12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Косьяненко Н.Г.145

 

Классный час

«Коррупция. Как предотвратить?"

Цели: 

Образовательная: познакомить учащихся с понятиями коррупция, бюрократия, взяточничество, шантаж; с историей борьбы со взяточничеством в России; способствовать формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Развивающая: способствовать развитию правового сознания, гражданской позиции, умению делать выводы на основе полученных данных. 

Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся позитивного отношения к нравственным нормам, составляющим основу личности, повышение уровня их правового сознания и правовой культуры.

Задачи:

Способствовать формированию знаний о корнях, причинах коррупции, основных направлениях борьбы с ней; 

Способствовать формированию у учащихся негативного отношения к данному явлению. 

Вид занятия: внеклассное мероприятие
Категория детей: 12-14 лет

Оборудование:  Толковые словари, интерактивная доска, мультфильм о коррупции.

Ход занятия.

1.Просмотр мульфильма о коррупции М.Кудрецова и А.Саймакова

Учитель: - Кто догадался, о чем сегодня мы с Вами будем говорить?

- Кто знает, что означает слово коррупция?

- Где можно уточнить значение этого слова?

В разных словарях слово коррупция означает:
КОРРУПЦИЯ – это 
- подкуп должностных лиц (Словарь РАН, Л.П. Крысин) 
- совращение, подкуп; порча, повреждение; упадок (Словарь латинских слов и выражений) 
- взяточничество, т.е. противозаконная передача денежных или других средств от одного лица другому с целью получения льгот, привилегий ит.п. (Словарь современных заимствований) 
- преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения ( Советский энциклопедический словарь) 

Учитель: 9 декабря – отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

- Какие еще понятия, связанные с коррупцией вы знаете?

- Чтобы их вспомнить, предлагаю выполнить задание. Разделимся на три группы. Каждая группа должна восстановить слова, переставив в них местами слоги и объяснить их значение с помощью словарей.

1 – купПод, тажШан

Подкуп — передача материальных благ в обмен на нарушение подкупаемым своих договорных обязательств или долга. Подкуп служащего — разновидность коррупции — называется дачей взятки.

Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.

2 - ствотельгамоВы, кетРэ

Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.

Рэкет - незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.

3 - ротиякраБю, каВтзя

Бюрократия - высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

- Какие из них были показаны в мультфильме?

Учитель: - А в нашем обществе существует коррупция?

Давайте рассмотрим несколько ситуаций и ответим на вопрос: ЭТО КОРРУПЦИЯ ИЛИ НЕТ?

1 Чиновник помогает предприятию или фирме получить выгодный кредит или заключить выгодный контракт. Руководство предприятия или фирмы выплачивает чиновнику определенный процент за содействие.

(КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением чиновник нанес вред государству, выразившийся либо в виде завышения суммы контракта, либо в виде занижения процентов по кредиту, либо в виде получения не самого качественного товара.)


 

3 Водитель, нарушивший правила, чтобы не платить штраф в полном объеме через сбербанк, платит некоторую сумму работнику ГАИ. Сотрудник ГАИ не требует, чтобы платили ему, но от денег не отказывается.

(КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГАИ нанес вред государству, которое не получило сумму штрафа.)

4 Пациент в больнице делает подарки или платит врачу за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач этого не требует, но от денег и подарков не отказывается.

(Случай пограничен. Врач принимает деньги / услуги за исполнение служебных обязанностей - коррупция. Пациент выражает благодарность врачу за внимание, а его действия не предполагают обмена, то это действие не коррупционное.)

Учитель: В России отношение к коррупции, закону нашло отражение во всевозможных пословицах и поговорках, фразах из известных кинофильмов.

Ваша задача произнесённые слова перевернуть так, чтобы получилось крылатое выражение или знаменитое высказывание.

- нога ногу чешет (Рука руку моет);

-владей одним долларом и не имей одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей);

- трудящийся имеет право стоять на свободе (Вор должен сидеть в тюрьме);

- с чемоданом или с волей завязывают (От сумы и от тюрьмы не зарекайся);

- на тебя подарком не угодишь (С меня взятки гладки);

- чужая мафия тебя не ценит (Моя милиция меня бережёт).

- Как же относятся граждане общества к коррупции?

Учитель:- А как вы считаете, каковы причины коррупции?

(записи на доске предполагаемых ответов)

жадность

аморальность российских чиновников и бизнесменов

несовершенство законов

низкий уровень правовой культуры и законопослушания

низкая зарплата

Учитель:- А надо ли с ней бороться?

- Послушайте небольшую историческую справку.


Ученик: Первым, кто в нашей стране попытался законом ограничить действия любителей «запустить лапу» в государственную казну, стал Иван III (1462-1505гг.) Должное внимание борьбе с коррупцией уделял и император Петр1 (1682-1725гг.) Так, после многолетнего следствия был обвинён в противозаконных действиях и повешен при всём честном народе сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество фискала Нестерова, человека который изобличил сибирского губернатора Гагарина. Однако государственные мужи, даже под страхом столь мучительной казни, продолжали использовать своё служебное положение в целях личной наживы.

В 1845г было издано «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», где в статье 372 предусматривалось наказание за лихоимство (принятие чиновником подарков, лично или через посредников, нарушения обязанностей по службе).В статьях 373- 376 предусматривалась ответственность за мздоимство, то есть «получение материального подарка для совершения противоправного обязанностям службы деяния»

Российское уголовное Уложение 1903г (ст.682) предусматривало ответственность служащих, вступающих в запрещённые им по роду службы имущественные сделки. Но и это служащих не останавливало. На протяжении всего царствования Романовых коррупция оставалась немалой статьёй доходов мелких и крупных чиновников.

С распадом СССР коррупция перекочевала в новый демократический строй. Новые власти продолжили борьбу с этим явлением. Б.Н.Ельциным был подписан 4 апреля 1992г. Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Это дало толчок для серии Указов по борьбе с коррупцией. Не один из них не дал существенных результатов. Коррупция продолжает процветать.

Учитель: - -Как же можно бороться с коррупцией и ее причинами? Есть ли пути её искоренения?

- Давайте мы попробуем ответить на этот вопрос и выработать свои способы борьбы с коррупцией.

Задание для групп: написать на доске свои способы борьбы с коррупцией.

(записи на доске предполагаемых ответов)

Усовершенствовать законы

Уменьшить количество чиновников

Повысить зарплату (для действительно необходимых лиц)

Повысить эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией.

Открытость в СМИ

Не давать и не брать взяток

Ужесточить наказания за коррупцию

Воспитание нетерпимости в обществе к коррупции и уважения к закону

Учитель:

- От кого в первую очередь зависит существование коррупции в обществе?

- С чего мы начали сегодня разговор о коррупции?

- Каковы причины коррупции?

- Какие существуют способы борьбы с коррупцией?

- Подвести итог нашей беседы я предлагаю следующим образом. Каждой команде необходимо составить сиквейн на тему «Моё отношение к коррупции». Поможет вам в этом слайд на доске.

Cинквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

( составленные синквейны зачитываются командами)

Учитель: Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит, в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?

 Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней. А поможете России в этом вы!

Спасибо всем за общение!

Список литературы:

1.Антикоррупционная политика: Справочник /Под ред. А.В. Малько. – М., 2006.

2.Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. – М.: Формула права, 2008.

3.Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. – М., 2001.

5.Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. М.: «Вентана-Граф», 2009.

Интернет ресурсы:

Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml

https://infourok.ru

http://slovari.ru

http://slovonline.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.