12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Галина Анатольевна94 Россия, Ростовская обл., Ростовская область |
Календарно-тематическое планирование, 8 класс, литература, УМК Г.С. Меркина
Календарно – тематическое планирование 8 класс (литература) УМК Г.С. Меркина
№ п/п | Дата | Наименование раздела Тема урока | ч а с | Виды учебной деятельности | Требования к результату | Вид контро ля | Литература, оборудование | |||
план | факт | |||||||||
Введение | 1 | |||||||||
1 | Художествен- ная литература и история | 1 | Чтение, беседа, анкетирование составление вопросов к статье учебника, письменный ответ на вопрос | Знать, что такое творческий процесс, твор- ческое вдох- новение, твор-ческое вообра- жение | Текущий контроль: опрос | Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2012г. | ||||
Из устного народного творчества | 3 | |||||||||
2 | Исторические песни XVI в. «Иван Грозный молится по сыне» | 1 | Беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы сопоставительного анализа текста | Историчес- кая песня | Текущий контроль: опрос | Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb- | ||||
3 | Исторические песни XVII века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета | 1 | Выразительное чтение; комментирование, беседа по вопросам, элементы анализа текста | песня-плач | Текущий контроль: опрос | Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb- | ||||
4 | Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII- начало XVIII века. Солдатские песни XVIII -XIX вв | 1 | Сообщение «историка» о сражении под Красным и при Березине. Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, лексическая работа, работа со статьями учебника и иллюст- рациями, беседа, оформление результатов исследования текста в виде таблицы | Параллелизм, повторы, постоянные эпитеты | Текущий контроль: опрос | Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb- | ||||
Из древнерусской литературы | 3 | |||||||||
5 | «Житие Сергия Радонежского» | 1 | Выразительное чтение, беседа по вопросам | Житие как жанр древнерусской литературы, сказание, сло- во и моление как жанры древ- нерусской литературы; летописный свод. Агиография; Чудесное происшествие Особый тип героя (святой) | Текущий контроль: опрос | Энциклопедия «Рубрикон»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: | ||||
6 | «Слово о погибели земли русской...» | 1 | Лексическая работа, выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом | Слово как жанр древнерусской литературы | Текущий контроль: опрос | Энциклопедия «Рубрикон»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: | ||||
7 | «Житие Александра Невского» | 1 | Чтение, беседа по вопросам; выразительное, комментированное чтение | жития | Текущий контроль: опрос | Энциклопедия «Рубрикон»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: | ||||
Из литературы XVIII века | 4 | |||||||||
8 | Г. Р. Державин- поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Вельможа» | 1 | Составление вопросов к статье учебника, ответы на вопросы учебника, работа с иллюстрациями, выразительное чтение, сообщения учителя, учащихся, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, составление сравнительных таблиц | Лирическое стихотворение, ода | Текущий контроль: опрос | Универсальная энциклопедия «Кругосвет»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: | ||||
9 | Г. Р. Державин «Памятник» | 1 | Выразительное чтение наизусть, сообщения учи-теля и учащихся, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников, заполнение таблиц, исследовательская работа с текстом, работа со статьей учебника | Авторская позиция, стихо-творный размер, тематическое разнообразие лирики | Текущий контроль: опрос | Универсальная энциклопедия «Кругосвет»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: | ||||
10 | Краткие сведения о Н.М. Карамзине. Карамзин и Пушкин | 1 | Беседа, выразительное чтение; элементы анализа текста, работа со статьями и иллюстрациями учебника, составление обобщающей и сравнительной таблиц | сентиментализм как литературное направление | Текущий контроль: опрос | Универсальная энциклопедия «Кругосвет»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: | ||||
11 | Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы | 1 | Исследовательская работа с текстом и оформление результатов исследования в виде таблиц; выразительное чтение эпизодов повести; работа с репродукциями картин художников | Жанр сентиментальной повести | Текущий контроль: опрос | Универсальная энциклопедия «Кругосвет»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: | ||||
Из литературы XIX века | 29 | |||||||||
12 | Поэты пушкин- ского круга. Предшественники и современники. Романтизм | 1 | Работа со статьями учебника, составление сравнительной таблицы, лексическая работа, работа с репродукциями картин художников | Альманах, романтика | Текущий контроль: опрос | Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: | ||||
13 | В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь» | 1 | Чтение, беседа Выразительное чтение; беседа по вопросам; элементы анализа поэтического текста баллада опрос | Анализ баллады | Текущий контроль: опрос | Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: | ||||
14 | В.А. Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море» | 1 | беседа Беседа по вопросам; анализ текста Элегия опрос | Анализ стихотворений | Текущий контроль: опрос | Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: | ||||
15 | К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» | 1 | Составление плана статьи учебника, выразительное чтение, беседа, работа с ре- продукциями картин художников, составление историко-литературного комментария | Дума | Текущий контроль: опрос | Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: | ||||
16 | Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «19 октября» (1825) | 1 | Чтение. беседа. Выразительное чтение; анализ текста | Ода Элегия Послание | Текущий контроль: опрос | Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: | ||||
17 | А.С. Пушкин «Песни о Стеньке Разине» | 1 | Выразительное чтение ; беседа по вопросам | песня | Текущий контроль: опрос | |||||
18 | «Капитанская дочка». Исто- рическая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе (анализ 1—2 глав) | 1 | Сообщения учителя и учащихся, пересказ статьи учебника, работа с иллюстрациями, лексическая работа, беседа | роман | Текущий контроль: опрос | |||||
19 | Порядки в Белогорской крепости .Петр Гринев в испытаниях любовью и «дружбой» | 1 | Составление цитатного плана главы романа, художественный пересказ, исследовательская работа с текстом, беседа чтение; вопросы | Эпизод, эпиграф, речевая характе-ристика, кульминация | Текущий контроль: собеседование | |||||
20 | Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе | 1 | Беседа, выразительное чтение; сжатый пересказ | Темы человека и истории. роман | Текущий контроль: опрос | |||||
21 | Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме | 1 | Составление тезисного плана статьи учебника, сообщения учителя и учащихся, комментирование материалов выставки, выразительное чтение, беседа | Лироэпическая поэма, роль вступления, лирического монолога, роман тический герой, поэтический синтаксис, композиция, эпи - граф | Текущий контроль: опрос | |||||
22 | Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 1 | Сжатый пересказ; аналитическая беседа; выразительное чтение эпизодов | идея поэмы | Текущий контроль: опрос | |||||
23 | Краткие сведения о Н.В. Гоголе. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор» | 1 | Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов к статье учебника, по- строение диалога, работа с портретом писателя, лексическая работа | комедия | Текущий контроль: собеседование | |||||
24 | «Сборный город всей темной стороны» | 1 | Чтение, беседа по вопросам; анализ текста; описание иллюстраций | Действия, явления, реплики, ремарки | Текущий контроль: опрос | |||||
25 | Хлестаков и городничий. | 1 | Чтение по ролям, беседа, сообщения учителя и учащихся, составление цитатного плана-характеристики образа героя | Социальная среда | Текущий контроль: опрос | |||||
26 | Хлестаков- «ве льможа» и «зна чительное лицо». | 1 | Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, лексическая работа, исследова- тельская работа с текстом, беседа | Гротеск | Текущий контроль: опрос | |||||
27 | Хлестаков — ревизор. | 1 | Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, исследовательская работа с текстом, беседа, инсценирование | Гипербола, комический рассказ | Текущий контроль: опрос | |||||
28 | Художественная идея комедии. | 1 | Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, беседа интонация | идея комедии | Текущий контроль: опрос | |||||
29 | Речь как средст во создания образов героев. Новаторство Н.В. Гоголя | 1 | Беседа, выразительное чтение; анализ поэтического текста песня | Новаторство | Текущий контроль: собеседование | презентация | ||||
30 | Краткие сведения об И.С. Тургеневе «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. | 1 | Сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, беседа | Элегия, лирическая повесть | Текущий контроль: опрос | |||||
31 | Композиция повести. Образ Аси Образ природы. Тема рока в повести. | 1 | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, художественный пересказ, лексическая работа, беседа | Образ, повесть | Текущий контроль: опрос | презентация | ||||
32 | Краткие сведения о Н.А. Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...» | 1 | Составление тезисного плана статьи учебника, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, лексическая работа, беседа, викторина | Творческая история, сравнение | Текущий контроль: собеседование | |||||
33 | Н.А. Некрасов «Зеленый Шум» Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Зеленый шум» | 1 | Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом | Олицетворения, риторические восклицания, фольклорные приемы в поэзии, песня, народность, эпитет, бессоюзие, рефрен | Текущий контроль: опрос | |||||
34 | Краткие сведения об А.А. Фете. «Целый мир от красоты...» | 1 | Лексическая работа, составление плана статьи учебника, работа с иллю- страциями, беседа, исследовательская работа с текстом | Стих, строфа | Текущий контроль: опрос | |||||
35 | «Учись у них — у дуба, у березы...» | 1 | Пейзаж А.К.Саврасова, стихотворение А.А. Фета «Одинокий дуб» Выразительное чтение наизусть, лексическая работа, работа с иллюстрациями учебника | Метафора,олицет-ворение, риторическое восклицание, инверсия | Текущий контроль: опрос | |||||
36 | Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка» | 1 | Работа со статьей учебника, сообщения учителя и учащихся, заполнение рефлексивной таблицы, беседа | Пьеса-сказка | Текущий контроль: опрос | |||||
37 | Особенности конфликта пьесы-сказки. | 1 | Выразительное чтение; элементы анализа текста; словарная работа | Пьеса-сказка | Текущий контроль: собеседование | |||||
38 | Краткие сведения о Л.Н. Толстом. «Отрочество» | 1 | Комментированное чтение; элементы анализа текста; беседа по вопросам | Автобиографи ческая проза | Текущий контроль: опрос | |||||
39 | Л.Н. Толстой «После бала». История создания | 1 | выразительное чтение, художественный пересказ, лексическая работа, беседа | Композиция и фабула рассказа | Текущий контроль: опрос | |||||
40 | «После бала». Анализ второй части рассказа | 1 | Работа с текстом, беседа | рассказ | Текущий контроль: опрос | |||||
Из литературы XX века | 20 | |||||||||
41 | М. Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и лож ные ценности. | 1 | Художественный пересказ, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа со статьей учебника, выразительное чте- ние, чтение стихотворения наизусть, работа с иллюстрациями | Проблема цели и смысла жизни символ | Текущий контроль: опрос | |||||
42 | М. Горький «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика. Проблема слия- ния «разумного» и «стихийного» начал | 1 | Художественный пересказ эпизода, составление рас- сказа о герое, сопоставительной таблицы, выразительное чтение, беседа, работа с учебником | Рассказчик | Текущий контроль: опрос | |||||
43 | Краткие сведения о В.В. Маяковском | 1 | Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе, комментарий к книжной выставке, посвященной жизни и творчеству писателя | Стихи, рифма, ритм, неологизм, конфликт | Текущий контроль: опрос | |||||
44 | Поэт и толпа в стихах В.Мая- ковского. «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | Комментированное чтение; беседа по вопросам | Аллитерации, ассонанс, ритм, рифма, олицетво-рение, метафора, неологизм | Текущий контроль: собеседование | |||||
45 | Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества | 1 | Составление рассказа о писательнице по материалам статьи учебника, художественный пересказ рассказов, чтение наизусть, составление письменного высказывания о писательнице | Сатира, юмор, ирония | Текущий контроль: опрос | |||||
46 | Н.А. Тэффи «Свои и чужие» | 1 | Чтение, беседа. Особенности рассказа; писательский замысел; навыки анализа текста | рассказ | Текущий контроль: опрос | |||||
47 | М.М. Зощенко. Большие проб- лемы «маленьких людей». | 1 | Составление плана статьи учебника, художественного пересказа, письменного высказывания на заданную тему | Художественное своеобразие | Текущий контроль: собеседование | |||||
48 | М.М. Зощенко «Обезьяний язык» Художественное своеобразие рассказа | 1 | Лексическая работа, выразительное чтение, исследо довательская работа с текстом, беседа, работа со статьей учебника | Фельетон, градация, сказ | Текущий контроль: опрос | |||||
49 | Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. Темы лирики 1940-1950-х годов | 1 | Выразительное чтение, элементы анализа текста, составление плана статьи учебника, рассказа о поэте | стихи | Текущий контроль: опрос | |||||
50 | Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе...» | 1 | Чтение, анализ стихотворения | стихи | Текущий контроль: опрос | |||||
51 | Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса» | 1 | Чтение, навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения | стихи | Текущий контроль: опрос | |||||
52 | М.В. Исаковский «Катюша» | 1 | Выразительное чтение; беседа по вопросам | стихи | Текущий контроль: опрос | |||||
53 | М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату...» | 1 | Комментированное чтение; пересказ текста; беседа по вопросам | роман | Текущий контроль: собеседование | |||||
54 | М.В.Исаковский «Три ровесницы» | 1 | Выразительное чтение наизусть, работа с материалами учебника, самостоятельная работа с текстом по вопросам, предложенным в учебнике, выявление общих черт и различий в изображении событий в изученных на уроках стихотворениях М. Исаковского и на картине Е.М. Чепцова «Среди родных», сообщение учащегося | Художественная идея, тема, народная поэтика | Текущий контроль: опрос | |||||
55 | Краткие сведения об А.Т.Твардовском. «За далью— даль». История создания поэмы. | 1 | Ответы на вопросы учебника, выразительное чтение, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, беседа | Дорога и путешествие в эпосе А.Т. Твардовского | Текущий контроль: опрос | |||||
56 | А.Т. Твардовский «За далью— даль». Анализ главы «Огни Сибири» | 1 | Комментированное чтение; пересказ текста; беседа по вопросам | Лирический герой, авторская позиция | Текущий контроль: опрос | |||||
57 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Последний поклон». Тема человека и истории | 1 | Составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника, художественный пересказ глав книги «Последний поклон», беседа | Тема, художест-венная идея | Текущий контроль: опрос | |||||
58 | Проблема нрав- ственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» Образ рассказчика | 1 | Беседа по вопросам, анализ текста | Композиция, образ, сюжет, эпизод | Текущий контроль: собеседование | |||||
59 | Краткие сведения о В.Г. Распутине. XX век на стра ницах прозы В. Г. Распутина | 1 | Работа со статьей учебника, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с портретом писателя, беседа | Автобиография | Текущий контроль: опрос | |||||
60 | Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» | 1 | Выразительное чтение, художественный пересказ, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, беседа | Конфликт сюжет, портрет, эпизод, художественная идея | Текущий контроль: опрос | |||||
Из зарубежной литературы | 10 | |||||||||
61 | Краткие сведения об У. Шекспире. История сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта» Проблематика трагедии | 1 | Выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста | Стихи, диалог, пьеса | Текущий контроль: собеседование | |||||
62 | Идеалы возрождения в Трагедии «Ромео Джульетта» | 1 | Выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста | стихи, диалог, пьеса | Текущий контроль: опрос | |||||
63 | Проблематика трагедии «Ромео и Джульетта» | 1 | Выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста; чтение по ролям стихи | Проблематика трагедии | Текущий контроль: опрос | |||||
64 | Краткие сведения о М. Сервантесе. Роман «Дон Кихот» | 1 | Составление плана рассказа о писателе, выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями Рыцарский роман, пародия | художественная идея. | Текущий контроль: опрос | |||||
65 | Основная проблематика и художественная идея. | 1 | Выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста | Рыцарский роман, пародия | Текущий контроль: опрос | |||||
66 | Позиция писателя. Образ Дон Кихота. | 1 | Выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста | Рыцарский роман, пародия | Текущий контроль: собеседование | |||||
67 | Тема Дон Кихота в русской литературе. | 1 | беседа по вопросам | цитаты | Текущий контроль: опрос | |||||
68 | Донкихотство | 1 | Выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста | |||||||
69 | Литературная викторина «Угадай, откуда это..?» | 1 | беседа по вопросам | |||||||
70 | Рекомендации для летнего чтения | 1 | запись литературы |