12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степанова Мария Николаевна239
Педагог-психолог
Россия, Свердловская обл., сухой лог
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
4

Коррекционно-развивающая программа для детей 5-6 класса с ОВЗ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

                                                       УТВЕРЖДАЮ

                                                       Директор МАОУ СОШ №5 _____________ И.Г.Попова

                                                       _____________ 2016 г.

Коррекционно-развивающая программа

для детей 5-6 класса с ОВЗ

                                                                Разработчик:

                                                                Степанова Мария Николаевна,

                        педагог-психолог

 

городской округ Сухой Лог 2016 год

Пояснительная записка

Данная коррекционно-развивающая программа построена на основе программы «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П.

Актуальность программы.

Подготовка подростков к жизни в современных социально-экономических условиях занимает особое место среди множества актуализировавшихся в последнее время проблем. К их числу относится определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений.

Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.

У детей с ОВЗ могут возникнуть трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. В учебной деятельности можно ожидать снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам учения, принятым в средней школе. С этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность.

Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса. Возможно снижение самооценки учащихся. В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой — требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый. В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверенны в его устойчивости.

Развивая интеллект у обучающихся 5-6 классов, мы можем дать мощный толчок для познания окружающего мира. Огромное значение для развития интеллектуальных способностей является уровень развития памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия, речи. Именно эти качества являются основой продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.

Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.

Программа предусматривает развитие основных видов универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование, действия нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, оценка, коррекция, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические, знаково- символические), коммуникативные.

Новизна. Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, обогащения внутреннего самочувствия и переживания, широко используются задания занимательного характера, головоломки, ребусы, а также задания, требующие рассуждений, нестандартных решений.

Целесообразность. Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

Отличительная особенность.

 Программа сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия способствуют развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повышают мотивацию достижения успеха, дети получают навыки групповой работы. Весь процесс обучения строится так, чтобы ребёнок почувствовал учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением. Целенаправленное развитие системы процессов анализа и синтеза позволит устранить значительное число трудностей в обучении и существенно повысить в связи с этим качество процесса усвоения

знаний.

Цель данной программы: осознание и развитие индивидуальных особенностей подростков (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания и др.).

Задачи:

1) мотивировать учащихся к занятиям;

2) способствовать развитию познавательной сферы детей;

3) ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;

4) способствовать развитию логического мышления, внимания, смысловой памяти, рефлексии.

5) учить методам и приемам познания себя и других;

6) формировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного развития;

7) развивать самостоятельность детей;

8) способствовать рефлексии эмоциональных состояний;

Режим занятий: программа подразумевает одно занятие в неделю. Длительность занятия – 35-40 минут.

Формы занятий: групповые.

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:

- проблемного обучения;

- формирования (развития) творчества;

- соревновательный метод;

- тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций;

- диагностика;

- арт-терапия;

- игровая терапия;

- музыкотерапия;

- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

Методическое оснащение. Программа должна быть обеспечена такими методическими материалами, как:

- методическое пособие для психолога «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локалова Н.П., включающее теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий;

- Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума.

Тематический план занятий

занятия

Задачи занятия

Методики и задания

Отметка о выполнении

1.

Диагностика:

- исследование уровня умственного развития;

- определение избирательности внимания;

- изучения самооценки.

1. Школьный тест умственного развития;

2. Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга);

3. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

 

2.

- рефлексия собственных личных качеств;

- развитие внимания (переключение);

- развитие мышления (анализ и синтез).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Говорящая надпись;

- Называйте и считайте;

- Три слова;

- Составьте слова.

3. Рефлексия занятия.

 

3.

- рефлексия чувств;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мышления (гибкость, анализ и синтез).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Какие мы разные!;

- Представьте куб;

- Замените цифры символами;

- Отгадайте слова.

3. Рефлексия занятия.

 

4.

- рефлексия личных качеств;

- развитие внутреннего плана действия;

- развитие мышления (абстрагирование, вербальный анализ).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Я узнаю себя;

- Муха;

- Говорим по-марсиански;

- Объясните греческие слова.

3. Рефлексия занятия.

 

5.

- рефлексия личных качеств;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мышления (установление закономерностей, гибкость).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Я – ромашка;

- Необычные ножницы;

- Найдите фигуру;

- Забавные омонимы.

3. Рефлексия занятия.

 

6.

- рефлексия личных качеств;

- развитие внимания;

- развитие мышления (гибкость, установление сходства, противоположности).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Что я могу сказать о себе хорошее?;

- Делаем вместе;

- Способы применения предмета;

- Выберите синонимы и антонимы.

3. Рефлексия занятия.

 

7.

- развитие пространственных представлений;

- развитие вербального мышления;

- развитие умения дифференцировать чувства.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Слово в зеркале;

- Подберите синонимы и антонимы;

- Отгадайте чувство.

3. Рефлексия занятия.

 

8.

- рефлексия собственных чувств;

- развитие мышления (установление закономерностей, сходства, противоположности, различия).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Что я чувствую?;

- Найдите фигуры;

- Одинаковые? Противоположные? Разные?

3. Рефлексия занятия.

 

9.

- развитие пространственных представлений;

- Развитие вербального мышления;

- развитие умения различать эмоциональные состояния.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Ошибки в изображениях;

- Существенные и несущественные признаки;

- Такие разные лица.

3. Рефлексия занятия.

 

10.

- различать виды вербальных реакций;

- развитие внимания (устойчивость);

- развитие мышления (гибкость;

- развитие вербального мышления.)

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Какие слова легче?;

- Стенографы;

- Замени символы цифрами;

- Объясните поговорки.

3. Рефлексия занятия.

 

11.

- развитие мышления (установление закономерностей);

- развитие вербального мышления;

- развитие различать виды поведения.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Найдите фигуры;

- понимание пословиц;

- Какое бывает поведение?

3. Рефлексия занятия.

 

12.

- развитие пространственных представлений;

- развитие вербального мышления;

- познание своего поведения.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Вид комнаты сверху;

- Понимание пословиц;

- Я узнаю себя.

3. Рефлексия занятия.

 

13.

- развитие умения различать виды поведения;

- развитие вербального мышления;

- развитие мышления (установление закономерностей).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Найди пирамиду;

- Найдите фигуры;

- Выразите разными словами;

- Кто это?

3. Рефлексия занятия.

 

14.

- развитие внимания;

- развитие вербального мышления;

- развитие умения различать разные формы поведения.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Делаем вместе;

- Какое это понятие?;

- Как попросить и отказать.

3. Рефлексия занятия.

 

15.

- развитие пространственных представлений;

- развитие логического мышления;

- развитие умения различать разные формы поведения.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- найдите лишнюю фигуру;

- Сравниваем понятия;

- Вылепите фигуру.

3. Рефлексия занятия.

 

16.

- развитие внутреннего плана действия;

- развитие логического мышления;

- развитие эмоциональной сферы.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Муха;

- Сравниваем понятия;

- Как преодолеть плохое настроение?

3. Рефлексия занятия.

 

17

- развитие мышления (установление закономерностей);

- развитие логического мышления;

- развитие умения различать виды поведения.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Найдите фигуры;

- Сравниваем понятия (отношения часть – целое и целое – его часть);

- Сравниваем понятия (обобщение и конкретизация);

- Какое бывает поведение?

3. Рефлексия занятия.

 

18.

- развитие внимания (устойчивость);

- развитие пространственных представлений;

- развитие логического мышления;

- развитие умения различать виды поведения.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Стенографы;

- Дополните до куба;

- Сравниваем понятия;

- Кто это?

3. Рефлексия занятия.

 

19.

- развитие воображения;

- развитие логического мышления;

- рефлексия собственных личных качеств.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть.

- Придумайте предметы;

- Разделите понятия;

- говорящая надпись.

3.Рефлексия занятия.

 

20.

- развитие пространственных представлений;

- развитие логического мышления;

- развитие умения различать разные формы поведения.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Перекресток;

- деление понятий;

- вылепите фигуру.

3. Рефлексия занятия.

 

21.

- развитие воображения;

- развитие логических форм вербального мышления;

- рефлексия личных качеств.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Рисуем в уме;

- Определите вид суждения;

- Что я могу сказать о себе хорошего?

3. Рефлексия занятия.

 

22.

- развитие пространственных представлений;

- развитие мышления;

- развитие логических форм вербального мышления;

- развитие перцептивно-эмоциональной сферы.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Переворот фигур;

- Найдите фигуры;

- Измените форму, не меняя содержания;

- Угадайте выражение лица.

3. Рефлексия занятия.

 

23.

- развитие мышления;

- развитие логических форм вербального мышления;

- развитие перцептивно-эмоциональной сферы.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Замените цифру буквами;

- Измените форму, не меняя содержания;

- угадайте выражение лица.

3. Рефлексия занятия.

 

24.

- развитие перцептивно-эмоциональной сферы;

- развитие пространственных представлений;

- развитие логических форм вербального мышления.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Учимся различать эмоции;

- Переворот фигур;

- измените форму, не меняя содержание.

3.Рефлексия занятия.

 

25.

- развитие воображения;

- развитие перцептивно-эмоциональной сферы;

- развитие логических форм вербального мышления.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Соедините точки;

- Учимся различать эмоции;

- Измените форму, не меняя содержания..

3. Рефлексия занятия.

 

26.

- развитие внимания;

- развитие логических форм вербального мышления;

- тренинг поведения в конфликтных ситуациях.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Называйте и считайте;

- Учимся рассуждать;

- А что сказал бы ты?

3.Рефлексия занятия.

 

27.

- развитие мышления (установление закономерностей);

- развитие логических форм вербального мышления;

- тренинг поведения в конфликтной ситуации.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Найдите фигуру;

- Учимся рассуждать;

- А что сказал бы ты?

3. Рефлексия занятия.

 

28.

- развитие пространственных представлений;

- развитие логических форм вербального мышления;

- тренинг поведения в конфликтной ситуации.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Переворот фигур;

- Учимся рассуждать;

- А что сказал бы ты?

3. Рефлексия занятия.

 

29.

- развитие рефлексия собственных личных качеств;

- развитие мышления (гибкость);

- развитие логических форм вербального мышления.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Я – ромашка;

- Замените буквы цифрами;

- Учимся рассуждать.

3. Рефлексия занятия.

 

30.

- развитие мышления;

- развитие логических форм вербального мышления;

- рефлексия личностных качеств.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Найдите фигуры;

- Учимся рассуждать;

- что я могу сказать о себе хорошее?

3. Рефлексия занятия.

 

31.

- развитие пространственных представлений;

- развитие логических форм вербального мышления;

- рефлексия собственных личных качеств.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Развертка с буквами;

- Учимся рассуждать;

- Говорящая надпись.

3. Рефлексия занятия.

 

32.

Диагностика:

- исследование уровня умственного развития;

- определение избирательности внимания;

- изучения самооценки.

1. Школьный тест умственного развития;

2. Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга);

3. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

 
Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.