12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Сергеевна31
Россия, Новосибирская обл., Целинное

Аннотация

Запольская Татьяна Сергеевна. Работаю в МКОУ Целинная СОШ с сентября 2015 года. Педагогический стаж 4 года. В настоящее время преподаю русский язык и литературу в 7-11 классах.

Образование – высшее. Окончила Новосибирский государственный педагогический университет по специальности филология в 2002 году.

Данный урок разработан для учащихся 10-ых классов. При изучении писателей и поэтов 19 века в учебнике отсутствует материал о произведениях Козьмы  Пруткова. Его афоризмы, на мой взгляд, пригодятся учащимся при написании сочинений, обогатят речь ребят. Более того, именно на этом образе раскрывается принцип объединения людей того времени в художественные группы, кружки. На уроке мы пытаемся «оживить» историю. Материал не отображён в учебнике литературы 10-ого класса ни В.А. Чалмаева, С.А. Зинина, ни у Коровиной. При написании программы данный урок учитывается как урок внеклассного чтения.

Тема урока: Козьма Прутков. Афоризмы.

Метапредметная тема: Форма и содержание.    

Тип урока: усвоение новых знаний.

Время реализации урока:  40 мин. (10 минут обсуждения после урока с коллегами, самоанализ)

Цели урока:

познакомить учащихся с творчеством и историей происхождения Козьмы  Пруткова;

вместе с учащимися дать толкование известных афоризмов Козьмы  Пруткова;

расширить знания учащихся о литературном процессе середины XIX века;

развивать навыки и умения самостоятельной работы с текстом;

вместе с учащимися   вспомнить толкование понятий теории литературы - трагическое и комическое (ирония, юмор, сатира).

Планируемые результаты:

предметныеввести в творческую лабораторию писателя Козьмы Пруткова, организовать работу по восприятию афоризмов и осмыслению их философских и эстетических проблем, создать условия для развития читательского интереса обучающихся, уяснения общности гуманистических тенденций в жизни и литературе;

личностные УУДсовершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре своего  народа; использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУДцелеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУДпоиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУДпланирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

метапредметные результаты:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы.

овладение умениями оценивать собственную деятельность, определять сферу своих интересов.                     

межпредметные дисциплины на уроке: история, музыка, живопись, биология

 

Средства обучения: 

1. презентация в программе notebook, возможен перевод в PowerPoint, однако тестовые моменты smart варианта тогда будут утеряны. Интерактивные  тесты являются авторской разработкой. Сегодня сельские школы оборудованы smart досками. Данный урок рассчитан на внедрение новых технологий, в соответствии с ФГОС. 2. электронная версия книги Козьмы Пруткова «Плоды раздумья», 3.афоризмы Козьмы Пруткова, афоризмы М. Задорнова 4.запись  вокальной студии «Умные Ёжики» под руководством Дмитрия Степановича (город  Москва)

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, smart board, нетбуки (урок можно провести в компьютерном классе, если в школе не работает ещё система один ученик – один компьютер, сбросив файл –  текст на каждый компьютер: «Плоды раздумья» Козьмы Пруткова)

Ресурсы сети Интернет: сайт www.prutkov.ru

Литература для учителя.   

  1. Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков и его афоризмы [Текст]: [Урок в УШ кл. сред. шк. N 2 г. Сельцо Брян. обл.] / Н. Ивкина // Литература: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 1996. - Я иду на урок, N11 (00.03). - С. 11
  2. Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков. Материалы к внеклассному чтению. // Литература в школе. 1995, № 3.
  3. Прутков К. . Плоды и раздумья. Афоризмы. М., (электронная версия)

Литература для учащихся

  1. Материалы из Интернета. Сайты: https://ru.wikipedia.org/wiki/

                                                           www.prutkov.ru

  1. Прутков К. . Плоды и раздумья. Афоризмы. М., (электронная версия)

 

Методика, технология урока.

Формы работы на уроке: лекционная форма, самостоятельное смысловое чтение, показ (демонстрация) материала и его осмысление, дискуссионная группа (обсуждение в малой группе), работа в парах, практика в процессе деятельности.

Отличительные особенности данного урока от стандартного:

-  урок, основанный на имитации деятельности

-  это урок откровения (подбирая свой статус, афоризм учащийся актуализирует свой внутренний мир).

- это урок основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака.

  Рецензия на урок литературы по теме «Афоризмы. Козьма Прутков».

                                   Метапредметная тема: Форма и содержание.

                                              Открытый урок Т.С. Запольской. 

       Урок литературы проводился в нашей школе для учащихся 10-11 классов, так как  классы малокомплектные.  Тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний.

     Отдельные этапы урока последовательны и полностью взаимосвязаны между собой. Каждый этап – блок  имеет определённую цель. Задачи и тематика урока определялись по средствам поискового метода. Результативность урока достигалась  через творческие задания, разбор теоретического материала способствовал закреплению ранее изученных тем за 7-9 классы. Межпредметные связи помогли школьникам осознать метапредметную тему.

      Работа с понятиями на уроке выстраивалась через представление вниманию учащихся нескольких иллюстраций, объединённых одним понятием или образом. Знакомство с афоризмами состоялось с применением интерактивного теста: «Соедини фразу». Данный тест был составлен учителем самостоятельно, с применением программного обеспечения notebook.

    При групповой работе (выполнение творческого задания) были даны чёткие  инструкции, выполнив которые учащиеся осознали принципы групповой работы, самостоятельно выделили положительные качества личности каждого участника группы, тем самым раскрывая особенности личности как таковой. Распределение ролевых функций в группах произошло успешно, без дополнительной помощи учителя.

      На уроке информация от учителя к ученикам была передана в эксплицитной и имплицитной форме. При осознании и принятии материала учащимися преподаватель  использовала проблемный, образно-иллюстративный и сравнительный подходы.

   Удивлением на уроке стал образ Козьмы Пруткова, так как по высказываниям учащихся, с автором такого типа они ещё не встречались.

    Интерактивный материал, ИКТ-технологии на уроке были доступны для восприятия, иллюстративны и информативны, последовательны. Информация на слайдах представлена из разных источников и разными способами, так чтобы материал запомнили школьники с различным типом восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики.

Заместитель директора по УВР                                                       Е.В. Левина

 Ход урока

I. Организационный момент. Определение метапредметной темы.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Слово учителя.

Здравствуйте, присаживайтесь. Подскажите, пожалуйста, какой смысл вкладывали на Руси люди в слово «ЗДРАВТВУЙТЕ»?

Предполагаемые ответы учащихся

- Приветствовали друг  друга.

- Желали здравствовать.

- Здоровье желали.

Слово учителя:

Конечно же, они желали здоровье.  Как известно без употребления фруктов нельзя быть абсолютно здоровыми. Итак, перед Вами слайд с картинками фруктов. (Слайд 1)

Я предлагаю выбрать то, что сейчас захотелось бы съесть. Выбрали? Отлично!

 А что Вы знаете об этих фруктах из биологии? По какому принципу можно сгруппировать их?

Предполагаемые ответы учащихся

Двудольные – груша, яблоко. Однодольные – банан.

Слово учителя:

Замечательно. Расскажите те, кто выбрал яблоко, почему не захотели съесть сейчас грушу, например?

А чем различаются яблоко и груша? Они ведь двудольные.

Предполагаемые ответы учащихся:

Формой, вкусом.

Слово учителя:

Формой….

Подберите, пожалуйста, синонимы к слову вкус…

 Конечно, если сказать иначе – содержанием.

Вот об этом сегодня на уроке, разбирая литературное произведение, и знакомясь  с новым материалом, мы и будем говорить.

На любом этапе работы, на что мы будем сегодня обращать внимание? Что будем разбирать в новом произведении? 

Для точного ответа на эти вопросы предлагаю обратиться ко 2-ому слайду.

II. Этап актуализации   учебного действия

Учащиеся сами формулируют задачи урока.

Слово учителя:

Обратимся к словарной статье, которая раскрывает смысл терминов ФОРМА и СОДЕРЖАНИЕ.

Какие опорные слова можно выделить на слайде?

Прошу сформулировать и записать в маршрутной карте, которая есть у каждого на столе  то, как вы понимаете цели и задачи нашего урока сегодня. Это будет гипотеза. К середине урока таких гипотез у нас будет несколько. А к окончанию урока мы с Вами посмотрим, все ли Ваши гипотезы оказались верны.

  III. Этап «Повторение изученного»

 

 

Слово учителя:

Перед Вами интерактивный тест. ( Слайд № 3) Задача, выходящего к доске заключается в том, чтобы остановить меняющиеся портреты писателей, соотнести варианты ответов с портретом, и рассказать в какое время жила та или иная известная личность, какие произведения писателя или поэта, а может быть и того и другого  Вы знаете. 

( При выполнении теста, учащиеся остановят картинку с портретом К. Пруткова, и точно соотнесут имя с портретом, так как остальные писатели-поэты, писатели им знакомы).

 IV. Изучение нового. Формулировка темы урока.

Отлично! Козьма Прутков. Это личность, которая станет объектом нашего с Вами внимания сегодня.

                                                                                                              (Слайд № 4)

Он оставил после себя немало открытий, озарений и наставлений будущим поколениям. Это он открыл, что нельзя объять необъятное, установил, что человек раздвоен снизу, а не сверху  потому, что две опоры надёжнеё одной, и завещал нам, его читателям: бросая  в воду камешки, смотрите на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою.

      Он оставил нам немало мудрых мыслей, которые при ближайшем рассмотрении могут показаться глупостями, но мы их помним, повторяем, цитируем. Значит, нам нужна эта мудрость в отличие от многих мудростей, которые мы готовы забыть навсегда. Каким-то загадочным образом в произведениях этого автора мудрость переходит в глупость, а глупость  в мудрость, и мы не в силах ответить на поставленный им же вопрос: где начало того конца, которым оканчивается начало?

   Я предлагаю Вам посмотреть на следующий слайд и в режиме интерактивного теста, следуя логики, собрать известные фразы, может быть Вам знакомые. (Слайд № 5)

Скажите, где сегодня можно встретить подобные выражения? И как в литературе называются такие фразы?

Предполагаемые ответы учащихся:

В соцсетях, в статусах на одноклассниках, фейсбуке.

Крылатые выражения, афоризмы.

Слово учителя:

Подскажите, как тогда будет звучать тема нашего урока?

Запишите её в свой маршрутный лист.

Отлично! С темой урока определились.

VI. Осмысление теоретического материала, первичное закрепление.

Прошу посмотреть на следующий слайд (Слайд № 6) и познакомиться с информацией о том, что такое афоризмы, откуда они произошли, главное – вписать в маршрутный лист.

Предполагаемые ответы учащихся для записи в маршрутном листе:

Краткое изречение с глубоким смыслом.

Запоминается, потому что часто воспроизводится другими людьми.

Изначально – медицинский термин.

Афористами становятся острословы с философским взглядом на жизнь. 

 

V. Этап затруднения. Проверка гипотезы. Рефлексия.

Слайды 7,8,9,10.

Слово учителя:

Итак, мы акцентировали с Вами внимание на том, что такое афоризмы, а теперь давайте постараемся разобраться, что же это за такая персона Козьма Прутков. Помните пословицу: « Встречают по одёжке, а провожают по уму». Вот давайте, вглядываясь внимательно в каждый следующий слайд – их будет четыре, постараемся дать характеристику того, что увидите. Свои мысли предлагаю записать в маршрутную карту. Обратите снимание на детали в слайдовых изображениях. На работу Вам 1 минута, по 25 секунд на каждый слайд. После минута на то, чтобы выразить свои мысли в маршрутной карте. Прошу не мешать друг другу, задание выполнять при полной тишине. Готовы?

Итак, время вышло, давайте послушаем, какие варианты у нас получились.

Через наводящие вопросы учащиеся приходят к выводу, что перед нами собирательный образ, созданный реальными людьми. Знакомятся с текстовым приложением «Биография Козьмы Пруткова»

 

Козьма Прутков – писатель, великий писатель! И как истинный великий писатель, он не

тратил времени на детские и юношеские годы. Он родился – и сразу стал печататься. Стал печататься раньше, чем родился! Произведения его вышли в свет за 3 года до того, как он появился на свет. А родился он в 1854 году в журнале «Современник», которым руководил в Петербурге Н. А. Некрасов.

    Имя своё новорождённый позаимствовал у крепостного слуги Жемчужниковых; тот сперва ворчал (ведь он ещё не знал, что прославится на всю Россию!), но, получив от бар наградные, был удовлетворён. Другие же считают, что назвали новорождённого Козьмой, желая читателя подкузьмить, подвести, поставить в трудное положение. А Прутковым, - вероятно, желая читателя высечь. Нет, не высечь в мраморе, на что мог рассчитывать только Козьма Прутков, а высечь насмешкой. А Петровичем он стал, наверное, потому, чтобы не обидеть настоящих отцов – Алексея Константиновича Толстого и Александра, Алексея и Владимира Михайловичей Жемчужниковых. В посмертной биографии Козьмы Пруткова мы узнаём, что к моменту своего рождения он был не только зрелым 50-летним писателем, но также директором Пробирной Палатки и

разных орденов кавалером, действительным статским советником.

Это были трудные годы в русской сатирической литературе. Гоголь умер. Чехов ещё не родился. Салтыков-Щедрин сослан в Вятку. Получив должность  губернского советника, вынужден был воздерживаться от советов в  литературе. Козьма Прутков тоже советник, но от советов не воздерживался, советы – его излюбленный жанр: «Смотри в корень!», «Козыряй!», «Всегда держись начеку!» Козьма Прутков совмещал роль сатирика с ролью сатирического персонажа. Своей матери он не помнит. Возможно, её совсем не было. Известно только, что у него 4 отца: Алексей Константинович Толстой и Александр, Алексей и Владимир Михайловичи Жемчужниковы. Такое обилие отцов при полном отсутствии матери придало стилю Козьмы Пруткова твёрдость и прямолинейность, но лишило его некоторой тонкости.

     У него было своё лицо. И не просто своё, а лицо живое, запоминающееся и настолько незаурядное, что оно с первого взгляда было запрещено цензурой. Скажем прямо, цензура была строга, но если запрещать даже лицо, как же тогда появляться в обществе? Тем более что авторы портрета художники Лев Жечужников, Бейдеман и Лагорио ничего не придумывали, а нарисовали Козьму таким, каким он предстал со страниц своих произведений.

Кстати, деревянный скульптурный бюст великого писателя есть в брянском парке им. А. К. Толстого.

    Козьма Петрович Прутков был женат. Возможно, он даже любил, о чём свидетельствуют свыше десятка детей, рождённых им в законном браке, а также его признание: «Гони любовь хоть в двери, она влетит в окно». В его стихах и Катерина, и Зоя, и Маланья, и Амалья, и Инезилья. Нет только Антониды, имени его супруги. Да, Козьма Петрович не был чужд нежных чувств.

   Умер этот замечательный писатель, как утверждают его биографы, в 1863 году. Он мог спокойно умереть: трудные времена для русской сатиры кончились. Чехов уже родился. Салтыков-Щедрин вернулся из ссылки в государственную службу и целиком отдался литературной деятельности.

VI. Творческое задание.

Слайд -11

Слово учителя:

   Давайте представим, что мы сегодня, в 21 веке решили создать подобный образ. Предлагаю Вам разделиться на группы, и, взяв от каждого самые ценные и лучшие качества представить нам образ, созданный подобно Козьме Пруткову. Это не обязательно должен быть писатель или поэт. Подумайте, какова будет профессия Вашего общего создания. Где он родился, как учился, кто его родители, и каковы его цели в жизни. Какие жизненные ценности важны для вашего образа. Описывая внешние качества героя, постарайтесь сделать так, чтобы они выражали его внутреннюю сущность.  Не забывайте о подтеме нашего урока – форме и содержании.  На обсуждение и работу в группе 7 минут.

VII. Заключительная часть урока

Cлайд-12

На слайде 4 задания

1- переход к произведению Козьмы Пруткова «Плоды раздумья» - электронная версия

Я предлагаю сейчас обратиться к самому известному произведению Козьмы Пруткова «Плоды раздумий». Давайте обратим внимание на то, для чего автор создаёт свои произведения. Что он говорит о себе.

Предполагаемый ответ учащихся    

Прутков пишет ради славы.

Слово учителя

           А что такое слава? Если человек стремится к славе – это хорошо или плохо? Какая слава бывает? Приведите пример людей, которые добились славы в жизни.

          Давайте теперь посмотрим, по какому принципу строится произведение. Что особенного мы в нём видим? С чего начинается и чем оно заканчивается? Для этого сейчас пожалуйста «пробегитесь» глазами по тексту и расскажите о том из чего он состоит.

Итак, Содержание – в смысле оглавление, которое прописали нам в начале произведения и есть его форма.

* Стихотворения

* Военные афоризмы

* Плоды раздумья

* Плоды раздумья, не включавшиеся

А что мы будем понимать под содержанием? Конечно же, смысл, заложенный в произведение.

Обратите внимание, получается, что слово содержание – многозначно. Это мы видели и в начале урока в словарной статье. А теперь мы видим, как это многозначность « работает».

Теперь давайте обратимся к афоризмам. Что будет формой у афоризма? А содержанием?

Предполагаемый ответ учащихся

Форма - это само предложение. Глубокий смысл высказывания – это содержание. 

Слово учителя

Подберите, пожалуйста, из афоризмов Козьмы Пруткова тот, который бы Вы сегодня выбрали в качестве своего статуса и разместили бы , например, в соцсетях. Почему? 

2-      закрыто  шторкой. После разбора произведения производим возврат к слайду и обсуждаем  Домашнее задание (учащиеся сами формулируют).

А теперь я предлагаю, осмыслив наш урок, решить Вам самим, какое Домашнее задание стоит выполнить. Приведу примеры. 1)Подобрав афоризм написать мини-сочинение, раскрывающий смысл высказывания. 2) Придумать свой афоризм и постараться рассказать окружающим, по какому принципу Вы составляли высказывание. 3) Нарисовать афоризм. Может быть у кого-то есть ещё идеи домашней работы? 

3        -  рефлексия

Мы сегодня с Вами продуктивно поработали и я прошу Вас рассказать о том, что стало сегодня для Вас актуально. Если к Вашей оценке подойдёт какой-либо афоризм – запишите его. Небольшие листочки на Ваших столах. На слайде предлагаются конструкции, которые нужно закончить.

4        – Музыкальное акапельное пение афоризмов. Межпредметная связь: музыка, литература.

В любом литературном произведении в конце последнего предложения всегда стоит какой-то пунктуационный знак. Вот такой пунктуационный знак в музыкальной форме хочу поставить и я в конце нашего урока. А какой он, давайте каждый решит для себя сам, посмотрев видеозапись.

  Все задания поочерёдно открываются, опуская шторку.

Слайды в загруженном приложении. Чтобы открыть, загрузите бесплатное приложение с официального сайта программа SMARTnotebook 15

Здесь будет файл: /data/edu/files/u1452328047.notebook (Урок_Козьма_Прутков. Для открытия скачайте smartnotebook)                                                                                                                                                           

Опубликовано


Комментарии (1)

Седова Ольга Анатольевна, 01.04.16 в 20:16 1Ответить Пожаловаться
Впервые знакомлюсь с такой формой урока, тем более, связанную с афоризмами! Современно, небанально, интересно. Возьму себе на заметку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.