12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Азиева Алина Раисовна83
педагог-психолог
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»

Учреждение:

МОУ «Гимназия №18», 5-класс

Автор работы:

Овчинникова Виктория

Научный руководитель:

Азиева Алина Раисовна, педагог- психолог МОУ «Гимназия 18»

города Магнитогорска



Введение

Все взрослые родом из детства и у всех взрослых людей когда-то в детстве были любимые игрушки. У кого-то они даже передаются по наследству, от родителей к детям. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Именно в игре он развивается, учится общаться, мыслить, понимать мир взрослых. В данной работе речь пойдёт об игрушках для девочек, а именно - о куклах. Наверное, если спросить любую девочку, что ей подарить, то большинство не задумываясь ответят – куклу. И сегодня, и много веков назад куклы были рядом с подрастающей девочкой. На Руси игрушка имела символическое, обереговое, мистическое значение. Погремушками отпугивали злых духов от ребёнка. Куклы могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. В русской народной сказке о Василисе Прекрасной мы видим куклу-оберег, сделанную руками мамы для дочери. Она охраняет Василису, помогает ей победить зло, обрести счастье.

Современным девочкам куклы помогают рукодельничать, учиться лучше, дружить, заботится, быть ответственными. Вместе с тем, много споров у родителей и педагогов вызывают современные куклы из серии Барби или Корпорация Монстров. Девочки дошкольницы и младшие школьницы просят своих родителей подарить им такую куклу. Но не все родители соглашаются выполнить просьбы дочерей, многие относятся к таким игрушкам настороженно, считая, что, играя в монстров, ребёнок сам станет походить на них, будет учиться плохим качествам. В своей работе мы и попытались разобраться в этой проблеме. Исследования психологического воздействия кукол мы находим в трудах Г.Г. Ершовой, В. К. Лосевой и А. И. Лунькова, Карин Нойшюц, В. В. Абраменкова, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой, Т.Е. Карповой.

Актуальность выбранной нами темы «Кукла как носитель духовных ценностей общества» связана с тем, что давно известен воспитательный и образовательный потенциал кукол. После появления на российском рынке таких неоднозначных кукол как Барби, Братц, Мокси, Монстер Хай перед общественностью встал вопрос о психологическом значении куклы в жизни человека.

Цель работы – изучить кукол мира как носителей духовных ценностей общества (на примере кукол Монстр Хай).

Задачи исследования:

1. Изучить особенности кукол народов мира.

2. Рассмотреть историю кукол в России.

3. Провести экспериментальное исследование отношения современных девочек к куклам Монстер Хай.

Объект исследования - куклы (куклы Монстр Хай)

Предмет исследования влияние кукол на духовной мир ребенка (на примере кукол Монстр Хай)

В работе мы использовали методы: теоретический анализ литературных источников, изучение СМИ, анкетирование, сравнительный анализ полученных данных.

Практическая значимость связана с возможностью использовать полученные результаты для воспитания детей, дать полезную информацию родителям, понять направление культурологических процессов в обществе.

Структура работы. Работа состоит из введения, где определена актуальность, поставлены цель и задачи, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Куклы в истории человечества

1.1. Куклы народов мира

Несомненно, кукла – это культурно-историческое явление в жизни общества. С тех времён, когда люди объединились в человеческое сообщество, стали жить совместно, примерно в эпоху палеолита уже было положено начало истории кукол. Об этом свидетельствуют археологические находки в пещерах Франции и Испании. Там, вместе с рисунками древних людей, наскальной живописью были найдены фигурки из камня и мамонтовой кости. Эти фигурки выполнены настолько совершенно, что сначала учёные приняли их за поздние подделки, но оказалось, что по самым приблизительным расчетам фигуркам более 30 тысяч лет. Скорее всего, фигурки людей, созданные из порочных материалов были для людей того времени символом вечной жизни, стирая грань между жизнью и смертью. Ведь кукла и живая и мёртвая одновременно: созданная из неживого материала, она оживает в процессе игры с ней. Мы можем предполагать, что фигурки-куклы первобытных людей были для них атрибутом, который помогал им в охоте, добывании пропитания, их использовали в ритуалах, жертвоприношениях. Сейчас ещё некоторые африканские племена используют кукол в качестве обрядов.

В Азии, Европе, Америке в средние века куклы использовались как атрибут богослужений. В Индии и юго-восточной Азии показывали кукольные представления, главными героями которых были Рамаяна и Махабхарата (индийские боги). Кукловод являлся подобием Брахмы (Творца), а сам театр – подобием мира. Обрядовые куклы индейцев хопи называются качина (дух невидимых сил) и представляют собой фигурки духов Качинас. Изготавливают таких кукол из дерева, сразу же вырезая руки, ноги, черты лица. Куклы участвуют в обрядовых праздниках, а после окончания праздника их развешивают в жилищах для украшения или отдают играть детям. Существует более 400 видов кукол качина. Африканские куклы также отражают различные верования и ритуалы. У девочек из африканских племён кукла должна быть похожа на её хозяйку вплоть до украшений. Принято носить куклу на шее. Глядя на африканскую куклу можно многое сказать о её хозяйке: место рождения, возраст, какое приданное имеется. Такую куклу девочке дарят на совершеннолетие и она хранит её до рождения первого ребёнка, с рождением второго ребёнка она снова получает куклу. Эти куклы считаются священными. У чукчей похожие обычаи. Выходя замуж, женщина забирает с собой своих кукол и кладёт их в изголовье, дабы скорее в семье появились дети. Таким образом, и здесь кукла является покровительницей женского плодородия [1, с 5]. Вообще, куклы изначально в истории были связаны с философией, религией. До сих пор куклы принимают участие в христианских шествиях, в католических храмах мы можем видеть красочные скульптуры Девы Марии с младенцем и апостолов. Очень разнообразен мир игрушек народов разных стран. Первой куклой в Японии была Кокэси – деревянная игрушка, чем-то напоминающая русскую матрёшку. Есть мнение, что Кокэси и послужила её прообразом. Постепенно искусство изготовления кукол усовершенствовалось с каждым разом всё больше и больше. Для изготовления японских кукол использовали лоскуты, японскую бумагу, дерево. Кимоно украшали вручную драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому детям не доверяли столь хрупкую вещь, чаще кукол убирали на высокую полку, куда не могли дотянуться дети. Такая же участь постигла и европейских кукол, изготовление которых началось со второй половины XVII века. В это время куклы перестают быть исключительно обрядовыми. Теперь они выполняют функцию манекенов для демонстрации мод. Высота кукол была примерно 50 сантиметров, материал – фарфор, они имели пропорции взрослой женщины и были одеты по последнему слову моды. Как и у современных Барби, к ним прилагался целый гардероб модной одежды, парфюмерные новинки, огромное количество аксессуаров. Конечно, позволить себе такую куклу могли не все, а только очень богатые люди. В знатных семьях куклы передавались из поколения в поколение, некоторые из них были подарены владельцу из рук самого короля в знак особых заслуг перед отечеством. Таких кукол, конечно, не давали играть детям. XVIII век – век развития механики, в это время Декарт открывает законы оптики, вектор движения. В мире кукольной индустрии также новый виток – создано огромное количество механических кукол. Они могли рисовать, ходить, и даже говорить нечто похожее на фразу. В середине XIX века в связи с промышленным подъёмом открываются фабрики по производству кукол, для их создания приглашаются известные художники и педагоги.

Сегодня на прилавках магазинов всего мира огромное количество кукол. Куклы выпускаются по мотивам мультфильмов, сказок, представляют разный возраст, также доступны для людей любого уровня достатка. Самая дорогая кукла Барби стоит 95000 долларов. [5, с20] Таким образом, мы видим, что кукла, зародившись в истории человеческого общества как сакрально-ритуальная вещь для взрослых людей перерождается в игрушку для детей, не связанную с какими-либо религиозными и культовыми ритуалами. Но всё же не стоит думать, что современные куклы не обладают воздействием на психику человека, лишены ритуального смысла.

1.2. История кукол в России

На Руси, так же как и во всём мире, изначально кукла имела обереговое значение, часто дарилась в день свадьбы и была хранительницей дома, очага. Голова куклы Бабы (женское божество) делалась из золы домашнего очага и, куда бы не переезжала женщина, хозяйка куклы, тепло домашнего очага всегда было рядом и напоминало ей о доме. Ещё одна древняя русская кукла изготавливалась из волос. Когда женщина остригала волосы, она их собирала в мешочек и из него делала куклу. Такая кукла помогала при болезни, ускоряла выздоровление. В быту русской деревни традиционной игрушкой была тряпичная кукла. Она называется кукла-закрутка. Были обыкновенные куклы-закрутки, с которыми играли дети, а были обереговые, которые находились в «красном углу» избы, рядом с иконами. В колыбель новорождённого ребёнка обязательно клали яркую куколку от сглаза. (1,с 8) На Руси и у всех славянских народов было великое многообразие кукол. Причём в куклы играли также как и девочки, мальчики до 7-8 лет (пока они ходили в рубахах). Кукла-закрутка очень проста в изготовлении, даже пятилетняя девочка может справиться. [7] Для этого нужен кусок ткани, свёрнутый в скалку, лицо обтягивается белой материей, волосяная коса, наряд из пёстрых лоскутов. Лицо кукле никогда не прорисовывалось. Ребёнок, играющий с куклой, сам мог додумать её настроение, характер, как-бы нарисовать его в своём воображении. Играя с куклами, дети учились шить, вышивать, прясть, постигали народное искусство и народную мудрость. Сегодня зачастую можно увидеть кукол-невест на свадебных машинах, но мало кто знает, что этот ритуал означал в древности. В русских свадебных поездах куклы оберегали жениха и невесту от сглаза. Игрушка была свадебным атрибутом, её давали в руки невесте в знак того, чтобы вскоре пара обзавелась потомством. Также существовала свадебная обережная кукла «Неразлучники»: две куколки пришивались к одной палочке-планке, которая являлась руками для жениха и невесты. Куклы были даже на свадебном пироге. Ещё на свадьбе дарили куклу «Десятиручку» - хранительницу очага, на каждую ручку которой молодая загадывала желание или дело, в котором ожидала помощь. Кукла Плодородие обещала хороший урожай. Кукла Купавка использовалась в начале купаний в водоёмах, её сплавляли по реке и вместе с ней уплывали людские болезни, хвори, невзгоды. Каждый россиянин знает куклу Масленицу, которую по сей день принято сжигать в масличную неделю. В старину к рукам Масленицы привязывали тесёмки-желания. Когда тесёмки сгорают – желания исполняются. Деревянными и тряпичными куклами дети в России играли до XVII века.(8) Появившиеся в то время фарфоровые куклы стоили очень дорого. В XIX веке в России стали открываться заводы по изготовлению кукол. В первые годы советской власти на фабриках выпускали целлулоидных пупсов, а в 1950 годах стали выпускать кукол с «идейным содержанием»: «врач», «школьница», «спортсменка». В конце советской эпохи куклы делались из винила со стеклянными глазками, в тело был вставлен механизм, который позволял говорить кукле одно слово «мама». Начиная с 90-х годов XX века в Россию хлынула кукольная европейская продукция. Появление кукол Барби вызвало большой восторг у девочек, её воспринимали как чудо и каждая желала иметь такую куклу. Первые экземпляры, появившиеся на рынке, были очень плохого качества, но с каждым годом ассортимент увеличивался и сегодня, 20 лет спустя мы видим огромное количество кукол, большинство из них китайского производства. Среди самых раскупаемых и популярных кукол среди девочек в 2015 году названы Куклы Винкс или Winx, Куклы Монстер Хай или Monster High, которые покорили мир своей неординарностью, Куклы Братц или Bratz, Куклы Мокси или Moxie, Куклы Барби или Barbie, Куклы BabyBorn, тряпичная кукла Тильда и ее разновидности[6]. Как мы видим, среди них нет кукол отечественного производства.

Глава 2. Экспериментальное исследование отношения современных девочек к куклам (на примере кукол Монстер Хай)

2.1. Кукла Монстер Хай: аргументы за и против

Не так давно на прилавках магазинов появились куклы Монстер Хай, а также видеопродукция – мультфильм «Школа монстров» с участием девочек-кукол и компьютерная игра с участием героев мультфильма. На данной продукции имеется ограничение по возрасту: в компьютерную игру не рекомендуется играть детям младше 12 лет, а мультфильм предназначен для детей от 6 лет. Сами же куклы предназначены для детей от 6 лет, но некоторые аксессуары к ним (например, гробик) адресованы девочкам старше 14 лет. Трудно себе представить, что какие-то ограничения были бы у народной игрушки. Она может быть рекомендована людям любого возраста.

Вопрос о том, могут ли куклы Монстер Хай нанести вред психике ребёнка обсуждается на многих форумах в интернете и большинство родителей склоняется к положительному ответу на данный вопрос. Активисты уральского родительского комитета не так давно поставили на повестку дня вопрос о запрете на продажу кукол-монстров в магазинах. Это сразу вызвало волну возмущения у оппонентов. Каждая сторона предъявляет свои аргументы. Во-первых, игра ребёнка в трупы, гробы и собачек-зомби может иметь негативные последствия; во-вторых – сами пропорции тела куклы не соответствуют пропорциям нормального человеческого тела и закладывают неправильные стереотипы в сознание ребёнка; в –третьих, позиционирование монстров, скелетов и мертвецов как положительных героев, с которыми соотносит себя ребёнок, играющий в них, может в будущем спровоцировать общественно опасное поведение; в-четвёртых, внешний вид кукол не является приемлемым для девочки: слишком откровенные платья, слишком яркий макияж, да ещё и присутствие шрамов на лицах и телах некоторых кукол. Те родители, которые не против того, чтобы дочери играли в Монстер Хай, выдвигают свои плюсы. Во-первых, кукла поможет девочке-подростку преодолеть комплексы, связанные с внешностью. Шрамы на лице не мешают кукле быть привлекательной. Во-вторых, тема монстров поможет ребёнку в преодолении детских страхов и страха смерти. В третьих, воспитание терпимости к другим людям. Монстры все имеют разный цвет кожи, статус, характер, но неплохо ладят друг с другом. В-четвёртых, психологическая разрядка. Вместе с тем родители, которые категорически против подобной тематики в игрушках всё же часто не могут устоять перед просьбой ребёнка. В этом случае они пытаются выбрать самую «безобидную» из серии, то есть образ которой более приближен к нормальному, человеческому (без шрамов, не с синим или зелёным цветом кожи и т.д.). Более того, в сети интернет появились видеоролики под названием «как уговорить родителей купить куклу Монстер Хай», где девочки дают друг другу советы. Судя по тому, что таких роликов и статей много, данная игрушка действительно очень популярна среди девочек. Как же видят эту проблему специалисты психологи? Доктор психологических наук Евгения Коротаева говорит, что дело не в плохих игрушках, а в том, что родители мало времени уделяют ребёнку. Вместо этого отвлекают его яркой звучащей кричащей игрушкой, дабы ребёнок как можно дольше их не беспокоил. Другой специалист в области психологии - сказкотерапевт Любовь Владыкина - утверждает обратное. Она уверена, что кукол нельзя запрещать детям, потому что скорее всего будет обратный эффект — рост интереса. Инициатива должна идти от государства. Именно оно должно задавать обществу семейные ценности, ценность здоровья, народных традиций. Тогда скорее всего появится новая кукла, которая будет определять здоровые потребности общества. Психолог Александр Мымрин считает, что куклы-монстры выполняют психотерапевтическую функцию, они помогают малышу преодолеть страх смерти [3].

2.2. Ход и результаты экспериментального исследования

С целью исследования отношения девочек к куклам Монстер Хай нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие

Девочки в возрасте 11 лет – 19 человек

Девочки в возрасте 13 лет – 11 человек

Женщины в возрасте 30-40 лет — 10 человек

Цель исследования:

Выявить отношение девочек к куклам Монстер Хай

Выявить мотивы приобретения кукол Монстер Хай взрослыми

Девочкам была предложена анкета №1 (приложение 1).

В результате были получены следующие данные

Любимой игрушкой детства 80% называют мягкую плюшевую игрушку (собачка, мишка, обезьянка) и только 20% куклу;

На вопрос есть ли игрушки, которые передаются вам по наследству, 50% анкетируемых ответили утвердительно, в основном это мягкие животные и куклы. Положительное отношение к куклам Монстер Хай высказали 15 % девочек, 85% высказываются отрицательно, но вместе с тем 10% из них отмечают, что играли в них раньше. (рисунок 1)

Рисунок 1. Отношение девочек к куклам Монстер Хай

На вопрос, какие качества развивают куклы Монстер Хай в детях, были получены следующие ответы: страх, злость, непонимание жизни, боязнь войти в тёмную комнату, учат краситься, быть крутой, модной, верить в монстров, помрачают фантазию, подражание, учат быть страшными.

2% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

На вопрос, купили бы вы для своей дочери в будущем куклу Монстер Хай были получены следующие ответы, представленные на рисунке № 2.

Перспективы на будущее отразились следующим образом: 10% девочек купили бы своей дочке в будущем куклу Монстер Хай, 80% не стали бы в будущем покупать подобных кукол своим детям, но вместе с тем 10% респондентов не исключают покупку в том случае, если ребёнок будет просить.

Рисунок № 2. Перспектива в будущем.

Взрослым была предложена анкета №2 (приложение 1). У всех 10 анкетируемых любимыми игрушками детства были куклы и зверушки. На первом месте – куклы-младенцы и куклы-девочки. На вопрос, покупаете ли вы своей дочери кукол Монстер Хай были получены следующие ответы: 7 человек из 9 ответили отрицательно, 3 человека положительно. Мамы, не покупающие кукол-монстров, ответили, что эти игрушки негативно влияют на психику ребёнка. Те же, кто покупает кукол Монстер Хай говорят о том, что стараются выбрать самых безобидных кукол и аргументируют покупку тем, что мультфильм «Школа монстров» вполне доброжелательный и формирует в девочках положительные качества характера: доброту, смелость, умение дружить. Но главное – они не могут отказать любимой дочке в желании иметь понравившуюся игрушку.

В итоге мы можем сделать вывод, что отношение современных девочек-подростков к куклам Монстер Хай неоднозначно. Большинство девочек негативно относится к этой серии кукол, считают, что они не могут развивать ребёнка в правильном русле. Значительно меньше среди нашей выборки оказалось тех, кто с удовольствием играет с куклами Монстер Хай. В целом среди игрушек современных девочек чаще встречаются игрушки-животные чем куклы, в то время как поколение их мам чаще играли в куклы. Девочки-подростки, так же как и взрослые, считают что несправедливо отказывать дочери в покупке куклы Монстер Хай, если ребёнок этого очень просит.

Заключение

Итак, куклы сопровождают человека в течение всего времени его существования. Нет в мире народа, в культуре которого нет кукол. Чем глубже мы удаляемся в даль веков, тем чаще видим кукол как носителей сакральной ритуальной или религиозной функции. В России особое отношение к кукле сохранялось довольно долго. Куклы участвовали во многих обрядах, охраняли людей и жилище от злых духов. Упоминаются куклы и в русском народном эпосе. В современном мире появилось огромное количество игрушек и кукол, многие из них вызывают возмущение у педагогов и родителей, поэтому очень важно разобраться в том, какое влияние они оказывают на детей. Среди специалистов-психологов нет единого мнения относительно безопасности кукольных монстров, хотя большинство из них склоняются к тому, что необходимо жёсткое возрастное ограничение при покупке их детям. В нашем исследовании мы попытались пролить свет на этот вопрос. Нам было интересно узнать отношение девочек-подростков к куклам Монстер Хай, а также отношение взрослых к приобретению кукол для детей. В результате эксперимента мы пришли к выводу, что большинство девочек-подростков негативно относится к этой серии кукол, считают, что они не могут развивать ребёнка в правильном русле. Значительно меньше среди нашей выборки оказалось тех, кто с удовольствием играет с куклами Монстер Хай. В целом среди игрушек современных девочек чаще встречаются игрушки-животные чем куклы, в то время как поколение их мам чаще играли в куклы. Девочки-подростки, так же как и взрослые, считают что несправедливо отказывать дочери в покупке куклы Монстер Хай, если ребёнок этого очень просит.

В перспективе мы хотели бы продолжить работу над этой темой и исследовать другие символы традиционной национальной культуры народов мира.

 

Библиографический список

  1. Василькина Юлия. Монстр Хай: между за и против. [Электронный ресурс] URL: http://www.psyh.ru/ (дата обращения 01.02.2016 г.)
  2. Винник И. Мир кукол. Истории и легенды. Издательство: АСТ, Астрель, Corpus, С 30
  3. Добрынина Светлана. Бедный Йорик в колыбели. статья [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2014/01/30/kukly.html (дата обращения 12.01.2016 г)
  4.  Кобазова Ю.В. Психологическое заключение по серии кукол Монстр Хай [Электронный ресурс]. URL:http://mix14.livejournal.com/ (дата обращения 12.11.2015 года)
  5. Куклы мира. Редактор: Ананьева Е. Издательство: Аванта+, 2007 г.Серия: Самые красивые и знамениты, С 184
  6. Лисецкая Алеся. Психолог: про куклы "Монстер Хай" статья [Электронный ресурс]. URL: (http://www.mke.ee/blogi/psikholog-pro-kukly-monster-khaj) (дата обращения 01.01.2016 года)
  7. Липовская Ю. Народные игрушки. История. Статья [Электронный ресурс]. URL: http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/narodnye.(дата обращения 10.12.2015 год)
  8. Романова А.Л. Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 91–98.
  9. Шайдурова Нелли Владимировна, Традиционная тряпичная кукла. Издательство: Детство-Пресс, 2011 г. С 176

 

Приложение 1

Анкета для девочек №1

Сколько тебе лет______

Любимая игрушка твоего детства_______________________________________________________

Есть ли в твоей семье игрушки, которые передаются по наследству____________________________________________________

Как ты относишься к куклам Монстр Хай__________________________________________________________

Как ты считаешь, какие качества они развивают у детей? _____________________________________________________________

Купила бы ты куклу Монстр Хай своей дочери в будущем?_____________________________________________________

Анкета для взрослых№2

какие игрушки были в вашем детстве?

Покупаете ли вы своей дочери кукол Монстр Хай?

Почему?______________________________________________________

 

Приложение 2

Куклы Монстер Хай

Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (2)

Ивлиева Наталия Алексеевна, 16.06.16 в 09:17 0Ответить Пожаловаться
Молодец, Виктория! Надеюсь, что работа будет продолжена! Спасибо и руководителю!
Павкина Галина Геннадьевна, 27.03.17 в 14:16 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень понравилось
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.