Статья «Личностно-ориентированный подход к обучению как фактор речевого развития учащихся»
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ КАК ФАКТОР РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
В статье проанализирована сущность личностно-ориентированного подхода в обучении и рассмотрена его реализация в процессе речевого развития учащихся на уроках русского языка. Автор доказывает, что, реализуя личностно-ориентированный подход, учитель русского языка должен создать на уроке благоприятную для каждого ученика атмосферу (и психологическую, и речевую), подобрать дидактический и практический материал так, чтобы он не дублировал учебник, был интересным для школьников, стимулировал их речевую активность, поощрять поиски новых самостоятельных, оригинальных решений.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход в обучении; речевое развитие; ученики; урок русского языка.
В современной лингводидактике достаточно активно используется термин «языковое образование». Цель такого образования не только воспитание языковой личности, свободно владеющей государственным языком, но и необходимое средство формирования его сознания, умение быть психологически зрелым, социально мобильным и успешным в профессиональной деятельности.
Сформировать такую личность можно при условии совершенствования образовательного процесса, путем повышения уровня обучения языку, решения актуальных учебно-методических проблем, комплексной реализации подходов к обучению.
В современных научных исследованиях количество подходов исчисляется десятками (системно-деятельностный, исследовательский, компетентностный, лингвистический, личностно-ориентированный, проблемный, системный, функциональный и др.), однако согласно Республиканскому образовательному стандарту среднего общего образования приоритетными (ключевыми) считаются системно-деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностно-ориентированный.
Считаем, что нецелесообразно концентрировать внимание на одном из названных подходов, поскольку они взаимодополняемые, однако в пределах предлагаемой статьи попробуем выяснить роль личностно-oриентирoваннoгo подхода к обучению и рассмотреть его реализацию в процессе языкового развития учеников на уроках русского языка.
Проблему подходов нельзя назвать малоисследованной. Личностно-ориентированному обучению посвящены исследования В.М. Викулиной, Е.В.Бондаревской, Э.А. Голубевой, Г.Ф. Кумариной, А.А. Кирсанова, Е.С.Рабунского, Н.С. Славиной, Н.Э. Унт, Л.М. Фридмана, В.Д. Шадрикова, И.С.Якиманской и др.
Цель статьи – выяснить сущность личностно-ориентированного подхода в обучении; определить потенциальные возможности личностно-ориентированного подхода для языкового развития школьников на уроках русского языка.
Главной целью личностно-ориентированного обучения является направленность учебно-воспитательного процесса на взаимодействие и плодотворное развитие личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в обучении [2, с.1].
Сущность личностно-ориентированного подхода заключается в осознании педагогом многогранного сложного мира психических и социальных качеств воспитанников; другими словами – это осознание человека как системы.
Личностно-ориентированный подход в обучении не должен быть конечной целью, достижение которой не предусматривает дальнейших устремлений, новых задач. Он должен обеспечить морально и психологически комфортные условия для обучения, развития и воспитания учащихся и, главное, – для самоопределения школьника. Это означает, что каждый ученик должен осуществить осознанный выбор той или иной сферы своих жизненных интересов, а учитель сориентировать его на этот выбор и выявить способности к деятельности в этих сферах, то есть все субъекты обучения должны быть уверены в том, что:
1. Все люди одаренные – нет бездарных людей, а есть такие, которые занимаются не тем делом, находятся не на «своем» месте.
2. Если кто-то усердно работает, а у него ничего не получается, или показатели результативности ниже, чем у других, то что-то другое должно получаться лучше, и его (это «что-то») нужно найти.
3. Никакое мнение о человеке нельзя считать безапелляционным, конечным, оно быстро меняется, когда видишь этого же человека при других обстоятельствах.
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении – одна из самых важных проблем современной школы, актуальность которой обусловлена собственно учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у учащихся приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
Несомненно, решающую роль в формировании всесторонне и гармонично развитой личности играет речевое развитие, ведь именно от его уровня в значительной степени зависит формирование интеллекта, становления базовых качеств личности, компетенций учащихся, способности самостоятельно и ответственно определять свою позицию в обществе.
Речевое развитие предполагает владение языком, его нормами в процессе речевой деятельности. Именно развитие речевой деятельности определяет развитие речи, а не наоборот. Важным в поиске эффективной методики, направленной на речевое развитие школьников, является подход к организации речевой деятельности.
Овладение всеми видами речевой деятельности имеет сходство и различие.
Сходство проявляется на уровне интеллектуальных процессов (анализ и синтез), сравнение, обобщение и т.п., a различие – на уровне воображения и восприятия.
В процессе поиска такой методики необходимо учитывать личностно-ориентированный подход в обучении, основными свойствами которого является учет уровня умственных способностей учащихся, их индивидуальных способностей, объекта обучения (речевая деятельность школьников), субъекта речевой деятельности (ученик).
Личностно-ориентированный подход предполагает прежде всего то, что вся методическая система – объективность сложности подобранного учебного материала, организация, методы и приемы разные по степени сложности и т.д. – влияет на личность школьника, основывается на учете его потребностей, мотивов, интересов, интеллекта, других возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
Понимание поставленных задач, наличие необходимой лингвистической опорной базы формируют языковое чутье, уровни которого также зависят от определенных факторов: сферы общения, природных и наследственных возможностей ученика, педагогического воздействия.
Важной составляющей успешного урока русского языка является мотивация ученической деятельности, причем учителям-словесникам необходимо учесть то, что у каждого школьника свои мотивы, интересы и стимулы, которые не просто побуждают его к работе, а заставляют активно действовать. Школьники должны осознать, с какой целью они изучают тот или иной материал, как это им понадобится в дальнейшей жизни, четко понимать значение и видеть результаты своего труда, что, собственно, и будет стимулом к дальнейшей работе.
Для того, чтобы каждый ученик осознавал свою значимость, независимо от темы, типа и вида урока целесообразно использовать сократический метод, когда школьники с помощью наводящих вопросов типа «как вы считаете, почему тема урока звучит именно так?», «что, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем уроке?», «какие задачи перед собой поставим?», «где вы сможете использовать знания, полученные на сегодняшнем уроке?» самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока. Результат использования такого метода будет неизменным: если школьники осознают значимость языкового материала, который будет изучаться на уроке, то обнаружат заинтересованность, стремление узнать больше, активно, вдумчиво и внимательно работать, а затем получат прочные знания.
Личностно-ориентированный подход в обучении предусматривает и использование различных форм сотрудничества на уроках русского языка. В практической деятельности учителя-словесника современной общеобразовательной школы это, в основном, групповая работа, при которой усиливается активность всех исполнителей, возникает атмосфера взаимопонимания, взаимопомощи, сотрудничества, исчезает тревога и неуверенность. Ученики, которые обычно стремятся избежать ситуации неуспеха и поэтому «убегают» от ответственности за собственный ответ, работая в команде, чувствуют себя свободнее, увереннее, раскованнее. Такая форма работы, если она тщательно продумана, привлекает к процессу познания всех учеников класса.
Работая в составе группы, учащиеся погружаются в коммуникативную ситуацию, примеряют «Социальные маски» (рецензентов, лексикографов, менеджеров, юристов, лекторов и др.). Примерами коммуникативных ситуаций для работы в группах могут быть:
Задача 1. Предложите вариант вступления (зачин и вступление к теме), который мог бы использовать известный бизнесмен, если бы его попросили провести беседу на тему: «Как достичь успеха в бизнесе?». Выступление должно быть перед такой аудиторией:
а) уставшими учениками в конце учебного дня;
б) сотрудниками неуспешной фирмы.
Задача 2. Каждая из групп должна как можно убедительнее доказать, что:
1. а) приусадебный участок – это восхитительно;
б) приусадебный участок – как чемодан без ручки: нести неудобно, а выбросить жалко.
2. а) счастье в браке возможно только тогда, когда пара неистово любит друг друга;
б) счастье в браке невозможно, если пара неистово любит друг друга.
Таким образом, реализуя личностно-ориентированный подход, учитель русского языка должен построить урок так, чтобы в процессе обучения каждый ученик чувствовал себя внутренне свободным, осознанно искал свое место и социальное назначения в обществе соответственно собственным задаткам, способностям, одаренности, ценностным установкам, интересам, склонностям и др.; подбирать дидактический и практический материал так, чтобы он, во-первых, не дублировал учебник, во-вторых, был интересным для учащихся определенной возрастной категории, учитывая их психологические и индивидуальные особенности, в-третьих, стимулировал их речевую активность, в-четвертых, поощрял к поискам новых самостоятельных, оригинальных решений.
Список использованной литературы
1. Возрастная н педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. —М.: Просвещение.
2. Республиканский образовательный стандарт среднего общего образования на 2015-2017 гг.
2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 2004, 156 с.
3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2006.