ки вхо­ди­ли в Из­бран­ную раду.

6) След­стви­ем опи­сан­ных в от­рыв­ке со­бы­тий было вве­де­ние оприч­ни­ны.

Рассмотрите карту и выполните задание 8-11

8.На­пи­ши­те имя рус­ско­го пра­ви­те­ля, к годам прав­ле­ния ко­то­ро­го от­но­сят­ся со­бы­тия, ука­зан­ные на схеме.- 1 б.

9.На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой 1.- 1 б.

10.На­пи­ши­те на­зва­ние сред­не­ве­ко­во­го го­су­дар­ства, в ре­зуль­та­те рас­па­да ко­то­ро­го об­ра­зо­ва­лось хан­ство, завоёван­ное в ходе со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме.- 1 б.

11. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к дан­ной схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.- 2 б.

1) По­бе­да в обо­зна­чен­ном на схеме по­хо­де была одер­жа­на за счёт не­дав­но ор­га­ни­зо­ван­ных на ев­ро­пей­ский лад «пол­ков но­во­го строя».

2) Зна­че­ние по­хо­да, обо­зна­чен­но­го на схеме, за­клю­ча­лось в част­но­сти в при­со­еди­не­нии пло­до­род­ных зе­мель, не­об­хо­ди­мых для раз­да­чи дво­ря­нам.

3) К финно-угор­ской груп­пе от­но­сит­ся народ, ука­зан­ный на схеме под циф­рой «2».

4) Обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1» город сдал­ся рус­ско­му вой­ску без со­про­тив­ле­ния.

5) В прав­ле­ние рос­сий­ско­го го­су­да­ря, при ко­то­ром про­изо­шли со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме, на­ча­лось за­во­е­ва­ние Си­би­ри.

6) На­ро­ды, обо­зна­чен­ные на схеме под циф­ра­ми «4» и «5», от­но­сят­ся к сла­вян­ской язы­ко­вой груп­пе.

 

Рассмотрите изображение и выполните задание 12- 13

12.Какие суж­де­ния о про­из­ве­де­нии рус­ско­го ис­кус­ства, изоб­ражённом на фо­то­гра­фии, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны – 2 б.

 

1) в на­сто­я­щее время дан­ный порт­рет хра­нит­ся в Эр­ми­та­же

2) на фо­то­гра­фии изоб­ра­же­на пар­су­на царя Ивана Гроз­но­го

3) дан­ное изоб­ра­же­ние вы­пол­ня­ло роль иконы в одном из кремлёвских хра­мов

4) дан­ная форма жи­во­пи­си по­лу­чи­ла ак­тив­ное раз­ви­тие в Рос­сии XVII в.

5) порт­рет­ная жи­во­пись в форме пар­сун про­су­ще­ство­ва­ла в Рос­сии до XIX в.

13.Какие из хра­мов были со­зданы в тот век, когда в Рос­сии пра­вил царь, изоб­ражённый на порт­ре­те? В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они ука­за­ны. – 2 б.

 

Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы 14- 16

Из книги А. А. Зи­ми­на и А. Л. Хо­рош­ке­ви­ча «Рос­сия вре­ме­ни Ивана Гроз­но­го»

«При­со­еди­не­ние Си­би­ри».

К концу Ли­вон­ской войны хо­зяй­ствен­ная раз­ру­ха резко уси­ли­лась. В не­ко­то­рых рай­о­нах Нов­го­род­ской земли за­пу­сте­ло 80-90% сёл и де­ре­вень. Тя­го­ты воз­рос­ших по­бо­ров, мор и голод при­во­ди­ли к вы­ми­ра­нию на­се­ле­ния и к бег­ству кре­стьян на во­сточ­ные и южные окра­и­ны. Пра­ви­тель­ство Гроз­но­го пы­та­лось за­бо­тить­ся, пре­жде всего, о бла­го­по­лу­чии «во­ин­ско­го чина», т. е. во­ен­но-слу­жи­ло­го люда. С 1581 г. на­чи­на­ет­ся пе­ре­пись на­се­ле­ния с целью на­ве­сти по­ря­док в об­ло­же­нии его го­су­дар­ствен­ны­ми по­да­тя­ми. В рай­о­нах, где про­во­ди­лась пе­ре­пись, кре­стья­нам вре­мен­но, в те­че­ние «за­по­вед­ных лет», за­пре­ща­лось ухо­дить от гос­под. Так под­го­тав­ли­ва­лась от­ме­на кре­стьян­ско­го вы­хо­да и окон­ча­тель­ное утвер­жде­ние кре­пост­но­го права. Бег­ство кре­стьян и хо­ло­пов про­дол­жа­лось. На южных ру­бе­жах стра­ны скап­ли­вал­ся тот го­рю­чий эле­мент, ко­то­рый в на­ча­ле XVII в. при­ведёт к гран­ди­оз­но­му по­жа­ру кре­стьян­ской войны.

Вве­де­ние «за­по­вед­ных лет», этих пред­вест­ни­ков окон­ча­тель­но­го тор­же­ства кре­пост­ни­че­ства, сов­па­ло с при­со­еди­не­ни­ем Си­би­ри. Её огром­ные не­об­жи­тые или слабо осво­ен­ные про­сто­ры ма­ни­ли бе­жен­цев из кре­пост­ни­че­ско­го цен­тра Рос­сии. Отлив на­се­ле­ния сни­мал остро­ту клас­со­вых про­ти­во­ре­чий в цен­тре, но со­зда­вал их очаги на окра­и­нах»

 

14. На ос­но­ве тек­ста и зна­ний по ис­то­рии ука­жи­те не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний), ко­то­рые пред­ше­ство­ва­ли и по­слу­жи­ли при­чи­ной уси­ле­ния хо­зяй­ствен­ной раз­ру­хи в Рос­сии в опи­сы­ва­е­мый пе­ри­од вре­ме­ни. О каком «гран­ди­оз­ном по­жа­ре кре­стьян­ской войны» идёт речь? – 2 б.

15.На ос­но­ве тек­ста и зна­ний по ис­то­рии на­зо­ви­те не менее двух мер, пред­при­ни­ма­е­мых пра­ви­тель­ством для пре­одо­ле­ния хо­зяй­ствен­но­го кри­зи­са. Ука­жи­те, в ин­те­ре­сах ка­ко­го слоя на­се­ле­ния про­во­ди­лись эти меры?-2 б.

16.На ос­но­ве тек­ста и зна­ний по ис­то­рии на­зо­ви­те не менее двух при­чин уси­ле­ния клас-совых про­ти­во­ре­чий в дан­ный пе­ри­од вре­ме­ни. Какой фак­тор в конце XVI в. вре­мен­но сни­мал остро­ту клас­со­вых про­ти­во­ре­чий?- 3 б.

ИТОГО - 27 б.

27 – 25 б.- «5»

24 – 18 б.- «4»

17 – 11 б. – «3»

менее 11 б – «2»

Контрольная работа по теме: «Российское государство в XV - конце XVI веков».

ПРОФИЛЬ – 10 класс

2 – вариант.

 

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. 1 б.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Стоглавый собор

2) Судебник Ивана III

3) первый Земский собор

2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 2 б.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) венчание Ивана IV на царство

Б) присоединение Астрахани к России

В) освобождение от ига Золотой Орды

Г) Судебник Ивана IV

1) 1497 г.

2) 1480 г.

3) 1547 г.

4) 1550 г.

5) 1552 г.

6) 1556 г.

3.Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к эпохе прав­ле­ния Ивана IV.

 

1) Cтрель­цы; 2) оприч­ни­ки; 3) полки «но­во­го строя»; 4) Из­бран­ная рада; 5) Та­бель о ран­гах

6) Уло­же­ние о служ­бе

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду. -1 б.

4.Запишите термин, о котором идѐт речь. 1 б.

Со­сто­яв­ший из пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных слоёв на­се­ле­ния орган при царе, со­зы­вав­ший­ся для ре­ше­ния наи­бо­лее важ­ных го­су­дар­ствен­ных дел , на­зы­вал­ся _______.

5.Вы­бе­ри­те из спис­ка со­бы­тия, от­но­ся­щих­ся к прав­ле­нию Ивана III, и за­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны, в ответ.-2 б.

 

1) при­со­еди­не­ние Смо­лен­ска

2) вве­де­ние го­су­дар­ствен­но­го герба — дву­гла­во­го орла

3) при­со­еди­не­ние Нов­го­ро­да

4) рас­цвет при­каз­ной си­сте­мы

5) со­зда­ние стре­лец­ко­го вой­ска

6) по­строй­ка крас­но­кир­пич­но­го Мос­ков­ско­го Крем­ля

6.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му фраг­мен­ту, обо­зна­чен­но­му бук­вой, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки, обо­зна­чен­ные цифры2 б.

ПРОЦЕСЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А) под­чи­не­ние Нов­го­ро­да Москве

Б) правление Фёдора Ивановича

Б) Ливонская война

Г) оприч­ная по­ли­ти­ка Ивана IV

1) Ям-Запольский перемирие с Речью Посполитой

2) уси­ле­ние лич­ной вла­сти царя

3) введение Юрьева дня

4) битва на реке Шелонь

5)при­со­еди­не­ние Казани к Мос­ков­ско­му го­су­дар­ству

6) введение «урочных лет»

7. Про­чти­те от­ры­вок из про­из­ве­де­ния сред­не­ве­ко­во­го ав­то­ра.

«Пе­хо­ты, по­лу­ча­ю­щей по­сто­ян­ное жа­ло­ва­нье, царь со­дер­жит до 12 тысяч че­ло­век. Из них 5000 долж­ны на­хо­дить­ся в Москве или в ином месте, где бы ни имел пре­бы­ва­ние царь, и 2000 при самой его особе... Про­чие раз­ме­ще­ны в укреплённых го­ро­дах, где оста­ют­ся до тех пор, пока не по­на­до­бит­ся от­пра­вить их в поход. Каж­дый из них по­лу­ча­ет жа­ло­ва­нья по семи руб­лей в год, сверх две­на­дца­ти мер ржи и столь­ко же овса... Воины, со­став­ля­ю­щие пе­хо­ту, не носят ни­ка­ко­го ору­жия, кроме са­мо­па­ла в руке, бер­ды­ша на спине и меча с боку. Ствол их са­мо­па­ла глад­кий и пря­мой; от­дел­ка ложа очень груба и не­ис­кус­на, и са­мо­пал весь­ма тяжёл, хотя стре­ля­ют из него очень не­боль­шою пулею... В Си­би­ри... по­стро­е­но не­сколь­ко кре­по­стей и по­став­ле­ны гар­ни­зо­ны около шести тысяч сол­дат, из рус­ских и по­ля­ков, ко­то­рые царь уси­ли­ва­ет, от­прав­ляя туда новые пар­тии для на­се­ле­ния, по мере рас­про­стра­не­ния вла­де­ний... По­сто­ян­ных те­ло­хра­ни­те­лей царя со­став­ля­ют 2000 че­ло­век, сто­я­щие день и ночь с за­ря­жен­ны­ми ру­жья­ми, зажжёнными фи­ти­ля­ми и дру­ги­ми нуж­ны­ми сна­ря­да­ми. Они не вхо­дят во дво­рец и сто­ро­жат во дворе, где живёт царь... Они... сто­ро­жат дво­рец цар­ский или опо­чи­валь­ню по две­сти пя­ти­де­ся­ти че­ло­век в ночь, дру­гие две­сти пять­де­сят че­ло­век ка­ра­у­лят на дворе и около каз­на­чей­ства...

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке вер­ные суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.- 2 б.

 
1) Опи­сы­ва­е­мое в от­рыв­ке вой­ско было со­зда­но в годы прав­ле­ния Ивана III.

2) Вой­ско, ко­то­рое опи­сы­ва­ет автор, имело ог­не­стрель­ное ору­жие.

3) Опи­сы­ва­е­мое в от­рыв­ке вой­ско сыг­ра­ло боль­шую роль в рас­ши­ре­нии гра­ниц Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства во вто­рой по­ло­ви­не XVI в.

4) Вой­ско, ко­то­рое опи­сы­ва­ет­ся в от­рыв­ке, по­лу­ча­ло жа­ло­ва­нье в на­ту­раль­ной и де­неж­ной форме.

5) Опи­сы­ва­е­мое вой­ско фор­ми­ро­ва­лось на ос­но­ве ре­крут­ско­го на­бо­ра.

6) Опи­сы­ва­е­мое в от­рыв­ке вой­ско было рас­фор­ми­ро­ва­но в на­ча­ле XVII в.

Рассмотрите карту и выполните задание 8- 11

8.На­зо­ви­те князя, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го в со­став еди­но­го Рус­ско­го го­су­дар­ства вошли го­ро­да, обо­зна­чен­ные на схеме циф­ра­ми «1» и «2». – 1б.

9.Ука­жи­те век, когда в со­став еди­но­го Рус­ско­го го­су­дар­ства вошли го­ро­да, обо­зна­чен­ные на схеме циф­ра­ми «3», «4» и «5» .- 1 б.

10.На­зо­ви­те князя, при ко­то­ром Рус­ское го­су­дар­ство до­стиг­ло гра­ниц, обо­зна­чен­ных на схеме жир­ной чер­той. – 1 б.

11.Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к дан­ной схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.-2 б

 

1) В го­ро­дах, обо­зна­чен­ных циф­ра­ми «2» и «3», до вхож­де­ния в со­став еди­но­го Рус­ско­го го­су­дар­ства су­ще­ство­ва­ла рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния.

2) След­стви­ем про­ва­ла по­хо­да, обо­зна­чен­но­го чёрными стрел­ка­ми, стало осво­бож­де­ние Рус­ско­го го­су­дар­ства от ор­дын­ско­го ига.

3) Город, обо­зна­чен­ный циф­рой «1», вошёл в со­став еди­но­го Рус­ско­го го­су­дар­ства в 1478 г.

4) Ор­дын­ское вой­ско в по­хо­де, обо­зна­чен­ном чёрными стрел­ка­ми, воз­глав­лял Мамай.

5) Город, обо­зна­чен­ный циф­рой «2», вошёл в со­став еди­но­го Рус­ско­го го­су­дар­ства в 1485 г.

6) Го­ро­да, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми «4» и «5», были отвоёваны Рус­ским го­су­дар­ством у Ве­ли­ко­го кня­же­ства Ли­тов­ско­го.

Рассмотрите изображение и выполните задание 12 - 13

12.Какие суж­де­ния о дан­ной кар­ти­не яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. – 2 б.

 

1) На кар­ти­не изоб­ра­же­ны пред­ста­ви­те­ли цар­ской ди­на­стии.

2) Автор кар­ти­ны яв­лял­ся чле­ном То­ва­ри­ще­ства пе­ре­движ­ных ху­до­же­ствен­ных вы­ста­вок.

3) Дан­ная кар­ти­на яв­ля­ет­ся един­ствен­ным об­ра­ще­ни­ем её ав­то­ра к теме ис­то­рии Рос­сии.

4) Дей­ствие кар­ти­ны про­ис­хо­дит в XVII в.

5) Ав­то­ром кар­ти­ны яв­ля­ет­ся В. И. Су­ри­ков.

13.Какие из дан­ных па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры были со­зданы при жизни пер­со­на­жей, изоб­ражённых на кар­ти­не? В от­ве­те за­пи­ши­те цифры, под ко­то­рыми они ука­за­ны.- 2 б.

Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы 14- 16


<...> Тебе на­пом­ню лишь кое-что из мно­го­го, ибо на уко­риз­ны, ко­то­рые ты писал ко мне.я уже со всей ис­ти­ной от­ве­тил: те­перь же на­пом­ню не­мно­гое из мно­го­го. Вспом­ни ска­зан­ное в книге Иова: «Обо­шел землю и иду по все­лен­ной»: так и вы с попом Силь­ве­стром, и Алек­се­ем Ада­ше­вым. и со всеми сво­и­ми ро­ди­ча­ми хо­те­ли ви­деть под но­га­ми сво­и­ми всю Рус­скую землю, но бог даст власть тому, кому за­хо­чет.... Вы не толь­ко не за­хо­те­ли по­ви­но­вать­ся мне и слу­шать­ся меня, но сами мною вла­де­ли, за­хва­ти­ли мою власть и пра­ви­ли, как хо­те­ли, а меня устра­ни­ли от вла­сти: на сло­вах я был го­су­дарь, а на деле ничем не вла­дел... А с женой моей зачем вы меня раз­лу­чи­ли? Не от­ня­ли бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кро­но­вых жертв. А если ска­жешь, что я после этого не стер­пел и не со­блюл чи­сто­ты, так ведь все мы люди... А зачем вы за­хо­те­ли князя Вла­ди­ми­ра по­са­дить на пре­стол, а меня с детьми по­гу­бить? Разве я по­хи­тил пре­стол или за­хва­тил его через войну и кро­во­про­ли­тие? По бо­жье­му из­во­ле­нию с рож­де­ния был я пред­на­зна­чен к цар­ству: и уже не вспом­ню, как меня отец бла­го­сло­вил на го­су­дар­ство: на цар­ском пре­сто­ле и вырос. А князю Вла­ди­ми­ру с какой стати сле­до­ва­ло быть го­су­да­рем? Он сын чет­вер­то­го у дель­но­го князя. Какие у него до­сто­ин­ства, какие у него на­след­ствен­ные права быть го­су­да­рем, кроме вашей из­ме­ны и его глу­по­сти? В чем моя вина перед ним?

 

14. На­зо­ви­те ав­то­ра дан­но­го по­сла­ния. Ука­жи­те фа­ми­лию ад­ре­са­та. Ука­жи­те пе­ри­од (с точ­но­стью до двух де­ся­ти­ле­тий), когда было на­пи­са­но дан­ное по­сла­ние. - 2 б.

15.В чем автор пись­ма об­ви­ня­ет ад­ре­са­та? При­ве­ди­те три об­ви­не­ния.- 2 б.

16. Ука­жи­те на­зва­ние пра­ви­тель­ствен­но­го круж­ка, в ко­то­рый вхо­дил ад­ре­сат пись­ма, а также по­ли­ти­че­ские де­я­те­ли, на­зван­ные в пись­ме. На­зо­ви­те не­сколь­ко ре­форм, про­ве­ден­ных по ини­ци­а­ти­ве этого круж­ка.-3 б.

 

ИТОГО - 27 б.

27 – 25 б.- «5»

24 – 18 б.- «4»

17 – 11 б. – «3»

менее 11 б – «2»

Контрольная работа по теме: «Российское государство в XV - конце XVI веков».

КЛЮЧ

задания

1 – вариант

2 – вариант

1 -1 б.

321

231

2- 2 б.

5246

3624

3- 1 б.

56

35

4- 1 б.

местничество

Земский Собор

5- 2 б.

245

236

6- 2 б.

4315

4612

7- 2 б.

356

234

8- 1 б.

Иван IV

ИванIII

9-1 б.

Казань

XVI век

10-1 б.

Золотая Орда

Василий III

11-2 б.

235

126

12-2 б.

24

12

13 – 2 б.

24

12

14 – 2 б.

1. Может быть ука­за­но, что при­чи­на­ми уси­ле­ния хо­зяй­ствен­ной раз­ру­хи были:

- войны за при­со­еди­не­ние тер­ри­то­рий Ка­зан­ско­го, Аст­ра­хан­ско­го и Си­бир­ско­го ханств

- не­удач­ная Ли­вон­ская война 1558-1583 гг.

- су­ще­ство­ва­ние в 1565-1572 гг. оприч­ни­ны

2. «Гран­ди­оз­ный пожар кре­стьян­ской войны» - это кре­стьян­ско-ка­за­чье дви­же­ние (война) под пред­во­ди­тель­ством Ивана Бо­лот­ни­ко­ва и ра­зо­ре­ние, вы­зван­ное граж­дан­ской вой­ной и дей­стви­я­ми поль­ских и швед­ских войск в Смут­ное время

1) автор - Иван IV Гроз­ный:

2) ад­ре­сат - Ан­дрей Курб­ский:

3) пе­ри­од - 1560-1570-е гг.

15 – 2 б.

1.Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие ме­ро­при­я­тия пра­ви­тель­ства

- про­ве­де­ние пе­ре­пи­си на­се­ле­ния с целью упо­ря­до­че­ния взи­ма­ния по­да­тей

- вве­де­ние «за­по­вед­ных лет»

- вве­де­ние «уроч­ных лет»

2. Ме­ро­при­я­тия про­во­ди­лись в ин­те­ре­сах «слу­жи­ло­го люда» из зем­ле­вла­дель­цев (бояр, дво­рян)

 1) за­хват, вме­сте с Силь­ве­стром и Алек­се­ем Ада­ше­вым.цар­ской вла­сти, устра­не­ние царя от вла­сти;

2) раз­лу­чи­ли царя с женой;

3) хо­те­ли по­са­дить на пре­стол князя Вла­ди­ми­ра (Ста­риц­ко­го), а царя с детьми по­гу­бить.

16 – 3 б.

1. Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие при­чи­ны уси­ле­ния клас­со­вых про­ти­во­ре­чий:

- уве­ли­че­ние по­бо­ров с кре­стьян

- вве­де­ние «за­по­вед­ных лет»

- стрем­ле­ние го­су­дар­ства к уси­ле­нию за­ви­си­мо­сти кре­стьян от зем­ле­вла­дель­цев

2. Остро­ту клас­со­вых про­ти­во­ре­чий сни­ма­ло бег­ство кре­стьян на южные окра­и­ны и при­со­еди­не­ние к Рос­сии огром­ных про­странств на во­сто­ке стра­ны, где от­сут­ство­ва­ло кре­пост­ное право

В от­ве­те долж­но быть ука­за­но на­зва­ние - Из­бран­ная рада.

 

Могут быть ука­за­ны ре­фор­мы:

 

1) созыв пер­во­го Зем­ско­го со­бо­ра:

2) при­ня­тие Су­деб­ни­ка 1550 г.:

3) созыв Сто­гла­во­го со­бо­ра 1551 г.:

4) при­ня­тие Уло­же­ния о служ­бе:

5) фор­ми­ро­ва­ние при­каз­ной си­сте­мы.

ИТОГО - 27 б.

27 – 25 б.- «5»

24 – 18 б.- «4»

17 – 11 б. – «3»

менее 11 б – «2»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.