12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
валентина157
Россия, Архангельская обл., ляховская

Окружающий мир

УМК «Начальная школа XXI века»

2 класс

ТЕМА « ЛЕСНАЯ АПТЕКА».

ЦЕЛИ :
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Формирование представлений о понятиях « лекарственное растение», «целебные свойства», « лесная аптека» .
2. Познакомить учащихся с лекарственными растениями леса и их целебными свойствами.
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ:
1. Развитие познавательного интереса.
2. Развитие умения выстраивать коммуникации со взрослыми. Взаимодействие с одноклассниками в группе, умение высказывать аргументировано свою точку зрения, учиться высказывать свою точку зрения, учиться выслушивать чужое мнение.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1. Воспитание бережного отношения к растениям и к окружающей среде;

2. Воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик.
ЗАДАЧИ УРОКА:

Научить распознавать лекарственные растения леса.

Учить понимать различия между ними, анализировать применять свои знания в практической деятельности, внимательно слушать учителя, товарищей участвовать в беседе.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Предметные: знать и правильно употреблять термины и понятия.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: приобретение умения выражать своё позитивное отношение к лекарственным растениям леса.

Коммуникативные : знакомство с позитивными способами взаимодействия с лекарственными растениями леса.

Познавательные: узнавать в процессе наблюдения (по рисункам, загадкам) лекарственные растения леса.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Лесная аптека, лекарственные растения, целебные свойства.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство.

РЕСУРСЫ ОСНОВНЫЕ:

- учебник «окружающий мир 2 класс» 2 ч, Н.Ф. Виноградова,2013 по программе « Школа 21 век»

- рабочая тетрадь «Морянка» 2 класс ( региональный компонент).


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ:

компьютер, экран.

Демонстрационный материал: таблица «Ярусы леса», карточки для демонстрации в лукошко. Презентация «Лесная аптека».

Раздаточный материал: карточки с текстами для самостоятельной работы в группах.

- лукошко.

- иллюстрация земляника для рефлексии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Изучение растений леса: трав, кустарников и деревьев.

ПРИЛОЖЕНИЕ (ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ)

ПОДОРОЖНИК

Я травянистое растение с зелёными широкими листьями с прожилками. Имею тонкий стебель, на конце которого серёжки. Помогаю при кашле, болях в животе , коликах, болезнях печени, отвар применяют для укрепления дёсен. Расту не только возле дороги, но часто так и прошусь всем зверям или людям в попутчики. Мои созревшие семена прилипают, как приклеенные, к шкуре животных, обуви и одежде людей. известно около 250 видов этого растения. Меня можно встретить вдоль дорог, на пустырях или в степях, на лугах и песках, даже на сорных местах. 
Сок из подорожника применяют для лечения желудка и так же для улучшения пищеварения. Дети часто прикладывают лист подорожника к разбитым коленкам и локтям. 
ПОКАЗ СЛАЙДА.

КРАПИВА

Ой, не трогайте меня

Обожгу и без огня – так говорят про меня. Я трава, листья тёмно – зелёные , покрыты множеством жгучих волосков. Применяют при кожных заболеваниях, для укрепления волос, от перхоти, как кровоостанавливающее средство. Ценное пищевое растение. В России весной из молодых листьев и побегов варят зелёные щи. Крапиву любит есть бабочка крапивница.

ПОКАЗ СЛАЙДА.

БЕРЁЗА

Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве. Продолжительность жизни берёзы, по разным данным, — 100—120 лет 150 (300) лет 100—150 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России. Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане. Берёзовый сок укрепляет организм.

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

 
 

Предметные

Метапредметные

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.


 


 

Расставляют карточки по порядку, составляя план действий на уроке.


 


 


 

Отвечают на вопросы учителя.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- учащиеся отвечают на вопросы из презентации.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Прозвенел, друзья, звонок!

Начинается урок.

И, чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Кто из вас любит уроки окружающего мира? Почему?

Что мы делаем на уроках окружающего мира?

Составьте план нашей работы сегодня.

- Ребята,сегодня к нам пожаловали гости – педагоги из других школ.

«Здравствуйте!» - мы скажем педагогам.

«Здравствуйте!» - услышим мы в ответ.

- Встречаясь, мы друг с другом здороваемся, т.е. желаем друг другу здоровья, причём крепкого здоровья.

- А как, ребята, сохранить и укрепить здоровье?

- Что вам даёт мама, если заболели?

- А можно обойтись без лекарств? когда мы заболеем, на помощь приходит сама природа.

- А какие это будут растения?

- Что вы знаете о лекарственных растениях? Почему их называют лекарственные?

А где можно найти лекарственные растения?

-А как вы думаете. О чём мы сегодня с вами будем беседовать на уроке? Цель нашего урока?

- куда мы сегодня совершим прогулку? Отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт.

Дом резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

Дом – богатырь богат,

Угощает всех ребят.

Это дом не простой,

Он дремучий и густой.(Лес) СЛАЙД

- Верно, мы в лес за наукой сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём.

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так радостно дышать.

Есть в травах и цветах целительная сила.

Для всех умеющих их тайну разгадать. СЛАЙД

О каких растениях сказано? О какой тайне говорится в этом стихотворении?

А вы хотите какие – то тайны разгадать сегодня?

Самопроверка готовности к учебной деятельности. (наличие учебников и ученических принадлежностей)


 


 

Повторение правил укрепления и сохранения здоровья.


 

Знакомство с новыми понятиями –лекарственные растения, целительные свойства.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).


 


 

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).


 

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).


 


 


 

Формирование учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу.

II. «Открытие» нового знания детьми.

Цели:

- реализовать план;

- зафиксировать новое знание в речи ;

- организовать устранение затруднения;


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

физкультминутка


 


 


 


 

III. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель:

- организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи.


 


 

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Под руководством учителя и с помощью отвечают на вопросы и отгадывают загадки, получая новые знания.


 


 


 


 


 


 


 


 

Кладут в лукошко растения и находят среди других растений леса.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Формулирование вывода.


 


 


 


 

Участие в физкультминутке.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выполняют задание в тетрадях.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.


 

Подводят итог урока.


 


 


 

Показывает растения в презентации, читает загадки


 

Организует реализацию построенного плана.

Организует подводящий диалог.


 

Беседа по содержанию изучаемого материала.


 


 


 

Анализ существенных характеристик каждого растения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Подведение к выводу.


 


 


 

Проведение физкультминутки


 

Организует усвоение учениками материала с проговариванием во внешней речи через игру.


 


 


 


 

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует проверку

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Я продолжаю вам загадывать загадки, а вы отгадывайте и рассказывайте, какая целительная сила есть у этого растения.

СЛАЙДЫ

Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква) (лечит кашель, простуду, укрепляет дёсна)

Положим в лукошко.

Осторожнее с кустом,
С тем, что с пильчатым листом,
Нежно-розовым цветет,
Но обидчиком слывет.

Не смотри, что так он дивен,
Он обычно агрессивен,
Вмиг колючий нрав покажет,
Правоту свою докажет.
 

Он красивой розе брат,
Если ты не виноват,
Все равно имей в виду,
Может уколоть в лесу. (Шиповник)

(укрепляет организм, очищает кровь, при простуде помогает)

Положим в лукошко.

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая,

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто- то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

Мы её все собирали

В кузовок, в лукошко

Только рты с чего- то стали

Чёрные немножко. .(черника)

Положим в лукошко.

Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот,

На кочке он без ножки,

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу седоватый,

Повыше- зеленей,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей! (мох)

Положим в лукошко.

5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. Если я не на опушке, ветки только на макушке.(Сосна)

( при простуде, укрепление дёсен, от боли в горле, кожные заболевания…)

Положим в лукошко.

Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)

(от бородавок,веснушек,мозолей)

Положим в лукошко.

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (ландыш) (сердце)

Положим в лукошко.

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (морошка) ( от простуды, диареи, раны заживляет, лечит чесотку).

Положим в лукошко.

II.А теперь вы сами друг другу будете загадывать загадки. Работаем в паре. Каждой паре дана будет информация - её много. Но ваша задача- составить загадку и найти целебные свойства этого растения.

Рассмотрите таблицу в учебнике.

- как бы вы назвали таблицу? Почему?

- что вы можете добавить к нашему разговору?

Брусника и липа – лекарственные растения. Положим в лукошко.

ПОКАЗ СЛАЙДОВ.

- Молодцы, ребята. Мы сходили с вами в лес за растениями.  Вот сколько насобирали разных лекарств. Как можно назвать лес? (аптека) какая? (Лесная)значит мы с вами ходили в лесную аптеку!!

Физминутка ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.

Звучит название растения, если дерево – руки вверх, кустарник – руки вперёд, трава – присед.

Людей, которые собирают растения называют ТРАВНИК.

.

Игра «аптека » роли: 1 группа - фармацевт и 2 группа - больные.

Больные называют что у них болит, а фармацевты говорят, чем это можно вылечить. Потом поменяемся ролями.

Например: у меня бородавки – чистотел

У меня перхоть – крапива и т.д.

Работа в тетради «Морянка» стр 21. Задание

« Собери лесную аптечку»

Ситуация

Название растения

Какое растение можно приложить к разбитому колену?

Подорожник

мох

Настоем какого растения надо полоскать больное горло?

Липа, почки сосны

Листья берёзы

Какая лесная ягода поможет при простуде?

Клюква

брусника

Настой какого растения избавит от кашля?

Подорожник, сосна, клюква, крапива

Какие растения помогут укрепить здоровье?

Шиповник

Берёза, сосна


 

Знакомство с лекарственными растениями леса и их целительными свойствами.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Уметь анализировать по намеченному плану.


 


 


 

Уметь выделять из текста,таблицы главное и существенное.


 


 


 


 


 


 


 

Знакомство с правилами сбора трав.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).


 


 


 


 


 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Уметь точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).


 


 


 


 


 

Создание ситуации успеха.

Закрепление нового способа действий.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке подведение итогов.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку .

оценки за урок

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.

Проводят самооценку результатов своей деятельности.

Называет этап.

Организует фиксирование нового содержания.


 

Организует рефлексию.

- Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке? 
- Что мы хотели узнать? Какая была цель нашего урока? Нужен был сегодня нам такой разговор?

СЛАЙД

Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Нужно только научиться,

Это в жизни пригодится-
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведь из трав лесного царства,
Люди делают лекарства.

Нам пора уже прощаться,

Каждый должен постараться

Подвести сейчас итог-

Что я сделал за урок?

Вот подсказка со словами,

Об итогах скажем сами.Оцените свою работу . Ребята, если вам понравился урок, наклейте на землянику красные спелые ягоды. А кто недоволен уроком – зелёные недозревшие ягоды.


 


 


 

Уметь рефлексировать.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 


 


 


 


 


 


 


 


 

1. Составить список лекарственных растений леса.2. Сделать рисунок растения, подписать и написать его целебные свойства.

Можно и того растения, про которое не говорили, если оно тоже лекарственное.

Урок окончен!!


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.