12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Афанасьева Анна Владимировна224
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
7

Кроссворд как игровая методика, развивающая коммуникативную компетенцию учащихся на уроках литературы



Афанасьева А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г. Сургута

В настоящее время в условиях постоянно меняющегося общества актуально повышение уровня функциональной грамотности, одной из составляющих которой является коммуникативная компетенция.

В методике преподавания под коммуникативной компетенцией понимают «способность и реальную готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию» [3:27].

 Способствуют развитию коммуникативной компетенции и одновременно мотивируют к усвоению предметных умений игровые приёмы. Л.С. Выготский отмечал, что игра является средством усвоения социальных установок. Не секрет, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, а в младшем школьном возрасте не вытесняется учебной деятельностью, но включается в неё. Ошибочно полагать, что использование игровых приемов целесообразно лишь в младшем школьном возрасте. Способность включаться в игровую деятельность не зависит от возраста человека, однако для каждого возраста игра будет иметь своё содержание. Если речь идет об интеллектуальной игре, то такая игра основывается на применении участниками своего багажа знаний, эрудиции. При этом во время игры творческо-поисковая работа увлекает детей,  побуждает их активно взаимодействовать, развивает способности к восприятию, пониманию, освоению диалектики общения, воспитывает сопереживание. 

Традиционный кроссворд представляет собой игровую методику, заключающуюся в разгадывании слов по заданным определениям. В таком виде кроссворд можно использовать на уроках для формирования терминологической грамотности. При этом учащиеся быстро запоминают термины благодаря точности и лаконичности заданного определения. (Терминологическая грамотность неразрывно связана с одним из составляющих коммуникативную компетенцию умением –  умением отбирать языковые средства для построения высказывания).

Более сложным, но не менее интересным видом кроссворда является «кроссворд наоборот» - игровая методика, в которой сетка кроссворда уже заполнена словами, к которым требуется составить задания. В качестве слов, наполняющих сетку кроссворда, могут быть не только термины, но и слова, встречающиеся в представленном для анализа произведении или его эпизоде. Учащиеся получают возможность усваивать особенности функционирования единиц языка в речи, расширять словарные запас, совершенствовать коммуникативные умения, поскольку образцами речи в данном случае будут художественные произведения, принадлежащие перу классиков литературы, различные по жанрово-стилистической и типологической принадлежности.

Чтобы получить максимальную пользу от кроссвордов, можно использовать на уроке групповую работу. Рассмотрим применение данной игровой методики на конкретном примере. Заранее (накануне урока литературы по теме «Образы П. Гринёва и Е. Пугачёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка») учитель готовит две и более (в зависимости от предполагаемого количества групп) заполненные сетки кроссворда. При пообразном пути анализа произведения можно составить отдельный кроссворд для каждого образа (см. пример в приложении 1). На уроке каждой группе учащихся предлагается на отдельном листе (можно на цветных карточках) составить определения к словам из сетки кроссворда, используя при этом текст изучаемого произведения. Учащиеся сразу получают установку на то, что, они должны дать такое толкование слова, которое бы соответствовало употреблению языковой единицы в заданном контексте (так, слово «вожатый» в кроссворде по образу Пугачёва из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина нельзя определять как «руководителя пионерского отряда»). Чтобы проверить опытным путём корректность составления определений, можно предложить группам обменяться заданиями к кроссвордам и разгадать кроссворды оппонентов, выдав при этом группам пустые сетки кроссвордов (их учитель готовит заранее – см. приложение 1). Можно пойти другим путём и усложнить задачу. После составления вопросов/определений к кроссвордам группы получают новое задание: начертить свою сетку кроссворда (уже пустую, для заполнения), отличную от исходной, и приложить к ней пронумерованный список определений на отдельном листе или карточке. Составленными кроссвордами группы обменяются на следующем этапе и разгадают полученные кроссворды. На этапе рефлексии группы оценят корректность составления определений, при необходимости апеллируя к тексту литературного произведения.

Составление вопросов к кроссворду на основе текстов литературных произведений и разгадывание составленных одноклассниками кроссвордов позволяет каждому учащемуся не только детально осваивать содержание произведения (что помогает впоследствии проводить более глубокий анализ), но и правильно формулировать задания, вопросы, проверять точность выполнения задания, осуществлять рефлексию. Игра помогает избежать преимущественного формирования исполнительских черт личности учащегося, она побуждает развивать творческое мышление. Сочетание данной игровой методики с групповой формой работы способствует более эффективному усвоению новых знаний, развитию коммуникативных умений репродуктивного и продуктивного уровней.

Таким образом, использование на уроках литературы такой игровой методики как кроссворд способствует развитию у обучающихся одной из глобальных компетенций –  коммуникативной компетенции.

 

Приложение 1


«Кроссворд наоборот» по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


1 группа. Задание: составьте определения к словам из сетки кроссворда, используя при этом текст романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

Образ Пугачёва

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

5

 

 

 

 

3

 

 

м

 

 

 

к

 

 

 

4

в

и

с

е

л

и

ц

а

 

 

 

 

о

 

 

т

 

 

 

з

 

 

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

а

 

 

 

2

 

 

ь

 

 

 

1

т

у

л

у

п

 

8

 

7

 

 

 

ы

 

 

 

р

 

б

 

к

 

 

 

й

 

6

г

о

с

у

д

а

р

ь

 

 

 

 

 

п

 

р

 

ф

 

 

 

 

 

 

 

у

 

а

 

т

 

 

 

 

 

 

 

с

 

н

 

а

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

н

 

 

Пустая сетка кроссворда для разгадывания

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

8

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа. Задание: составьте определения к словам из сетки кроссворда, используя при этом текст романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

Образ Гринёва

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

3

 

 

р

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

п

 

 

е

 

 

 

 

 

е

 

 

 

4

 

е

 

 

п

 

 

 

6

 

м

 

 

5

п

и

с

ь

м

о

 

 

 

ф

 

я

 

 

 

о

 

н

 

 

с

 

 

7

р

а

н

е

н

и

е

 

я

 

 

т

 

 

 

а

 

н

 

 

 

д

 

 

9

 

ь

 

 

 

н

 

о

 

8

с

и

р

о

т

а

 

 

 

 

ц

 

й

 

 

 

н

 

 

р

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

о

 

10

а

р

е

с

т

 

з

 

 

 

 

 

к

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

Пустая сетка кроссворда для разгадывания

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для генерирования сетки кроссворда использован сервис: https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html?

Литература


1. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326.

2. Литвинко Ф.М. Коммуникативная компетенция как методическое понятие // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. – Мн., 2009. – Вып. 9

3. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 237 с

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.