12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андрюнкина Анастасия Константиновна132
Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия № 5" г. Рязани. Являюсь молодым специалистом.
Россия, Рязанская обл., Рязань
Материал размещён в группе «Фрагмент урока»
4

Лексико-фразеологический анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»

Лексико-фразеологический анализ сказки А. С. Пушкина

«Сказка о золотом петушке»

Словарик сказки

Ратный – военный, боевой.

Воевода – военачальник.

Ан – а.

Инда – так, аж.

Скопец – последователь определённой религиозной секты.

Курган – древняя могильная насыпь.

Шелом – шлем.

Латы – доспехи.

Мурава – трава.

Очи – глаза.

Яства – вкусная, царская еда.

Парча – тяжёлая ткань из шёлка с узором.

Сарачинская шапка – чалма, шапка иностранного происхождения.

Жезл – посох, символ власти царя.

Колесница – древний вид транспорта.

Работа над образом царя Дадона

- Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

задиристый

грозный

беспомощный

жадный

злой

глупый

жестокий

своенравный

самодурный

Докажите словами текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело

Наносил обиды смело)

т.е. право определял силой.

В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)

Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)\

В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и сон.)

В чем еще проявилась беспомощность Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге

Обратился к мудрецу.)

Почему вы считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать

Многочисленную рать.)

Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

Докажите злость Дадона.

(Со злости

Инда плакал)

А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою

Я исполню, как мою)

В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет. (Горы золота сулит)

Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)

О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)

Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)

Докажите словами текста

(Или бес в тебя ввернулся?

Или ты с ума рехнулся?

Что ты в голову забрал?

Я, конечно, обещал,

Но всему же есть граница!

И зачем тебе девица?

Полно, знаешь ли, ты, кто я?)

Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?

(Плюнул царь: «Так лих же: нет!

Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!

Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом

По лбу; тот упал ничком,

Да и дух вон.)

Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)

Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)


 

Работа над образом петушка

Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).

Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?

верный

справедливый

Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)

Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;

К колеснице полетел

И царю на темя сел.

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился…и в то же время

С колесницы пал Дадон!)

Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)

Лексико-фразеологические упражнения на материале сказке

Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?

Не рой другому яму – сам туда попадешь.

Правда суда не боится.

По правде и сила.

Пока жареный петух в голову не клюнет…

Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)

- Найдите в тексте устаревшие слова. Зачем автор использовал их?

(очи, колесница, латы, шелом, мурава, курган. Авто использует их, чтобы показать дух эпохи, также для красочности и богатства речи).

- Замените словосочетание лихие гости одним словом.

(враги)

- Составьте синонимический ряд к слову лихие.

(бойкие, злые, энергичные, лютые, резвые, хваткие)

- К какому выражению в тексте подходит такое описание: «Извиняться, просить прощения, просить о примирении кого-либо»?

(послать с поклоном)

- Найдите в тексте слова-синонимы к слову помощь.

(помога, выручка)

- Найдите описание Шамаханской царицы. С чем сравнивает её автор?

(с зарёй)

- Как вы понимаете, что царица сияет, как заря?

(Ослепительно красива и обаятельна)

- Найдите в тексте синонимы к фразеологизму сойти с ума.

(бес в тебя ввернулся, с ума рехнулся)

- Найдите в тексте Перед ним молва бежала. Какую пословицу вы вспомните со словом молва?

(Добрая молва лежит, а плохая бежит)

Работа с тавтологическими устойчивыми выражениями

- Найдите в тексте тавтологические сочетания.

(Жил-был; год, другой; было ль, не было ль; день и ночь; быль и небыль)

-Зачем автор использует их?

(для придания тексту богатства, самобытности)

Стилистическая работа

-Найдите в тексте обороты, характерные сказке.

(В тридевятом царстве, в тридесятом государстве; жил-был; сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок)

- Приготовьтесь к пересказу сказки, используя сказочные «формулы».

Опубликовано в группе «Фрагмент урока»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.