Программа дополнительного образования на тему «Летняя школа будущего первоклассника»
«Летняя школа будущего первоклассника»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предшкольной подготовки детей 6,5 – 7 лет в условиях летней оздоровительной площадки.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 6,5 – 7 лет
Срок реализации программы: 20 дней (период функционирования летней оздоровительной площадки).
Составитель: Якунина Елена Николаевна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Гимназия №7» Арсеньевского городского округа Приморского края
Пояснительная записка
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Рабочая программа «Летняя школа будущего первоклассника» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и с учётом рекомендаций Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе и к дошкольному образованию. Организация адаптивной образовательной среды, создающей условия для преемственности дошкольного и начального образования является одной из важнейших задач школы.
Актуальность данного вопроса продиктована повышенным интересом педагогов, психологов, физиологов, родительской общественности к уровню подготовки старших дошкольников к обучению в школе, к овладению ими учебной деятельностью. Главным условием успешного обучения ребёнка в начальной школе является сформированность у него физической и психологической готовности к систематическому обучению. Высокий уровень предшкольной подготовки будущих первоклассников обеспечивает снижение их тревожности при поступлении в школу, позволяет снизить фактор усталости от освоения нового вида деятельности, способствует более успешному овладению программным материалом. Дети, хорошо подготовленные к школе, не испытывают нервного и физического истощения, быстро привыкают к новым условиям. Процесс адаптации к школьному обучению у таких ребят минимизируется, и это позволяет педагогу добиваться высоких качественных показателей в дальнейшем обучении первоклассников.
Задачу организации адаптивной образовательной среды, обеспечивающей преемственность при переходе от дошкольного к начальному образованию, позволяет решить создание при образовательных учреждениях в летний оздоровительный период «Летней школы будущего первоклассника» как одной из вариативных организационных форм дошкольного образования.
Данная форма организации деятельности старших дошкольников призвана дать ребятам необходимую разнообразную развивающую практику и равный старт в преддверии школы и полностью отвечает запросам родителей в подготовке их детей непосредственно перед поступлением в первый класс.
Кроме того, функционирование «Летней школы будущего первоклассника» в период летней оздоровительной компании позволяет сочетать занятия, направленные на подготовку к школе с развлекательными и спортивными мероприятиями, что способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребят.
Программа «Летней школы будущего первоклассника» направлена на достижение следующих целей:
- создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических, духовных задатков детей, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех качеств, способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе;
Данные цели определяются следующими задачами:
- обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу;
- помочь родителям квалифицированно подготовить ребёнка к школе;
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
- сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
- закладывать основы доброжелательного отношения со сверстниками, вырабатывать навыки общения с разными партнёрами;
- формировать интеллектуальную готовность к школе, которая включает в себя овладение средствами познавательной деятельности, мыслительную активность ребёнка (развитие речи, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, развитие мелкой моторики, конструирование);
- содействовать формированию волевой готовности, т. е. способности подчиняться правилам и требованиям школы, взрослых, умению управлять своим поведением, умственной деятельностью;
- способствовать развитию познавательно – исследовательской деятельности (экспериментирование с реальными и символическими объектами);
- совершенствовать навыки практически – бытовой деятельности, связанной с навыками самообслуживания;
- содействовать личностной, социально – психологической, эмоциональной готовности к школе.
Принципы организации образовательного процесса в «Летней школе будущего первоклассника»:
- принцип комфортности обеспечивает физическую и психологическую безопасность в рамках данной программы, нормальное психофизиологическое состояние детей, возрастное соответствие предлагаемых занятий возможностям детей;
- принцип построения образовательного процесса на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
- принцип комплексного воздействия на эмоциональную, поведенческую, познавательную сферу детей;
- принцип непрерывности обеспечивает преемственные связи между ступенями обучения;
- принцип активной деятельности обеспечивает всестороннее развитие детей (новый материал даётся детям не в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельной мыслительной деятельности, входит в жизнь детей как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира);
- принцип уровневой дифференциации дошкольной подготовки, обеспечивающий индивидуальный путь развития каждого ребёнка;
- принцип конфиденциальности результатов данной программы, адресность информации о ребёнке родителям, недопустимость медицинских диагнозов, акцент на рекомендациях.
Планируемые результаты:
В результате занятий по программе «Летняя школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы), давать оценку своим поступкам и поступкам других людей, выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки), классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта; учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других людей, учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме, строить понятные для партнера высказывания;;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им, учиться выполнять различные роли при совместной работе;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- определять количество слов в предложении, конструировать словосочетания и предложения;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву, различать гласные и согласные звуки;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- правильно держать ручку и карандаш, аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру, рисовать узор из мелких деталей и элементов букв;
Формирование элементарных математических представлений:
- объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части, устанавливать связи и отношения между целым множеством и отдельными его частями ;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10, соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Формирование представлений об окружающем мире:
- уметь различать объекты живой и неживой природы и рукотворные объекты;
- иметь представление о Солнце как о звезде, о Земле как о планете, о Луне как о спутнике Земли;
- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
- перечислять в правильной последовательности времена года, называть основные признаки времен года, определять и называть время суток;
- иметь представление о профессиях, их предназначении;
- уметь перечислять виды транспорта, знать правила дорожного движения и другие правила безопасности жизнедеятельности.
Программа «Летней школы будущего первоклассника» реализуется в условиях летней оздоровительной площадки с детьми 6,5 – 7 лет. Срок реализации программы – 20 дней. Занятия в «Летней школе будущего первоклассника» проводятся ежедневно в соответствии с работой летнего оздоровительного лагеря. Организуются по 3 занятия в день продолжительностью 30 мин. с перерывом между занятиями в 10 минут.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
- группы формируются из детей 6,5 -7-летнего возраста;
- наполняемость групп от 16 до 20 человек;
- форма проведения занятий – игровая, двигательная;
- начало и окончание курса занятий совпадает с работой летнего оздоровительного лагеря;
- режим занятий: 5 раз в неделю – 3 занятия по 30 минут с перерывами на отдых 10-15 минут;
- график занятий: понедельник – пятница с 10-00 до 12-05.
Ведущий метод работы с детьми – игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Формы организации работы: развивающие занятия по программе, игровые и тренинговые занятия, творческие мастерские в рамках программы. Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
Раздел «Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и письму» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.
Раздел «Формирование элементарных математических представлений» имеет в основе принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками. На занятиях курса будущие первоклассники в игровой форме изучают цифры и знаки, изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве,
Раздел «Ознакомление с окружающим миром» нацелен на накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, развитие наблюдательности, воспитание бережного отношения к окружающей природе, что определяет содержание курса и характер деятельности детей на занятиях. Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Раздел «Психологические игры и тренинги» направлен на снятие эмоционального напряжения перед поступлением в школу; развитие слухового и зрительного восприятия, целенаправленного внимания и наблюдательности, совершенствование коммуникативных навыков.
Эффективность образовательного процесса в «Школе будущего первоклассника» определяется подбором и сочетанием разных видов деятельности и форм их организации.
Формы организации работы: развивающие занятия по программе, игровые и тренинговые занятия, творческие мастерские в рамках программы.
Контроль за реализацией программы осуществляется путём тестирования будущих первоклассников, выполнения ими творческих и практических работ, анкетированием родительской среды.
Содержание программы
20 дней, 60 занятий (15 занятий в неделю) - 30 часов.
1. Развитие речи и фонематического слуха. Подготовка к обучению грамоте - 3 занятия в неделю, всего 12 занятий.
2. Подготовка руки к письму букв – 4 занятия в неделю, всего 16 занятий.
3. Формирование элементарных математических представлений – 4 занятия в неделю, всего 16 занятий.
3. Ребёнок и окружающий мир – 2 занятия в неделю, всего 8 занятий.
4. Психологические тренинги и игры – 2 занятия в неделю, всего 8 занятий.
Программа предусматривает оптимальное количество занятий в неделю в условиях летней оздоровительной площадки. Программа не включает занятия музыкой, изобразительным искусством и ручным творчеством, т.к. эти занятия предусмотрены программой летней оздоровительной площадки. Занятия могут и должны сочетаться с активным оздоровительным отдыхом детей.
Таблица 1. Тематическое планирование занятий « Развитие речи и фонематического слуха. Подготовка к обучению грамоте»
№ |
Тема занятия |
1-2 |
Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Речь устная и письменная. Развитие связной речи. Рассказ по картинке. |
3 |
Предложение. Развитие связной речи. Текст. Описание картинки. Обобщение, его формы (словесные и несловесные). |
4 |
Слово. Деление слов на слоги. Развитие связной речи. |
6 |
Звуки речи. Гласные звуки. Развитие связной речи. |
7 |
Согласные звуки. Условные знаки и обозначения. |
8 -10 |
Гласные и согласные звуки. Развитие связной речи. Слова, похожие по смыслу Противоположные по значению слова. Многозначные слова. |
11 |
В мире слов. Страна «Алфавит». Составление схем слов и предложений. |
12 |
Закрепление и обобщение. Составление схем слов и предложений.. Развитие связной речи. Рассказ «Мой любимый город». |
Таблица 2. Тематическое планирование занятий «Подготовка руки к письму букв»
№ |
Тема занятия |
1 |
Правила посадки при письме. Раскрашивание пространства около контура. Сравнение и сопоставление формы предметов. |
2-5 |
Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. |
6 |
Контур предмета и раскрашивание его внутри. |
7 |
Линии, образующие внутренний контур предметов. |
8 - 11 |
Работа в рабочей строке. Понятие о рабочей и дополнительной строке. Письмо элементов букв на рабочей строке |
12 -14 |
Письмо элементов букв, выходящих за рабочую строку (петли, крючки, наклонные линии). |
15-16 |
Письмо изученных элементов букв |
Таблица 3 . Тематическое планирование занятий «Формирование элементарных математических представлений»
№ |
Тема занятия |
1-3 |
Ориентация на плоскости: слева, справа. Уточнение пространственных представлений. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше; по росту: высокий – низкий, выше – ниже; по количеству: больше, меньше, столько же; по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее. Сравнение событий по времени: позже, раньше. |
4 |
Геометрические фигуры. Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник. Прямоугольник, квадрат. |
5 |
Число и цифра 1. Понятия «один – много». |
6 |
Число и цифра 2. Понятие «пара». Действие «сложение». Конкретный смысл действия сложения. Знак « +». |
7 |
Число и цифра 3. Действие «вычитание». Конкретный смысл действия вычитания. Знак действия вычитания «-». |
8 |
Число и цифра 4. Соответствие между числом предметов и цифрой. Понятия: «больше», «меньше», «равно». Знаки сравнения. |
9 |
Число и цифра 5. Объединение предметов в множества по определённым свойствам. |
10 |
Число и цифра 6. Классификация фигур по цвету, форме, величине. |
11 |
Число и цифра 7. Объединение и классификация предметов. |
12 |
Число и цифра 8. Работа при помощи линейки, чертёж отрезков. |
13. |
Число и цифра 9. Объединение и классификация предметов. |
14 |
Число и цифра 0. |
15-16 |
Число 10. Особенности записи числа 10. Закрепление изученного |
Таблица 4. Тематическое планирование занятий
«Ознакомление с окружающим миром»
№ |
Тема занятия |
1-2 |
Мир, который нас окружает. Что такое природа. Живая и неживая природа. |
3 |
Земля, Солнце, Луна. Год. Месяц. Неделя. Утро. День. Вечер. |
4 |
Мир, который нас окружает. Город и деревня |
5 |
Мир, который нас окружает. Транспорт. Правила дорожного движения |
6 |
Мир, который нас окружает. Профессии. |
7-8 |
Разнообразие растений. Разнообразие животных. Красная книга. |
Реализация программы «Летняя школа первоклассника» будет содействовать формированию «внутренняя позиции школьника», когда происходят качественные изменения в психической сфере ребёнка: от позиции дошкольника «я хочу» ребёнок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться». А проведение занятий в период работы летней оздоровительной площадки поможет сделать их непринуждёнными и радостными для будущих первоклассников.
Список информационных источников
Интернет, ресурсы:
1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2023/06/30/rabochaya-programma "Школа будущего первоклассника" - программа предшкольной подготовки. Л.М. Зайдулина.
2. https://vk.com/doc331892717_665844055?hash=wLX65Ej23i1oqwqx115FvRgQyJUqiDOlkdxJzvX4CA0 "Школа будущего первоклассника"
3. https://ddut.yuzhno-sakh.ru/wp-content/uploads/2023/06/ШБП.pdf "Школа будущих первоклассников"
Справочная литература:
1. Н. А. Федосова «Преемственность. Подготовка детей к школе» - М.: Просвещение
2. Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». ОЛИСС и «ЭКСМО», Москва, 2011г.
3. «Тетради с заданиями для развития детей»: а) «Готовимся к письму» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2011г. б) «Окружающий мир» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2011г. в) «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2011г.
4 а) Гаврина С.Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО "Академия развития". - 2007 г. б) Гаврина С.Е. Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО "Академия развития". - 2007 г.,в) Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО "Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
5.К.В. Шевелёв «Прописи по математике», «Рабочая тетрадь для дошкольников». Издательство ЮВЕНТА, 2011
6. Официальный сайт ЦРТ «Мега-Талант». Губернатор И.В.Школа АБВГДейка. Цикл развивающих занятий школы будущего первоклассника. 7. Ермакова И.С. Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника» 8 Стец. В.С. Рабочая программа. Школа будущего первоклассника 9. Гефнер Т.Г. Программа "Школа будущего первоклассника"