Лабораторная работа по биологии «Изучение морфологических особенностей растений» (9 класс)
Лабораторная работа: «Изучение морфологических особенностей растений»
Цели: Углубить усвоение обучающимся понятия морфологического критерия вида; продолжить развивать умение описывать растения.
Оборудование: Живые комнатные растения или гербарные материалы местных видов.
(Виды герани: луговая, лесная, болотная; виды лютика: едкий, золотистый, ползучий; комнатные растения: виды колеуса, традесканции, бегонии, гибискуса. Декоративные растения, засушенные в гербарии: виола, ноготки, астры.)
Инструктивная карточка
Рассмотрите растения, которые вам по морфологическому критерию: высота и тип побега, листорасположение, тип жилкования, формы и размеры листьев, тип корневой системы, соцветие, цветок, плод и прочие органы двух-трёх растений.
Сделать вывод; относятся ли к одному или к разным.
Выявить черты сходства и различия между ними.
Ответить на вопрос: «О чум свидетельствует сходство и различия разных видов одного рода»?
Заполнить таблицу:
Признаки для сравнения |
Объект 1 |
Объект 2 |
Объект 3 |
Высота и тип побега |
|||
Расположение листьев на стебле |
|||
Форма и размеры листьев |
|||
Тип жилкования |
|||
Тип корневой системы |
|||
Соцветие |
|||
Цветок |
|||
Плод |
Методические рекомендации
Вводная беседа о цели и ходе выполнения лабораторной работы, обязательном формулировании вывода на основе проведенной работы.
Выполнение обучающимися этой работы проводится самостоятельно с использованием инструктивной карточки.
Итог лабораторной работы:
Беседа о результатах лабораторной работы, формулирование вывода об особенностях морфологического критерия.
Знание критерия вида имеет огромное значение для понимания эволюционных процессов и для практических применений.