12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Манина Ольга Борисовна5066
Россия, Хакасия респ., Черногорск
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Пояснительная записка.

Задача современного школьного образования - формирование у учащихся целостного представления об основах изучаемых наук, их теоретических и прикладных аспектах. Химия как учебный предмет в числе других задач призвана давать учащимся представления о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, а совместно с другими естественнонаучными предметами формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту.

Курс «Химия продуктов питания» предназначен для учащихся 9 классов, основан на современных представлениях валеологии и имеет практическую направленность, знакомит с основами исследовательской деятельности. Курс рассчитан на 18 часов и ориентирован на расширение кругозора учащихся, на развитие любознательности. Данный курс призван формировать культуру питания на фоне формирования общей культуры личности. Этот курс не дублирует базовый курс химии, он ориентирует школьников на осознанный выбор профиля обучения и поможет сделать собственный выбор по пути дальнейшего профессионального образования. В программу включен как теоретический материал, так и практические занятия. Практические работы отобраны таким образом, что не предполагают использования токсичных реагентов и сложной аппаратуры. Они просты в выполнении, дают знания, которые могут быть использованы в быту, что повышает практическую значимость химических знаний.

Цель курса: способствовать самоопределению ученика для определения профиля обучения в старших классах.

Задачи курса:

развитие познавательных интересов школьников;

развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельной работы;

воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работе;

развитие умений учащихся выполнять химический эксперимент в соответствии с требованиями техники безопасности;

Формы обучения: урок-лекция, урок - практическое занятие.

Ожидаемые результаты:

получение новых представлений о продуктах питания;

развитие познавательного интереса;

опыт дискуссии, проектирования, реализации учебных исследований, работы в коллективе.

осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.

Форма отчетности: защита проектов.

Тематический план

тема

Количество часов

форма

занятий

лекций

практических работ

1

Введение. Общая характеристика питания человека.

 

вводная лекция

2

Белки как важнейшие питательные вещества.

 

лекция

3

Определение белка в пищевых продуктах.

 

беседа, практическая работа № 1

4

Углеводы и их роль в питании.

 

лекция

5

6

Определение углеводов в пищевых продуктах.

 

беседа, практическая работа №2,3

7

Определение витамина С в овощах и фруктах.

 

беседа, практическая работа №4

8

Витамины и минералы, их значение для организма человека

 

лекция

9

Качественные реакции на некоторые витамины» 

 

беседа, практическая работа №5

10

Чай как химическое вещество, его состав и свойства, значение для человека.

 

Практическая работа № 6

11

Сложные эфиры

1

 

Демонстрационный эксперимент

12

Обнаружение эфирных масел в корке апельсина, лимона.

 

беседа, практическая работа №7

13

Определение качества меда.

 

беседа, практическая работа №8

14

Изучение подсолнечного масла.

 

беседа, Практическая работа №9

15

Нитраты и нитриты. Методика их определения в сельскохозяйственной продукции

 

Сообщения учащихся. Практическая работа №10

16

Количественное содержание H2O в свежей зелени.

 

Практическая работа №11

17

Пищевые добавки.

 

лекция

18

Защита проектов

   
 

итого

11ч

 


 

Содержание программы

1 занятие: Введение. Общая характеристика питания человека.

Питание и культура. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации. Рациональное питание. Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. Соответствие рациона питания энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. Состав пищи: вода, белки, липиды, углеводы, минеральные вещества.. Основные этапы переваривания пищи в желудочно-кишечном тракте человека. Ферменты пищеварения.

Питание и продолжительность жизни, индивидуализация собственного питания. Питание и здоровье человека. Основные принципы рационального, сбалансированного питания.

2 занятие: Белки как важнейшие питательные вещества.

Структура белка, пищевая ценность белка, значение белков для жизнедеятельности человека. Свойства белков. Денатурация белка. Простые и сложные белки. Биологическая роль. Потребность человека в белках. Основная белков содержащая пища. Химические реакции при утилизации белков. Изменение белка в процессе кулинарной обработке. Превращение белка в организме человека. Белковая недостаточность, ее причины и симптомы. Химический и биохимический синтез белков. Функции белков в организме человека: защитная, регуляторная, транспортная, запасная, рецепторная, моторная. Белки и обмен веществ в организме человека. Белковая недостаточность организма. Избыток белка в рационе человека. Методы определения белка.

3 занятие: Определение белка в пищевых продуктах.

Структура белка, пищевая ценность белка, значение белков для жизнедеятельности человека. Свойства белков. Денатурация белка. Простые и сложные белки. Биологическая роль. Потребность человека в белках; практическая работа №1.

4 занятие: Углеводы и их роль в питании.

Углеводы – основной источник энергии. Простые и сложные углеводы. Биологическая роль углеводов. Недостаточное или избыточное количество углеводов в организме человека. Их классификация и биологические функции в организме человека. Углеводосодержащие продукты. Особенности утилизации углеводов в организме человека, суточная потребность в углеводах. Роль углеводов в процессе жизнедеятельности организма. Важнейшие источники углеводов. Биологическая роль и биосинтез углеводов. Методы оп­ределения углеводов.

5,6 занятие: Определение углеводов в пищевых продуктах.

Обнаружение глюкозы в апельсиновом и яблочном соках, мёде, винограде.. Углеводы, их биологическая роль, пищевая ценность углеводов; практическая работа №2,3.

7 занятие Определение йода в овощах.

Химический элемент йод, его круговорот в природе, содержание в биосфере. Йод в организме человека. Способы профилактики йододефицита. Практическая работа №4.

8 занятие. Витамины и минералы, их значение для организма человека

9 занятие Качественные реакции на некоторые витамины Определение витамина С. Содержание витамина С в различных овощах и фруктах, роль витамина С в жизни человека, зависимость содержания витамина С в организме на самочувствие человека, работа с дополнительной литературой, практическая работа №5.

10 занятие Чай как химическое вещество, его состав и свойства, значение для человека.

Практическая работа № 6

11 занятие Сложные эфиры.

Понятие о сложных эфирах. Нахождение эфиров в природе. Синтез эфиров в лаборатории.

12 занятие Обнаружение эфирных масел в корке апельсина, лимона.

Практическая работа № 7

13 занятие: Определение качества меда.

Качественный состав меда: наличие фруктозы, глюкозы. Обнаружение примесей в мёде. Практическая работа №8

14 занятие: Изучение подсолнечного масла.

Практическая работа №9

15 занятие Нитраты и нитриты. Методика их определения в сельскохозяйственной продукции

Практическая работа №10

16 занятие Количественное содержание H2O в свежей зелени.

Практическая работа №11

17 занятие: Пищевые добавки.

Пищевые добавки Биологически-активные добавки. Генетически модифицированные источники. Методы определения генетически модифицированных источников.

18 занятие: Итоговое занятие. Защита проектов

Исследования, проводимые на занятиях курса «Химия продуктов питания», получили своё продолжение во время работы при подготовке к научно - практическим конференциям муниципального и регионального уровня. Так стали победителями и призёрами учащиеся с работами « Вкусное средство от жары», « Изучение физико- химических свойств мёда», «Влияние газированных напитков на здоровье человека». Учащиеся приобретают опыт экспериментальной работы, что способствует активизации их познавательной деятельности.

Литература для учителя и учащихся.

1.Аллардайс П. Барретт К. и др. «Все о травах и других полезных растениях» » ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2009

2 Ф.Дж. Ванини «Ваше здоровое сердце» ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2007

3. Ф.Дж. Ванини «Лекарственные препараты и биологически активные добавки» ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2007

4. «Все салаты» ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2006

5..Гроссе Э.,Вайсмантель Х. Химия для любознательных.- Л.: Химия, 2001.

6 «Кулинарный шедевр за 30 минут» ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2003

7. «Как накрыть царский стол не выходя из бюджета» ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2009

8. Леенсон И.А. Занимательная химия. Часть 1.- М.: Дрофа,2002.

9. Леенсон И.А. Занимательная химия, часть 2.- М.: Дрофа,2002.

10. Степин Б.Д. , Л.Ю. Аликберова. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.: Дрофа, - 2002.

11 Харлампович Г.Д. Многоликая химия. М.: Просвещение, 2004

12..Энциклопедический словарь юного химика.- М.:Педагогика,2006.

Перечень цифровых ресурсов и программных средств:

При подготовке и проведении занятия используются информационные и иллюстративные материалы следующих интернет-ресурсов

http:// www.alhimik.ru /

http:// www.en.edu.ru /

http:// www.chemistry.narod.ru /

http:// www.chemexperiment.narod.ru/index.html

Для проведения занятий могут использоваться материалы компакт-дисков:

“Химия: базовый курс. 8-9 класс” (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ); “Химия: виртуальная лаборатория. 8-11 класс” (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ);

Программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel, используются учителем для подготовки материалов к занятиям; используются учащимися при самостоятельной работе и в домашней работе при подготовке презентаций,

творческих работ, защите проектов.

Приложение №1

Инструктивные карточки для поведения некоторых практических работ

.

Практическая работа 1

Определение белка в пищевых продуктах

Опыт 1. Биуретовая реакция.

В пробирку добавить 0,5 мл раствора белка

Добавить 0,5 мл 10% раствора гидроксида натрия

Добавить 6-10 капель 1% раствора сульфата меди (II).

Зафиксировать полученный результат, сделать выводы


 

Опыт 2. Ксантопротеиновая реакция.

В пробирку добавить 1 мл раствора белка.

Добавить 6-10 капель концентрированной азотной кислоты

Осторожно нагреть. Образуется желтый осадок. Для усиления окраски в охлажденный раствор приливают несколько капель концентрированного раствора гидроксида натрия или раствор аммиака. Желтая окраска перейдет в оранжевую и усилит разницу в окраске образцов.

Зафиксировать полученный результат, сделать выводы


 

Опыт 3. Определение серосодержащих белков.

Для выполнения опыта рекомендуется взять яичный белок и желатин, чтобы сравнить содержание серы в них.

В пробирку налить 1 мл раствора белка

Добавить 1мл конц. раствора гидроксида натрия

Нагреть до кипения

Добавить 1-2 капли раствора ацетата свинца.

Зафиксировать полученный результат, сделать выводы


 

Опыт 4. Определение белков по продуктам сгорания.

Для опыта рекомендовано использовать шерстяные, шелковые нитки или кусочки ткани. Аккуратно сжечь данные образцы, обратив внимание на запах и внешний вид продуктов сгоран

Практическая работа №2

Определение углеводов в пищевых продуктах.

Опыт 1. Качественная реакция на крахмал.

В пробирку налить 5 капель раствора крахмала.

До­бавить каплю раствора йода.

Синий раствор нагреть до исчезновения окраски.

Охладить до восстановле­ния синего окрашивания раствора.

Зафиксировать полученный результат, сделать выводы

Опыт 2. Выделение крахмала из картофеля.

Мелко измельчить очищенный клубень картофеля

За­лить его холодной водой, тщательно перемешать. Оставить на некоторое время

Отфильтровать полученный осадок

Проверить с помощью капли йода на наличие крахмала.

Зафиксировать полученный результат, сделать выводы

Опыт 3. Открытие крахмала в муке, яблоках, фасоли, хлебобулочных изделиях и др.

Для открытия крахмала использовать каплю йода. Сравнить результаты при исследовании растворов данных веществ и сухих проб.


 

Практическая работа №3

Определение углеводов в пищевых продуктах.

Опыт 1. Качественная реакция на глюкозу.

В пробирке получить осадок гидроксида меди (II) путем сливания растворов гидроксида натрия и сульфата меди (II).

К полученному осадку добавить 5 капель рас­твора виноградного сока

Добавить каплю концентрированного раствора гидрокси­да натрия.

Нагреть над пламенем спиртовки до образо­вания кирпично-красного осадка.

Зафиксировать полученный результат, сделать выводы.

Опыт 2. Качественная реакция на фруктозу (кондитерские изделия и фрукты).

В пробирку налить 5 капель раствора фруктозы

Добавить реактив Селиванова.

Полученный раствор на­греть на спиртовке до образования ярко-малинового (кроваво-вишневого) окрашивания.

Зафиксировать полученный результат, сделать выводы.

Реактив Селиванова: сухой резорцин (продается в аптеках) смешивают с несколькими каплями концентриро­ванной хлороводородной кислоты.

Практическая работа №4 Определение витамина С в овощах и фруктах

Цель: научить учащихся определять витамина С в фруктах: яблоке (лимоне), овощах: болгарском перце, во фруктовом мороженном; совершенствовать умения пользоваться химическим оборудованием, наблюдать, делать выводы.

Оборудование: химические стаканы, весы, дистиллированная вода, пробирки, мерный цилиндр, стеклянная палочка, крахмальный клейстер, 5% спиртовый раствор йода.

Измельчить на терке исследуемые продукты.

Выжать сок.

Налить в пробирку 2 мл полученного сока и добавить 10 мл воды.

Влить 1 мл крахмального клейстера, перемешать.

Добавить по каплям 5% раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. (Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом, как только йод окислит всю аскорбиновую кислоты, следующая капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет)

Зафиксировать полученный результат, сделать выводы.

Практическая работа №6

Экспериментальное исследование содержимого чайных пакетиков.

а) изучение состава чайных пакетиков.

Марка чая

производитель

Заявленный вес

пакетика

Фактический вес

пакетика

Время заварки

         

б) органолептические показатели.

Марка чая

аромат

вкус

цвет

Вид под микроскопом

         

в) изменение цвета в холодной воде.

Натуральный чай в холодной воде практически не заваривается. Поэтому появление окраски в холодной воде говорит о наличии искусственных красителей.

г) уровень рН.

Заваривать чай в течение 5 минут и измерить значение рН с помощью универсального индикатора.

Марка чая

рН

   
   

д) обнаружение танина

Танин, галлодубильная кислота или просто дубильная кислота находится в различных сортах чернильных орешков и имеет состав C14H10O9. Он представляет аморфный порошок вяжущего вкуса, растворимый в воде, спирте и уксусном эфире, нерастворимый в эфире, бензоле и др.; Танин даёт с хлорным железом в водном растворе чёрно-синий осадок, что применяется как качественная реакция на соли окиси железа

1. К заварке пакетированного чая добавим 40 мл воды, затем несколько капель хлорида железа(III).

Марка чая

эффект

   

Выводы.

Практическая работа №8 Определение качества меда

Исследование по этой теме обширно, поэтому эксперимент проводится по вариантам: каждой группой исследуется только один образец мёда

Анализируемое свойство

Проба№1

Проба№2

Проба №3

Проба №4

Проба №5

Физические свойства:

Цвет

Консистенция

Запах

         

Вывод

         

Механические примеси

         

Вывод

         

Наличие крахмала или муки

         

Вывод

         

Наличие мела

         

Вывод

         

Содержание глюкозы

         

Вывод

         

Содержание фруктозы

         

Вывод

         

Чистота меда

Реакция с

нитратом серебра

         

Вывод

         

Реакция с хлоридом бария

         

Вывод

         

Результат

         

Практическая работа № 9

Изучение подсолнечного масла

Цель: научить учащихся определять качество подсолнечного масла; совершенствовать умения пользоваться химическим оборудованием, наблюдать, делать выводы.

Оборудование: пробирки, мерный цилиндр, стеклянная палочка, различные сорта подсолнечного масла, бромная вода или раствор перманганата калия.


 

В пробирки налить по 1 мл различных сортов подсолнечного масла.

В каждую пробирку добавить по каплям раствор бромной воды (перманганата калия) до тех пор, пока раствор не перестанет обесцвечиваться.

Перемешать.

Зафиксировать полученный результат, сделать выводы.

При хра­нении масла двойные связи подвергаются окислению, полимеризации. Число этих связей изменяется при хранении. Старое загустевшее масло практически не взаимодействует с бромной водой или раствором перманганата калия. Такое масло не рекомендуется употреблять в пищу.


 

Приложение №2

Результаты некоторых исследований учащихся

Таблица №1

Практическая работа

 

Результат исследований

Практическая работа № 1

Определение белка в пищевых продуктах

Биуретовая реакция.


 

Ксантопротеиновая реакция.


 

Практическая работа №3

Определение углеводов в пищевых продуктах.

Качественная реакция на глюкозу.


 

Практическая работа №4 Определение витамина С

 


 

Практическая работа №8 Определение качества меда


 

Определение фруктозы в образцах мёда

Определение примесей в меде.

Реакция с нитратом серебра

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.