12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Татьяна Валерьевна501
Россия, Костромская обл.
Материал размещён в группе «Урок биологии»
2

Контрольно-оценочные средства по биологии 9 кл к теме "Основы цитологии - науки о клетке"

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения обобщающего урока в форме  тестовой работы по биологии по теме «Основы цитологии - науки о клетке» в 9 классе


Предмет: «биология»9 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк

Вид контроля: тематический




  1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в работе


код

Описание элементов предметного содержания

1.1

Клеточная теория

1.2

Химический состав клетки

1.3

Строение клетки

1.4

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Фотосинтез

1.5

Биосинтез белков




  1. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых в работе


код

Описание элементов метапредметного содержания

2.1

Умение узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления (познавательное УУД)

2.2

Умение определять признаки понятия (познавательное УУД)

2.3

Умение определять биологические объекты, процессы, явления (познавательные УУД)

2.4

Умение сравнивать биологические объекты, процессы, явления (познавательное УУД)

2.5

Умение строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы




  1. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся по теме  «Основы цитологии - науки о клетке» 9 класс


код

Описание требований к уровню подготовки обучающихся

3.1

характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость

3.2

Использовать составляющие исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи


СПЕЦИФИКАЦИЯ

  тестовой работы по биологии

для учащихся 9 класса


Предмет: «биология» 9 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк

Вид контроля: тематический


1. Назначение  работы

Работа проводится после изучения темы «Основы цитологии - науки о клетке» с целью определения уровня подготовки обучающихся 9 класса по данной теме.

      

2. Документы, определяющие содержание и параметры работы

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).

– Примерные программы по учебным предметам (Биология.5-9 класс) основного общего образования.


3.Содержание работы

Работа включает в себя 16 задания и состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 13 заданий с кратким ответом:

Часть 2 содержит 3 задания: 1 задание на соответствие, 1 задание на последовательность, 1 задача


Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1

 Таблица 1

№ задания

уровень

Что проверяется

Тип задания

Примерное время выполнения задания

1

Базовый

1.3,2.1,3.1

Тест с выбором ответа

2 мин.

2

Базовый

1.1,2.1,3.1

Тест с выбором ответа

2 мин.

3

Базовый

1.2,2.1,3.1

Тест с выбором ответа

2 мин

4

Базовый

1.2,2.3,3.1

Тест с выбором ответа

2мин.

5

Базовый

1.2,2.2,3.1

Тест с выбором ответа

2 мин.

6

Базовый

1.5,2.2,3.1

Тест с выбором ответа

2 мин

7

Базовый

1.4,2.2,3.1

Тест с выбором ответа

2 мин.

8

Базовый

1.2,2.3,3.1

Тест с выбором ответа

2 мин.

9

Базовый

1.3,2.3,3.1

Тест с выбором ответа

2 мин

10

Базовый

1.2,2.3,3.1

Тест с выбором ответа

2 мин

11

Базовый

1.5,2.3,3.1

Тест с выбором ответа

2 мин.

12

Базовый

1.4,2.1,3.1

Тест с выбором ответа

2 мин.

13

Базовый

1.3,2.2,3.1

Тест с выбором ответа

2 мин.

14

Повышенный

1.4,2.2,2.4,3.2

Задание на установление соответствия

3 мин


15

Повышенный

1.4,2.5,3.2

Задание на последовательность

3 мин


16

Высокий

1.5,2.3,2.5,3.2

Задача

4 мин.

Оценка правильности выполнения задания

Базовый

Выполнение теста на знание информации и применения репродуктивных способов деятельности

Сверка с эталоном

Выполняется на следующем уроке, после проверки работы учителем

Повышенный


Сверка с выполненной учебной задачей по критериям


Высокий


Сверка с выполненной учебной задачей по критериям



4. Время выполнения работы

На выполнение заданий отводится 40 минут. Работа составляется в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.


5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания в  работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.

Таблица 2


№ задания

Количество баллов

1

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

2

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

3

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

4

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

5

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

6

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

7

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

8

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

9

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

10

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

11

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

12

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

13

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

14

2 балла – правильный ответ

        1 балл  – допущена одна ошибка

0 баллов – неправильный ответ (2 и более  ошибок)


15

2 балла – правильный ответ

        1 балл  – допущена одна ошибка

0 баллов – неправильный ответ (2 и более  ошибок)


16

3 балла – правильный ответ

        2 балл  – отвечено на 2 вопроса

1 балл – отвечено на 1 вопрос

0 баллов – неправильный ответ

Оценка правильности выполнения задания

Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания.

Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится.

Итого

20 баллов


Перевод баллов к 5-бальной отметке представлен в таблице 3.

Таблица 3.

Баллы

Отметка

20-18

Отметка «5»

17-14

Отметка «4»

13- 10

Отметка «3»

 менее 10

Отметка «2»

1

Отметка «1»



Показатели уровня освоения каждым обучающимся 8 класса по предмету «биология»  определены в таблице 4.

Таблица 4.

Код требования к уровню подготовки

№ задания работы

Предметный результат не сформирован

Предметный результат сформирован на базовом уровне

Предметный результат сформирован на повышенном уровне

3.1

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13

Учащимся выполнено частично 7 заданий

Учащимся выполнено 7 заданий

Учащимися выполнены все  задания, допускаются небольшие неточности

3.2

14,15,16

Учащимся выполнено  1 задание

Учащимся выполнено 2 задания

Учащимися выполнены все  задания, допускаются небольшие неточности







Показатели сформированности у обучающихся 9 класса метапредметных умений определены в таблице 5.

Таблица 5.

Код метапредметного результата

№ задания контрольной работы

Продемонстрировал сформированность

Не продемонстрировал сформированность

2.1

1,2,3,8,12

Выполнено три и более заданий

Сделано менее трёх заданий

2.2

5,6,7,13,14

Сделано три и более заданий

Сделано менее трёх заданий

2.3

4,9,10,11,16

Выполнено три и более заданий

Выполнено менее трёх заданий

2.4

14

Выполнено задание

Не выполнено задание

2.5

15,16

Выполнено одно задание

Выполнено менее одного задания


Тестовая  работа «Основы цитологии - науки о клетке»  9 класс.   1 вариант.


.Выбери один правильный вариант ответа.

1).Какой органоид называют «фабрикой белка»?

1.мембрану  2.ядро.    3.рибосому.    4. митохондрию

2).Кого считают основоположниками клеточной теории?

1.Гука и Левенгука.  2. Шванна и Шлейдена.  3. Левенгука и Вирхова.

3).Какие вещества клетки не относятся к органическим?

1. белки.  2. липиды.  3. соли кальция. 4. нуклеиновые кислоты

4).Что является мономером белка?

1.пептид.        2. аминокислота.        3. глюкоза.     4.нуклеотид

5).Какой нуклеотид комплементарен  Урацилу ?

1. Аденин.         2. Тимин.         3.Цитозин.        4.Гуанин

6)Каждые 3 нуклеотида молекулы ДНК образуют:

1.аминокислоту     2.белок      3.триплет            4.полипептид

7)Фотосинтез происходит в:

1.ядре     2.вакуолях        3.хлоропластах           4.мембране

8).Где образуются молекулы РНК?

1. в цитоплазме.       2. в вакуолях.      3. в ядре.        4. в аппарате Гольджи

9).Какой органоид не является мембранным?

1.хлоропласт.  2. рибосома.  3. ЭПС.

10).Чего нет в составе АТФ?

1.аденина. 2.дезоксирибозы.  3.остатков фосфорной кислоты.

11).Как называется процесс создания иРНК на матрице ДНК?

1.транскрипция         2. фотолиз          3.трансляция    4. репликация

12).В какой части хлоропласта происходит фотолиз воды?

1. в строме.         2. в полисоме.          3. в тилакоидах.      4. в наружной мембране

13)Функция лизосом:

1.синтез АТФ      2.расщепление веществ       3.репликация ДНК           4.фотосинтез

14.)Установите соответствие между биологическим процессом и видом обмена, к которому он относится:

Биологический процесс                                                       Вид обмена

А. Синтез сложных веществ из простых                          1. Энергетический

Б.Расщепление сложных веществ до простых                 2. Пластический

В.Окисление пировиноградной кислоты

Г.Расщепление углеводов до углекислого газа

Д.Синтез углеводов из углекислого газа

Е.Синтез белков из аминокислот

15).Определите последовательность  процесса фотосинтеза: Ответ запишите в виде последовательности цифр.

1.выделение кислорода

2.поглощение углекислого газа

3.фотолиз воды

4.возбуждение молекулы хлорофилла светом

5.образуется АТФ

6.за счет АТФ синтезируется глюкоза

16) Белок состоит из 120 аминокислот. Установите число нуклеотидов иРНК и нуклеотидов ДНК, кодирующих данные аминокислоты, и общее число молекул тРНК, которые необходимы для переноса этих аминокислот к месту синтеза белка. Ответ поясните.


   2 вариант.


.Выбери один правильный вариант ответа.

1.)В чем заслуга Вирхова в развитии цитологии?

1.Доказал,что в клетках есть ядра.  2. Доказал, что клетки образуются путем деления себе подобных. 3. доказал, что клетки можно культивировать.

2.)Какой хим.элемент клетки не является макроэлементом?

1.водород.        2. сера.       3. цинк.          4.азот

3)Основная функция митохондрий:

1.синтез белка     2.образование лизосом     3.транспорт веществ         4.синтез АТФ

4.) Лизосомы образуются:

1.путем самостоятельного деления                 2.на каналах ЭПС

3.на ядерной мембране                                     4.в аппарате Гольджи

5.)Организмы, клетка которых не имеет оформленного ядра:

1.простейшие          2.одноклеточные         3.прокариоты         4.эукариоты

6.)Какие молекулы не могут выходить из ядра?

1.ДНК.                 2. и-РНК.                 3.р-РНК.

7).Какие органоиды не являются двумембранными?

1.ядро и митохондрии.       2. митохондрии и хлоропласты.          3.ЭПС и вакуоли.

8.)Совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции:

1.катаболизм         2.анаболизм            3.метаболизм         4.нейтрализм

9).Благодаря чему лизосомы выполняют пищеварительную функцию в клетке?

1. благодаря двумембранному строению. 2.благодаря гормонам, содержащимся в мембране лизосом. 

3. благодаря ферментам, содержащимся в лизосомах.

10.)Третий этап энергетического обмена происходит в:

1.рибосомах       2.митохондриях         3.ядре          4.аппарате Гольджи

11).Где происходит сборка белковой молекулы?

1. в ядре клетки.  2. в цитоплазме.  3. на рибосомах.

12)Какой нуклеотид комплементарен Гуанину?

1.аденин   2.цитозин       3.урацил          4.тимин

13).Где происходит транскрипция?

1. в цитоплазме клетки.    2. в ядре.      3. в строме хлоропластов.     4.в рибосоме

14) Установите соответствие между биологическим процессом и его характеристикой:

Характеристика:                                                          Биологический процесс:

А. Происходит в митохондриях                                    1. Клеточное дыхание

Б. Происходит в хлоропластах                                      2. Фотосинтез

В.Происходит в клетках растений и животных

Г.Поглощается углекислый газ

Д.Поглощается кислород

Е.Синтезируются углеводы

15)Выберите 3 верных ответа и запишите соответствующую последовательность цифр.

Синтез АТФ в клетке происходит в процессе:

1.гликолиза                  2.репликации              3.клеточного дыхания

4.транскрипции            5.световой фазы фотосинтеза      6.темновой фазы

16)В процессе трансляции участвовали 75 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.



Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.