12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Скокова Татьяна Борисовна65 Россия, Ростовская обл., Шахты Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок по математике «Координаты точки. Координатный угол» для 6-7 классов
Технологическая карта урока «Координаты точки. Координатный угол.»
Предмет: | Математика | |
Класс: | 4 | |
Учитель: | Скокова Татьяна Борисовна – учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №7 г.Шахты | |
Учебник: | Математика. 4 класс. Часть3./Л.Г.Петерсон.-М.:Ювента. 2013г. | |
Тема урока: | «Координаты точки. Координатный угол» | |
Количество часов, отведённое на изучение темы: | 13 | |
Номер урока: | 1 | |
Тип урока: | Урок «открытия» нового знания | |
Форма урока | Проблемно-поисковый урок | |
Цель урока: | Создание условий для усвоения и осмысления понятиями пара элементов, координата в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии деятельностного метода и технологии критического мышления.. | |
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий по определению координаты точки или клетки. Содержательная цель: формирование системы понятий по теме «Координаты точки». | ||
Задачи урока: | Образовательная задача | сформировать представление о координатах точки на плоскости через решение простейших задач на определение координаты точки на плоскости |
Развивающая задача | создать условия для развития логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать. | |
Воспитательная задача
| Повысить интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе в команде и индивидуально. | |
Формы работы обучающихся: | Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. | |
Межпредметные связи: | Физика, георгафия, шахматы, экономика, история, литература, рисование. | |
Необходимое оборудование и программное обеспечение: | Выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства, презентация PowerPoint, учебники по математике, раздаточный материал, листы самооценивания | |
Сокращения | * ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая); УУД –универсальные учебные действия (Л –личностные, Р –регулятивные, К – коммуникотивные); ЭОР –электронные образовательные ресурсы; С№ - слайд №; РСИ - ресурсы сети Интернет |
Организационная структура урока
№ этапа | Этап урока. Цель этапа. | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (ФОУД) | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ЭОР | |||||
| Мотивационный. Сформировать у учащихся потребность в овладении учебным материалом. | 2 | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Выдвигает проблему, побуждает к высказыванию своего мнения. Ребята, кто из вас ходил в кино? Что нужно знать, чтобы найти свое место в зале? Как найти квартиру в многоэтажном доме? Описание того, где расположен тот или иной объект или предмет называют его координатами. Однажды польский писатель Станислав Лем сказал, « Для того, чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать». Вы уже знакомы с координатным лучом и умеете выполнять две операции: определять координату точки и отмечать заданную координату точки на числовом луче. В жизни с похожей ситуацией мы сталкиваемся при движении по трассе, вдоль которой стоят столбы с километровыми отметками, такое движение изучает один из разделов физики, с которой вы начнете знакомиться в 7 классе. Если же движение происходит по морю, где нет никаких столбов, или по воздуху, или даже в космосе, то с определением места нахождения объекта дело обстоит сложнее. Как вы думаете нужно человеку знать где он находится или где находится корабль, или где находится его поселок Ново-Азовка? Что именно предстоит изучать? Зачем? Что вы об этом материале знаете? | Ф. Приветствуют учителя, слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и форме; | Л. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Р. Целеполагание, планирование К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | С№ 1; С№2; С№3 |
| Ориентировачный. Формулирование цели урока, составление плана по достижению цели. | 4 | Организует устную и письменную работу на выяснение опорных знаний, умений учащихся работы с координатой точки на луче. Какую кординату имеет точка А, В, точка С? Верите ли вы, что координата точки С равна 4? Д(6)? Выдвигает проблему. Как быть? Необходимы еще какие-то данные, чтобы правильно назвать координаты точек С и Д? Давайте попробуем сформулировать цели предстоящей деятельности план урока. Что нужно делать на уроке, чтобы быть успешным, получить новые знания и пользоваться ими в процессе решения задач, да и в жизни? | П. Анализируют , высказывают свои предположения в паре, записывают в тетрадь Ф. Отвечают на вопросы, анализируют, выявляют закономерность. | Структурирование собственных знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы | Л. Самоопределение, смыслообразование; Р. Целеполагание, планирование, прогнозирование. К. Постановка вопросов, разрешение проблемы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | С№4 |
| Исполнительский. Реализация плана действий составленного на предыдущем этапе. | 22 | Формулирует задание, побуждая к высказыванию своего мнения. Предлагаю сыграть в шахматы. Я буду переставлять фигуру, а вы запишите в тетради, где она находится.(2 человека у доски с обратной стороны) Что сначала определяем? (букву). Покажите рукой, в какую сторону идут буквы? Потом (число), покажите другой рукой. Какая фигура получилась? Переставляю 5-6 фигур. Организует взаимопроверку Проверим. Открывайте доски. Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о том, что надо провести еще один луч. А какая фигура получится при определении своего места в кинотеатре? ( ряд, место). Покажите руками. Представте себе, что С и Д шахматные фигуры. Что нужно достроить, чтобы определить координаты этих «фигур»? На магнитной доске показывает. От точки О проведем еще один числовой луч, но уже вертикальный. Для удобства на горизонтальном луче напишем буквы на вертикальном числа. Тогда координаты тоски С будут (Г;1), Д (Д;2). Добавлю еще точек. Какие у них координаты? Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. - Чем отличаются координаты точек А, В, С, Д? - Попробуйте сформулировать алгоритм действий по определению координаты точки С, Д. - как определить координату точки с помощью координатного угла? Устный счет. Праверим усвоение нового материала. Перед вами таблицы для устного счета. Я называю фамилию, затем букву и цифру примера, а вы считаете. Поехали! Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одногруппников. Я попросила _____________________ подготовить небольшое сообщение об истории координат. Давайте послушаем и заодно отдохнем. История возникновения координат и системы координат начинается очень неожиданно, первоначально идея метода координат возникла ещё в древнем мире в связи с потребностями астрономии, географии, живописи. Древнегреческого ученого Анаксимандра Милетского (жившего около 610-546 до н. э.) считают составителем первой географической карты. Он четко описывал широту и долготу места, используя прямоугольную сетку. Более чем за 100 лет до нашей эры греческий учёный Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести хорошо теперь известные географические координаты: широту и долготу и обозначать их числами. География нам предстоит учить уже в 5 классе. Обеспечивает мотивацию выполнения самостоятельной работы в группах. Контролирует выполнение работы, ведет коррекционную работу. Откройте учебники. Работая группой, выполним упражнения Упр.1 стр.46 – записать координаты; Упр. 3 стр.46 – отметить точки с координатами; Организует взаимопроверку. Проверяем правильность выполнения заданий, ждля этого меняемся тетрадями: по часовой стрелке передаем тетради в соседнюю группу. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одногруппников __________________ прочитает нам отрывок из стихотворения К. Симонова - Сын артиллериста. Всю ночь, шагая как маятник, Наводящими вопросами помогает выявить возможности использования полученных знаний и умений в жизни. Предлагаю желающим найти на карте: Москву 55° 45’ 7" (55° 45’ 13) северной широты 37° 36’ 56" (37° 36’ 93) восточной долготы; Ростов-на-Дону 47° 13’ 52" (47° 13’ 88) северной широты 39° 43’ 23" (39° 43’ 39) восточной долготы. Ранее мы с вами выяснили, что координаты точки применяются при прямолинейном движении в физике, теперь мы выяснили, что и другие науки используют их. Например география и даже литература, но и в жизни они нам очень необходимы. Приведите примеры. | И. Ана-лизируют, формулируют выводы наблюдений, осуществляют: самопроверку. Ф. Анализируют, выявляют закономерность, формулируют выводы наблюдений, формулируют алгоритм нахождения координаты точки И. Отвечают на вопросы преподавателя; Слушают сообщение, делятся впечатлениями Г. Решают предложенные задания в группах с проговариванием алгоритма решения вслух. Выполняют взаимопроверку. Слушают стихотворние, делятся впе-чатлениями Ф. формулируют выводы о необходимости полученных знаний. | Владение символическим языком математики; владение приемами самопроверки; самостоятельное создание алгоритмов; контроль за усвоением знаний, | Л. Смыслообразование Р. Планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. К. Реализация выведенного алгоритма; управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | РСИ «Гроссмейстер» С№5 C№6 С№7 |
| Физкульт минутка. | 1 | Создает эмоциональный настрой на продолжение урока | Делают упражнения | |||
| Контрольный. Проверить правильность решения поставленной учебной задачи, оценить степень достижения цели. | 10 | Обеспечивает мотивацию выполнения индивидуальной самостоятельной работы. Контролирует выполнение работы, ведет коррекционную работу. Организует самопроверку. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой 1 вариант. Упр. 4(а) стр.47; Упр. 5(а) стр.47; Дополнительно (для учащихся, быстро справившихся с работой) Упр.9 стр.48 2 вариант Упр. 4(б) стр.47; Упр. 5(б) стр.47; Дополнительно (для учащихся, быстро справившихся с работой) Упр.9(1столбец) стр.48 Проверяем правильность выполнения заданий. Организует повторение ранее изученного материала. Отработка вычислительных навыков. Упр. 12, стр.48. | И. выполняют самомтоятельную работу на отработку «новых» знаний, осуществляют самопроверку. Записывают решение в тетради. | Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, самостоятельное выполнение действия по алгоритму, контроль над усвоением знаний. | Л. формирование самооценки Р. Контроль, коррекция, оценка. | |
| Рефлексивный. Проанализировать пути решения поставленной задачи,оценить их оптимальность. | 3 | Коментирует домашнее задание. Домашнее задание. - Кто из вас желает сыграть в «Морской бой»? Вам самостоятельно необходимо изучить правила этой игры на стр.45, 46. Письменно в тетради выполнить: Упр. 7.стр.47 - игра «Морской бой», упр. 10.стр.48. Дополнительно упр.15 стр.48 Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке 1.Чем отличается положение двух точек с координатами А(7) и А(7;2)? 2. Сформулируйте алгоритм определения координаты точки с помощью координатного угла? 3. Для чего нужны нам эти знания? 4. Для чего нужна математика? - Математика учит нас не только считать, но и строить, играть, разбивать клумбы и сады, собирать компьютеры и многому другому. Организует самооценку деятельности, предлагая ответить на вопросы: 1) что я понял, как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил поставленную задачу; 2) как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ; 3) как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему. 4) Посчитайте «+» и оцените результаты своей деятельности на уроке: Кто получил: «5», «4», «3» Двоек надеюсь не получил никто! Спосибо за урок. До свидания. | Записывают в дневник Ф.Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Построение логической цепи рассуждений, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Л. формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности. Р. Коррекция, оценка. К. оценка действий партнеров; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
«Лист само-, взаимопроверки, самооценки»
Фамилия, имя | Деятельность на уроке | ||||||||
Участвовал в обсуждении и формулировании темы и плана урока (Максимально 1 балл или +) | Работа в паре по определению координат точек А и В; «Верите ли вы, что…» (Максимально 3балла или +++) | Индивидуальная работа «Шахматы» (Максимально 5 баллов, т.е. 1балл или + за каждый верный ответ) | Устный счет (Максимально 1 балл или + за верный ответ) | Работа в группе Упр.1 стр.46 – записать координаты; Упр. 3 стр.46 – отметить точки с координатами; (Максимально 3 балла или +++) | Самостоятельная работа 1) Упр. 4 стр.47; 2) 5 стр.47. (Максимально 10 баллов, т.е. 1 балл или + за каждый верный ответ) | Участвовал в обсуждении конечных результатах учебной деятельности (Максимально 1 балл или +) | |||
Итого баллов: | Оценка: | ||||||||
Критерии оценки: «3» - 10 - 15 баллов; «4» - 16-20 баллов; «5» - 21 и более баллов |
Оценка деятельности учащихся при работе в группе или парой:
Участвовал в обсуждении, предлагал способы решения, помогал другим - 3 балла или +++;
Обсуждал, решал, но другим не помогал – 2 балла или ++;
Списывал готовое решение -1 балл или +.
Подсказка | |
Работая в группе мне: было легко и все понятно возникали трудности, которые мы преодолевали работать трудно, много непонятного работа в группе была эффективной каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание. | Чтобы быть успешным на уроке, получить новые знания Я собираюсь: Слушать, участвовать в обсуждении, анализировать и делать выводы, задавать вопросы, если непонятно, отвечать на вопросы, помогать соседу по парте, записывать. |
УСТНЫЙ СЧЕТ
5 | Во сколько раз 70 меньше 210? | Переведи: 8дм 4см =…см | Переведи: 9м 6дм = …дм | На сколько 28 меньше 90? | Переведи: 6 мин = ….сек | Вычисли: 30+60-70+40-50= |
4 | 60 увеличить в 4 раза | Найти разность чисел: 84 и 48. | Найти сумму чисел: 73 и 56. | Вычислить: 20+80-70+20-30 = | 100 уменьшить в 4 раза | Переведи: 2 ч = … мин |
3 | Найти сумму чисел: 46 и 47. | Вычислить: 48:8.3:9.70= | Во сколько раз 480 больше 8? | Найти разность чисел: 73 и 56. | Вычислить: 360:9.7 = | Переведи: 1т =…кг |
2 | Найти произведение чисел: 18 и 5 | Найти сумму чисел: 36 и 57. | На сколько 36 меньше 70? | Вычислить: 90:3:10.4:6 = | Вычислить: 80:2:4.6:3 = | Вычислить: 240:8.9 = |
1 | Вычислить: 56:7.3:6.8 = | Найти разность чисел: 84 и 48. | Во сколько раз 560 больше 8? | 720 увеличить на 70 | Переведи: 1км = …м | Найти произведение чисел: 16 и 4. |
А | Б | В | Г | Д | Е |
ИСТОЧНИКИ:
Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. Петерсон Л.Г.
РСИ «Гроссмейстер»http://www.chessgames.com.ua/download/Chess/
К. Симонов. «Сын артеллериста».
Физминутка. http://studydoc.ru/doc/387397/fizminutki.