12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Наталья Александровна844
Люблю все виды рукоделия, летнюю рыбалку, путешествия
Россия, Ханты-Мансийский АО, п.Верхнеказымский
Материал размещён в группе «Вопросы внедрения ФГОС»

Технологическая карта урока

ФИО педагога: Волкова Наталья Александровна

Предмет: Технология

Класс: 6

Тип урока: комбинированный

Тема урока

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины.

Цель урока

Расширить представление учащихся о лесной и деревообрабатывающей промышленности, о способах заготовки древесины.

Задачи

Образовательные: ознакомить учащихся со структурой лесной и деревообрабатывающей промышленности, способами заготовки древесины. Научить определять объем заготовленной древесины.

Развивающие: развивать кругозор, мыслительные способности, умение анализировать и сопоставлять,

Воспитательные: воспитание трудовой дисциплины, привитие культуры труда, воспитание бережного отношения к дереву и древесине.

УУД

Личностные УУД:

самоопределение;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

стимулирование способности иметь собственное мнение;

проявление познавательных интересов и активности;

организация рабочего места;

уверенность во взаимоотношениях со сверстниками;

самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Регулятивные УУД:

осознание учебной задачи;

постановка целей;

выбор рационального и оптимального пути их достижения;

планирование, прогнозирование;

мотивация учебной деятельности;

развитие самостоятельности в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение полно и развернуто излагать свои мысли;

умение задавать и отвечать на вопросы;

умение слышать собеседника и вставать на его точку зрения;

умение отстаивать свою позицию;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные УУД:

исследование практических ситуаций;

осмысление учебного материала, выделение главного;

самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности;

рефлексивный анализ учебной деятельности.

Планируемый результат

Предметные:

Знать: процесс заготовки и обработки древесины.

Уметь: определять объем заготовленной древесины.

Личностные:

Планирование профессиональной карьеры.

Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

Проявление познавательного интереса.

Метапредметные:

Использование дополнительной информации из различных источников –эциклопедии, словари, интернет-ресурсы.

Планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

Основные термины и понятия

Лесная и деревообрабатывающая промышленность, лесхозы, лесничества, лесничий, лесник, рамщик, станочник, плотник, спелость древесины, таксатор, вальщик леса, хлыст, трелевка, раскряжевка, бревно, комель, вершина, кряж, чурак, штабель, лесоматериал.

Межпредметные связи

Математика, русский язык, биология, информатика.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, метр, рулетка, мерная вилка, коллекция образцов пиломатериалов.

Дидактические материалы

Учебник ''Технология» 6 класс автор В.Д. Симоненко; презентация, рабочая тетрадь по технологии; технологическая документация, карточки с заданиями.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии

Информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие.

Методы обучения

Словесный (беседа, рассказ, объяснение), практическая работа.

Профориентация

Сообщение о профессии плотник, лесничий, вальщик леса. Уважение к людям труда.


 

ХОД УРОКА

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов.

Планируемы результаты

УУД

I этап - мотивационно-целевой (10 минут)

1.Организационный момент

Цель этапа: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

-Приветствует учеников;

проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность;

-создает эмоциональный настрой на работу на уроке;

- проверяет явку учащихся.

-Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку;

-настраиваются на предстоящую работу в классе;

-определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Подготовить учебные принадлежности к уроку (дневник, учебник, тетрадь, линейка , ручка, простой карандаш).

Личностные:

умение слушать, концентрировать внимание, организовать рабочее место, эмоциональный положительный настрой на урок, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

2.Актуализация опорных знаний

Цель этапа:

организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания

- выявляет знания учащихся по данной теме и готовность к восприятию нового материала и его практическому применению;

-объясняет задание- дидактическая игра.

- работают в парах, выполняют задание.

-отвечают на вопросы учителя.

Работа в парах.

Игра «Лабиринт»

(Приложение 1)

Назовите слова, которые вы составили, объясните значение слов. Определите тему урока.

Личностные: самоопределение, проявление познавательных интересов и активности.

Регулятивные: мотивация учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 
 
         

II этап – целеполагание (3 минуты)

1.Формулирование темы урока, постановка цели

Цель:

сформулировать и согласовать цели урока,

организовать уточнение и согласование темы урока.

- Создает условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока) учащимися поставленных целей урока;

-формулирует цель урока, знакомит с планом урока;

- уточняет понимание;

- Выдвигают варианты формулировок цели урока;

- формулируют тему и цель урока;

- определяют, какие знания и умения необходимы для работы;

- записывают тему урока в тетрадь.

Тема:

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины.

Цель:

Знать: процесс заготовки и обработки древесины.

Уметь: определять объем заготовленной древесины.

План урока. (слайд)

Регулятивные: постановка целей осознание учебной задачи; выбор рационального и оптимального пути их достижения; развитие самостоятельности в учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

III этап - основной этап со средствами ИКТ (27 минут)

1.Изучение нового материала

Цель:

организовать подводящий или побуждающий диалог по объяснению нового материала.

-объясняет новый материал с опорой на личные знания учащихся и показ мультимедийной презентации;

-организует самостоятельную работу по поиску ответов на вопросы ;

-организует самостоятельную работу с учебником, в парах, групповую работу учащихся;

 

-Слушают объяснение учителя;

-отвечают на поставленные вопросы;

-выступают с сообщениями, показ мультимедийной презентации;

- работают с учебником – заполняют в тетради таблицу;

- работают в группах, в парах;

-работают с раздаточным материалом.

 

1.Объяснение учителя по теме урока сопровождается показом мультимедийной презентации.

 

2.Сообщения учащихся сопровождаются показом презентации «Использовании древесины в быту», «Значении леса в жизни человека»

3.Работа по учебнику.

Прочитайте §1, стр.8-12, прочитать.

Ответить на вопросы устно:

-Назвать виды обработки древесины.

-Назвать виды продукции из древесины.

-Назвать профессии рабочих деревообрабатывающей и лесной промышленности.

Определение объема древесины.

Записать в тетрадь формулу вычисления объема древесины.

4.Игра «Ромашка» - объяснить значение терминов

(приложение 2)

5.Работа в тетради.

Рассмотрите рисунок 2 стр.11 и по карточкам составьте схему распиловки хлыстов

(приложение 3)

Проверка выполненной работы (слайд)

6.Итог.

-Чем занимается лесная промышленность?

- Какие изделия из древесины вы знаете?

Личностные :

самоопределение, проявление познавательных интересов и активности.

Регулятивные : мотивация учебной деятельности; развитие самостоятельности в учебной деятельности.

Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного.

Физкультминутка

(3 минуты)

-Организуетет проведение физкультминутки;

- создает условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания.

-Выполняют физкультминутку;

- выполняют комплекс упражнений для глаз.

Физкультминутку выполняют под музыкальное сопровождение.

 
 

2. Закрепление изученного материала.

Цель:

Проверка усвоения учащимися нового материла.

-Формулирует задание по закреплению изученного материала;

-организует самостоятельную работу по карточкам;

- контролирует выполнение работы;

-организует взаимопроверку;

 

- выполняют задание;

- выполняют КОЗ;

- выполняют задание в тетради;

- использует приобретенные знания для

- Выполняют задание и обмениваются карточками для взаимопроверки;

- отвечают на вопросы учителя.

Работа по карточкам: дописать слова в текст по теме урока.

(приложение 4)

Работу выполняет каждый ученик индивидуально.

Взаимопроверка.

Итог.

Личностные : осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению,применение на практике и последующее повторение нового материал,формирование умения высказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции,

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного.

 
 

IVэтап – практическая часть ( минут)

1.Практическая работа «Определение размеров и объема лесоматериала»

Цель: проверить умения работать по алгоритму,

организовать самопроверку работы, по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

- организует практическую работу учащихся;

-проводит инструктаж;

- контролирует выполнение работы;

- организует проверку практической работы. проверку .

- слушают инструктаж по выполнению работы;

-применяют на практике полученные знания;

--планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-работают в группах;

-выполняют практическую работу;

-выступают с сообщениями.

1.Практическая работа «Определение размеров и объема лесоматериала» (стр.13)

Вводный инструктаж учителя:

сообщение темы, цели и задачи работы

обсуждение порядка её выполнения

сообщение оценивания этой работы.

Деление учащихся на группы (по 4 человека), повторить «Правила работы в группе» (приложение )

Инструктаж по ТБ.

В ходе выполнения практической работы осуществляется контроль:

-за соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены;

-за организацией рабочего места;

-за соблюдением последовательности технологических операций;

-за выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями;

-за трудовой дисциплиной.

Текущий инструктаж:

контроль правильности выполнения работы ( по мере необходимости проведение индивидуальных инструктажей)

Заключительный инструктаж:

Проверка выполнения практической работы.

2.Сообщения учащихся с сопрвождением мультимедийной презентации о профессиях - плотник, лесничий, вальщик леса.

3.Итог.

-Почему важно вести учет древесины?

-Как пригодится вам в жизни материал изученный на уроке?

Личностные :

самоопределение, проявление познавательных интересов и активности.

Регулятивные : мотивация учебной деятельности; развитие самостоятельности в учебной деятельности,самоконтроль.

Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного.

 

Vэтап – рефлексивно-оценочный этап (10минут)

1.Итог урока

Цель: установить соответствие между поставленной целью и результатом урока.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Подводит итог урока, выставляет и комментирует оценки за урок.

Подводят итог урока, рефлексию учебной деятельности;

-проводят анализ достижения цели урока.

1.Ответить на вопросы:

-Для чего проводят инвентаризацию леса?

-Когда проводят таксацию леса?

2.Оценки практической работы учащихся с учетом работы на уроке.

Познавательные: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности;

рефлексивный анализ учебной деятельности.

Коммуникативные: завершение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

умение слышать собеседника и вставать на его точку зрения;

умение отстаивать свою позицию.

2.Рефлексия

Цель:

Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

-Организует рефлексию и самооценку учащихся.

-Подводят итог урока, рефлексию учебной деятельности, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

В конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: рефлексивный анализ учебной деятельности.

Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли;

умение отстаивать свою позицию.

3.Домашнее задание

Цель этапа: Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания, включить новый способ действий в систему знаний.

-Инструктаж по выполнению домашнего задания;

-задание учащимся на подготовку к следующему уроку­;

-сообщение темы следующего урока.

-Записывает домашнее задание в дневник.

Домашнее задание: знать основные понятия по теме урока.

 


 


 

Приложение 1

Игра «Лабиринт»

Найти и вычеркнуть слова в лабиринте, слова расположены по вертикальной и горизонтальной линии.

 

л

к

р

я

ж

о

б

е

а

и

р

о

н

э

с

х

о

з

л

в

ю

л

е

д

е

д

е

х

й

с

щ

р

б

р

л

ы

н

ъ

е

в

о

ы

к

и

к

п

ь

т

с

ОТВЕТЫ

 




 


 


 

 

л

к

р

я

ж

о

б

е

а

и

р

о

н

э

с

х

о

з

л

в

ю

л

е

д

е

д

е

х

й

с

щ

р

б

р

л

ы

н

ъ

е

в

о

ы

к

и

к

п

ь

т

с

ЗАДАНИЕ


 

Приложение 2

Игра «Ромашка» - объяснить значение терминов, объяснение слов найти в словаре и учебнике технологии.

На лепестках ромашки написаны термины, учащиеся берут по одному лепестку.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность, лесхоз, лесничество, лесничий, лесник, рамщик, станочник, плотник, спелость древесины, таксатор, вальщик леса, хлыст, трелевка, раскряжевка, бревно, комель, вершина, кряж, чурак, штабель, лесоматериал.

Приложение 3

Составить схему распиловки хлыстов

 

Распиловка хлыста


Лесоматериалы



 


 

 

Ответы (распиловка хлыста – лесоматериалы – хлыст, бревно, кряж, чураки)


 

Приложение 4

Карточки по теме «Лесная и деревообрабатывающая промышленность»

Задание для учащихся: дописать пропущенные слова.

1.Лесничества занимаются ________ и __________ леса.

6. Спиливают деревья _______ леса бензомоторными и электрическими _________.

2.В лесхозах работают специалисты и рабочие разных профессий: ________ лесоповалочных и лесопосадочных машин, __________ лесопогрузчиков и лесовозов, ___________ леса.

7. Инструменты для измерения лесоматериалов: ______ ______, мерная _______, мерная ______.

3.Спелость древесины определяют специалисты ______ хозяйства – ___________.

8. Хранят древесину в __________ в уложенном виде.

4.Деревообрабатывающая промышленность производит ________, _________, различные изделия из ___________.

9. Все материалы из древесины назывют _______________.

5.Виды обработки древесины: __________, __________, __________.

 


 

Карточка для проверки

1.Лесничества занимаются охраной и выращиванием леса.

6. Спиливают деревья вальщики леса бензомоторными и электрическими пилами.

2.В лесхозах работают специалисты и рабочие разных профессий: машинисты лесоповалочных и лесопосадочных машин, водители лесопогрузчиков и лесовозов, вальщики леса.

7. Инструменты для измерения лесоматериалов: мерная вилка, мерная скоба, мерная рейка.

3. Спелость древесины определяют специалисты лесного хозяйства – таксаторы.

8. Хранят древесину в штабелях в уложенном виде.

4.Деревообрабатывающая промышленность производит пиломатериалы, плиты, различные изделия из древесины.

9. Все материалы из древесины называют лесоматериалами.

5.Виды обработки древесины: термическая, химическая, механическая.

 
Опубликовано в группе «Вопросы внедрения ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.