12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Парамонова Людмила Александровна117
Россия
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

130 лет В. БианкиPPTX / 753.13 Кб

/data/files/i1705752557.pptx (130 лет В. Бианки)Викторина по произведениям В. В.Бианки.

(к 130-летию В. В.Бианки.)

ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В.В.Бианки

ЗАДАЧИ:

-познакомить с биографией писателя В.Бианки;

-на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы;

-учить понимать природу, её законы и особенности;

-развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

ОБОРУДОВАНИЕ: книжная выставка, буклеты «Виталий Валентинович Бианки», компьютер, презентация.

Ход мероприятия:

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Слайд 1:

Сегодня наше мероприятие мы посвящаем жизни и творчеству писателя – натуралиста Виталия Валентиновича Бианки. Ему в этом году исполнилось бы 130-лет. Его часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником». Книги Бианки помогают найти ключи к разным тайнам окружающего мира.

Буквально влюблённый в природу, Виталий Бианки большую часть жизни посвятил описанию загадочного и неповторимого мира, таинственного и удивительно разнообразного – мира русского леса и его обитателей.


Слайд 2:

Родился Виталий Валентинович Бианки 12 февраля 1894 года в Петербурге. Отец его был учёным – орнитологом, работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Именно он привил ему интерес ко всему живому. Отец Валентин Львович ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Это был удивительный, но мёртвый, неподвижный, молчаливый мир. Мальчик не раз бывал в музее, там за стеклянными витринами замерли животные, которых привезли со всего земного шара.

Как хотелось маленькому Виталию найти «волшебную палочку», чтобы оживить музейных экспонатов.

Уже став взрослым, В.В.Бианки понял, что такой «волшебной палочкой» может быть только слово, только рассказ.

Слайд 3:

Отец ввёл сына и в мир живой природы. Каждое лето семья выезжала в деревню Лебяжье. Здесь – рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.

«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучал все свои наблюдения записывать».

Вся обстановка, окружающая с детства будущего писателя, пробудила и на всю жизнь определила его интерес к родной природе.

В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь.

Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.


Слайд 4:

Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.

Мохнатых и пернатых, обитающих на страницах книжек Бианки, невозможно не полюбить, Виталий Валентинович рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться так, что от книжки оторваться невозможно.

В 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).


Слайд 5:

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.


Слайд 6:

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

Он написал более 300 сказок, рассказов о природе.

В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе. Его произведения были переведены на многие языки мира.

Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг:

«Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».


Слайд 7:

Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Читая Бианки мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Чтобы писать о животных, надо их любить. Бианки заражает этой любовью своих читателей. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей.

Таким образом узнать и полюбить природу помогут произведения Виталия Валентиновича Бианки


Слайд 8

Сейчас мы проведем викторину по страницам книг ученого и писателя – Виталия Бианки.


Слайд 9-10

I. «Угадай, кто это?»

(По описанию ребятам предлагается угадать персонажей произведений В.Бианки, вспомнить, как называется рассказ или сказка)

1. «Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат»

(Паук – сенокосец. «Как муравьишка домой спешил»)

2. «Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду».

(Водомерка-клоп. «Как муравьишка домой спешил».)

3. «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху – дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны».

(Гусеница. «Как муравьишка домой спешил».)

4. «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень».

(Ящерица. «Первая охота».)

5. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения».

(Лягушки. «Кто чем поёт?»)

6. «Один крошечный Жучок идёт себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнёт в него липкой едкой струйкой – прямо в нос попал!»

(Жук-бомбардир. «Первая охота».)

7. «Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки коленками назад. На крыльях – зазубренки, а на ножках зацепочки. Трёт она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает -стрекочет».

(Саранча. «Кто чем поёт?»).

8. «Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, – то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!»

(Аист «Кто чем поёт»)


Слайд 11-15:

II. «Знатоки произведений Бианки»

1. Какая книга у Бианки стала самой знаменитой? («Лесная газета»)

2. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах? (Птица бросает гнездо)

3. На что похож домик Иволги? (На лёгкую плетёную корзиночку «Лесные домишки»)

4. Чем поёт Бекас? (Хвостом. «Кто чем поёт?»)

5. Какая птица свою песню на воде исполняет? (Выпь. «Кто чем поёт?»)

6. Какая птица не вьёт гнезда, а строит нору на берегу и пол в ней выстилает тонкими рыбьими косточками? (Зимородок. «Рыбий дом»)

7. У какой птицы нос служит и сеткой и глоткой? (Козодой-сетконос)

8. Зачем Бекасу-Долгоносу прямой и длинный нос? (козявок из тины доставать удобно)

9. Какой клюв у Шилоноса? (длинный и загнутый к верху, в воде живность поддевать)

10. Почему у Кроншнепа-Серпоноса клюв вниз смотрит?

(чтоб червяков и букашек из травы доставать)

11. Что стало с Мухоловом? (прилетел ястреб и съел его «Чей нос лучше?»)

12. Вьёт ли гнездо Козодой? (Не вьёт, а высиживает яйца прямо на земле)

13. Для чего клесту клюв крестом? (он им круглый год семечки из шишек вылущивает)

14. Гнездо какой птицы похоже на варежку? (синичка – ремез)

15. Как называют птицу с мешком под клювом? (пеликан-мешконос)

16. Как называется птица, которая, защищаясь от врага, извивается и шипит как змея? (вертишейка)

17. У кого отрастает утраченная часть тела? (у ящерицы, у рака)

18. Какие птицы спят и прячутся, зарывшись в снег? (тетерева, рябчики, куропатки)

19. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушка. Она подбрасывает яйца и отдаёт своих птенцов на выкорм другим птицам.)

20. На что похож удод? (На пёстрый лоскут)

21. Какие способы защиты животных от врага вы знаете? (обман, прячутся, пугают, оперенье, шипят)


Слайд 16:

Вот и подошло к концу наше путешествие. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать не только другие книги В.Бианки, но и произведения других писателей-натуралистов, их много: Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., Пришвин и многие другие. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.