12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федяева Татьяна Геннадьевна3325
Звание "Почётный работник сферы образования Российской Федерации". Высшая квалификационная категория. Кредо: "Любовь воспитывается любовью" (Шалва Амонашвили).
Россия, Амурская обл., Тында
Материал размещён в группе «Учитель - это призвание!»
0

Эссе на тему: «Литература - это для МЕНЯ! Это про МЕНЯ!»

Радость детства не в игрушках и удовольствиях,

а в открытии себя и жизни, в приближении

к своему будущему.

Ш. Амонашвили.

Федяева Татьяна Геннадьевна ,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

зав. кафедрой учителей предметов

гуманитарного цикла

МОБУ Лицей № 8 г. Тынды

Амурской области

 

На протяжении многих лет работы в лицее вопросы нравственности и развитие творческих способностей детей стали для меня определяющими. Это были годы поисков нетрадиционных подходов к преподаванию русского языка и литературы.

Уроки русского языка и литературы отличаются от других уроков. Это особый мир, где важно не только постичь умом изучаемое, сознанием усвоить излагаемый материал, но и принять его душой, сердцем, чувствами. Происходящее на уроке должно увлекать ученика, иначе встреча с произведением искусства не состоится. Ребята должны понять, что «Литература – это для МЕНЯ! Это про МЕНЯ!»

Поэтому я стараюсь создавать все условия для раскрытия творческого потенциала ученика. На уроках использую элементы методик общего развития Л. В.Занкова, Ш. Амонашвили и Н.И. Ильина, который создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-эстетического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

 Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.

Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей. 

 Применяя технологию личностно-ориентированного обучения, ставлю перед собой вопросы:

- как сделать урок радостным и интересным?

- как активизировать деятельность учащихся на уроке?

- как дать ребёнку возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше? 

Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

   Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос. Этому в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Провожу сюжетные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим сюжетом урока.

   Например, урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование, урок-фестиваль. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности – это «проводники», «ассистенты», «детективы». В-третьих, это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные мнемонические центры.

Кроме того, проблемные ситуации, на которых строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнуты  самостоятельно.

Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и усложняя эту деятельность, готовлю учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (Что я должен уметь?).

  Планируя уроки литературы, следую методике Ильина,  строю их на основе яркой конструктивной детали, творческого приема втягивания при помощи вопроса в урок весь класс. Ставя перед учащимися увлекательные задачи, задавая вопросы, которые вызывают живой творческий отклик, стараюсь добиваться не внешней, показной самостоятельности, проявляющейся в привычном наборе выражений: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», - а истинной, рождающейся в процессе искренних переживаний, в увлеченности анализом произведения. Строю уроки литературы как диалог, который старшеклассники ведут с автором, своими сверстниками, своим временем. При изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», чтобы увлечь учащихся текстом, даю задание написать репортаж с бала, который проходил в доме Фамусова.

Немаловажную роль в воспитании интереса к предмету играет вовлечение учеников в самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность. За последние три года моими учениками были проведены следующие исследования:

- «История происхождения слова «белка»;

- «Магия водной стихии во фразеологических оборотах»;

- «Образ женщины-матери в пословицах и поговорках русского народа»

- «Функции школьных прозвищ в формировании личности подростка»

- «Женские образы в поэзии Ф.И. Тютчева».

  Сделать урок личностно-ориентированным мне помогает выработанная система творческих работ, специально направленная на раскрытие личности ребёнка, которая включает разные формы и приёмы работы по развитию творческого воображения на уроке: вычитывание по строчкам, чтение вслух, чтение наизусть, работа от «зацепившего» образа, словесное рисование, создание различных видов творческих работ:

- ассоциация-эксперимент с пословицей « Пишут только втроём: разум, чернила и перо»;

- необычность формулировок при ясности задания (включи воображение, придумай): «Капуста сжала руки в кулачок» или поэтическая картинка «Кто вертолёт научит мёд собирать на солнце» (П. Неруда) способствуют образному представлению о предмете;

-творческая работа в жанре подражания (написать сказку, песню, рассказ, сонет, былину). Такие работы дают возможность ребёнку раскрыться, освоить эстетическую авторскую форму, но вложить в неё своё содержание. Ученик как бы пропускает через себя авторские идеи и авторский стиль, но остаётся самим собой.

Сочинения на лингвистические темы представляют собой результат вдумчивого, критического отношения к нашему языку. Моя задача – заинтересовать ребят словом, чтобы они могли разглядеть за его обыденностью и привычностью целый мир. Ученикам важно понять, что язык живой. С этой целью практикую задания творческого характера, которые будят желание мыслить по-своему, нестандартно:

- эксперимент - сравнение «Слова живут в речи! Это живой организм!» Докажи это, используя наук биологию или ботанику. Посмотри вокруг!

- Эссе на тему: «Не умея владеть топором и дерева не срубишь, а ведь язык - тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им» (М.Горький);

- лингвистическая абстракция «Русский язык нужно наблюдать!»;

Практикую творческие работы социально-нравствеенной направленности:

- «Каждый человек после 40 лет имеет то лицо, которое он заслужил» (9-11 классы)

- «Маленький взрослый мальчик» (5-8 классы)

- «Самое сокровенное» (5-9 классы)

- «Легко ли быть молодым» (9-11 классы)

- «Без мата нет русского языка»? (7-11 классы)

В преподавании русского языка я использую фонетический аспект, много работаю над выразительным чтением и развитием связной речи. Это позволяет совершенствовать речевой слух, дикцию, артикуляцию и произношение.

Следуя высказыванию Пешковского, который говорил: «Мы предаём язык, когда отрекаемся от звука», на каждом уроке провожу фонетическую зарядку.

Великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…» Со времён К.Д. Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Мною создана система уроков обобщающего повторения в картинках под названием «Защита портрета части речи» и «Защита портрета звука». Эти уроки развивают творческое воображение ученика. Осваивая в игровой форме лингвистическую терминологию, дети получают заряд эмоций и необходимые знания.

Для развития навыков описания картины на уроках русского языка и литературы мною разработана методика «вхождения» в картину. Создан проект «Объёмный мир представлен плоскостью…» (Моё восприятие картины, рисунка, схемы…) Это позволяет научиться критически мыслить, вырабатывать свой взгляд на мир, владеть искусствоведческой терминологией, повысить общий интеллектуальный и культурный уровень

При работе со старшеклассниками я использую технологию развития критического мышления, наиболее приемлемым для себя считаю такой приём как дискуссия, который особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения...

Эффективным приёмом считаю чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приёма организации чтения с использованием разных типов вопросов). Этот приём часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С в КИМ– ах ЕГЭ по русскому языку), так как эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю.

В своей работе успешно применяю следующие приёмы: опорный конспект, мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, синквейн.

Интересным видом деятельности считаю интеграцию предметов, т.к. одна из задач литературы – создать условия для освоения учащимися культуры во всем ее многообразии. Поэтому на своих уроках использую метапредметные связи литературы, живописи, музыки.

Душевный взлёт, радость открытия ребята пережили на внеклассных мероприятиях: «Тургенев и музыка» (10 класс), «Моя Мадонна» (10 класс), «Если душа родилась крылатой» (9 класс), «Устарел ли Бетховен»? (6 класс), «Урок-выставка одной картины» (8 класс).

Интересными с точки зрения деятельностной интеграции с другими предметами являются такие технологии и методики, как технология решения исследовательских задач, не имеющих прямого ответа, которая требует от обучающихся нестандартного, креативного мышления, «Учебный мозговой штурм», «Творческие задачи»; работа с докладами, сообщениями; проведение на уроках практических и самостоятельных работ.

Метод проекта, относящийся к технологии проблемного обучения, используется мною при обобщении изученного материала. При этом учитываю индивидуальные способности учащихся: сильным даю сложное задание, слабым – по их реальным возможностям.

Интернет-технологи дают возможность мне и ученикам познакомиться с новинками литературы и искусства, подготовить яркую презентацию, в создании которой сами учащиеся принимают активное участие. Это позволяет создавать условия для формирования не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, важность которых существенно возросла с учётом требований ФГОС.

Я  пользуюсь методическими новинками творческих учителей России на сайтах «Сеть творческих учителей», «Всероссийский Интернет-педсовет». «Интернет-государство учителей». Могу поделиться собственным опытом на личном сайте, который вы видите на слайде.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания: творческие работы разных видов: лингвистическое мини-исследование текста, подготовка иллюстраций «портретов» частей речи и звуков речи, рисование героев литературных произведений, обложек книг, портретов писателей и поэтов, художественное чтение, создание собственных произведений, придумывание оригинальной концовки произведения, подготовка словарных диктантов.

Мною в целях развития речевых и интеллектуальных способностей обучающихся, формирования их орфографической и пунктуационной грамотности были составлены следующие программы:

- «Хоть и заглядывал я встарь в академический словарь…» (Культура устной и письменной речи). Факультативный курс по русскому языку для обучающихся 9 класса.

- «Его величество Слово…» (Фонетический и грамматический разбор на уроках русского языка в 6 классе)

- «Пишем сочинение» (Рабочая программа по русскому языку для 10 класса )

- Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 11 класса «Стилистика и культура речи»

- Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 8 класса «Учись писать грамотно» ( вынести на слайд )

Я стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и класса.

Результативность работы заключается: ( на слайд)

- в положительной динамике обучения;

- в повышении уровня мотивации к обучению;

- в успешном развитии коммуникативных способностей учащихся;

- в активном и результативном участии в конкурсах различного уровня.

О позитивной динамике успеваемости и качестве знаний обучающихся по русскому языку и литературе за последние 3 года свидетельствуют результаты промежуточной и итоговой аттестаций в форме ЕГЭ, ГИА:

 

год

класс

Форма ОГЭ/ЕГЭ

% успев.

% кач.

1

2014

11Б

ЕГЭ по русскому языку

100

58,2

2

2015

ОГЭ по русскому языку

100

69,6

3

2016

ОГЭ по русскому языку

100

80

4.

2016

ОГЭ по русскому языку

100

93

В книге Бориса Черных «Шалва Амонашвили и его друзья в провинции» ( Глава «Пристрастные страницы учеников «Нашего дома» из других школ Амурской области в стихах и прозе») опубликовано сочинение ученицы 6 класса Кахоровой Полины «Письмо ровеснику в 1945 год», М., Европа, 2005 г.

На городской научно-практической конференции защитила исследовательскую работу «Многозначность образов и сюжетов в творчестве В.В. Высоцкого» (диплом второй степени).

Работаю над методической темой: «Пути и средства развития творческого воображения на уроках русского языка и литературы».

     С авторами УМК «Русский язык» по технологии развивающего обучения Н.В.Нечаевой, В.Ю.Свиридовой и Е.Н.Петровой лично встречалась в Москве на курсах повышения квалификации по теме: «Преемственность в обучении русскому языку и литературе между школами 1 и 2 ступени обучения», где поделилась опытом своей работы по данной проблеме (показать фото и  диплом.

Результатами моей работы можно считать:

- высокий уровень сдачи выпускных экзаменов по русскому языку; ежегодно выпускники 9 - 11 классов, наряду с обязательным экзаменом по русскому языку, выбирают экзамен по литературе и успешно сдают его.

Я вижу, как новые методы работы меняют моих учеников, меня и всю атмосферу наших занятий, которые строятся на взаимоуважении, доверии и творческом отношении к делу. Обществу нужны активные, творческие личности, способные непрерывно самосовершенствоваться, быть востребованными и конкурентноспособными в сложном современном мире.

Опубликовано в группе «Учитель - это призвание!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.