12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федяева Татьяна Геннадьевна3325
Звание "Почётный работник сферы образования Российской Федерации". Высшая квалификационная категория. Кредо: "Любовь воспитывается любовью" (Шалва Амонашвили).
Россия, Амурская обл., Тында
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Цель:

- услышать новые сведения о личности и творчестве  Н.В. Гоголя;

- выразительно прочесть отрывки из произведений;

Задачи:

- развивать эстетический вкус учащихся;

- продолжить формировать навык работы в группах;

- активизировать умственную и творческую деятельность.

Оформление:

компьютерная презентация, песни, художественные панно с видами природы.


 

Слово учителя.

 

Россия… Многострадальная наша Родина… Современные школьники, будущее нашей страны! У Н.В. Гоголя замечательный юбилей! Для нас всех важно то, что Н.В.Гоголь изобразил в литературе те стороны жизни, которые до него считались уделом «низких» жанров в искусстве. Продолжая дело, начатое А.С.Пушкиным, он обогатил литературный язык, максимально приблизив его к разговорному. Он наметил черты, характерные для великой русской литературы.

1 ведущий:

С ранних лет маленький Гоголь «прижимался» к людям, искал их сочувствия, участия, чтобы изгнать из сердца страшную пустыню. Так и его герои понимают, что в борьбе со злом необходимо единение всего доброго и светлого. Он бичевал социальное зло, видел в нем источник несовершенства и дал этому источнику название – «пошлость». В европейских языках этого названия не существует, впервые в обиход его ввёл Н.В.Гоголь.

2 ведущий:

Никто ещё не раскрыл загадки Н.В. Гоголя. Он как бы зовёт, а когда подходишь к нему, то отводит глаза. Он смеётся над глупым, смешным и страшным, но его смех полон печали, так как Добро и Зло часто соседствуют в душе одного человека. Писатель учит нас распознавать зло, а для этого нужно быть самому душевно чистым и чутким. Через постижение красоты человек поднимается к добру.

1 ведущий:

Имя Николая Васильевича Гоголя стало известно в русской литературе сразу после выхода в свет сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь погружает нас в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представили себе беленые украинские хаты-мазанки, чтобы очаровать нас песенной украинской речью, познакомить с бытом и обычаями украинского народа». «Они изумили меня! - писал о «Вечерах…» А.С. Пушкин. – Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!»

2 ведущий:

«… Нельзя иначе устремить общество… к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости…» - писал Н.В. Гоголь. Писатель хотел преобразовать общество путем морального возрождения каждой личности. Все лучшие свойства национального характера он находит в народной среде. Он придумывал все самое смешное, он писал: «О, смех великое дело! Ничего больше не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила».

1 ведущий:

Детство и юность Н.В.Гоголя прошли в Украине, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. В этом мире таинственные силы природы и мифологии любовно служат человеку. Даже черти здесь не страшны и не лишены нравственности. Гоголевская фантастика вызывала очистительный смех, откровенный, смелый, невиданный демократизм. Н.В. Гоголь сказочно преподносит нам поэзию народной жизни в повести «Ночь перед рождеством».

(Кукольное театрализованное представление по повести «Ночь перед рождеством»)

 

Волшебная ночь не оставила равнодушными ни художников, ни поэтов. Взгляните на полотна А.И. Куинджи, который посвятил свои картины теплым украинским ночам, полным звезд и сияния таинственного серебряного месяца. (Демонстрируются репродукции картин «Украинская ночь, «Вечер на Украине», «Лунная ночь на Днепре», «Ночное» и т.д.) Строчки его произведений, словно песни, подслушанные им на вечорках. Гоголь писал: «Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю …»

(Звучит песня «Нич яка мисячна…»)

1ведущий:

Какое же настроение создают эти картины? Лирическое, таинственное, задушевное. Какая-то умиротворенность проливается в душу, обнимает ее теплом и сладкой тишиной. Кажется, будто слышишь трещание кузнечиков, мягкий шепот листьев, аромат цветущих трав и деревьев тихую нежную мелодию…

Украинская ночь вдохновила на чудесные строки А.С. Пушкина:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Луна спокойно с высоты

Над Белой Церковью сияет

И пышных гетманов сады,

И старый замок озаряет.

Давайте попробуем услышать звуки, увидеть цвета, почувствовать запахи… в повести «Майская ночь…»

(Отрывок из повести «Майская ночь…»)

2 ведущий:

Сегодня мы перелистаем страницы еще одной повести Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка». В ней переплетается поэтическое, фантастическое, реальное и карнавальное повествование. Давайте вместе с писателем полюбуемся природой в повести «Сорочинская ярмарка». Ведь в ее начале звучит настоящий гимн красоте. Мы посетим Украину, увидим чудные пейзажи,. Атмосфера чуда создается при помощи художественного слова Гоголя.

(Отрывок из повести «Сорочинская ярмарка» (описание природы)

1 ведущий:

Реальная жизнь, к сожалению, устроена не только по законам добра и красоты. Гоголь-художник вглядывается в окружающий мир, и его беспокоит бездуховность,внутренняя разобщенность людей и страшное одиночество человека.. В стиле «Вечеров…» написаны повести «Вий» и «Тарас Бульба». Характерной особенностью повести «Тарас Бульба» является то, что героическое в ней сплетается с трагическим и комическим.

2 ведущий:

В «Петербургских повестях» тема раздробленности общества и одиночества человека приобретает тоже трагическое звучание. Обманчивость внешнего блеска столичной жизни, ее мнимое великолепие, эпиграфом ко всему петербургскому циклу можно поставить слова: «О, не верьте этому Невскому проспекту… Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

1 ведущий:

Подмена подлинных ценностей приводит к разрушению личности человека. Колежский асессор Ковалев в повести «Нос» постоянно задирает нос перед окружающими и становится жертвой «чиномании». «Нос» отделяется от Ковалева и покидает своего хозяина. Поиски своего «носа», погоня за ним и чудесное его возвращение являются основой фантастического сюжета повести. Фантастика Гоголя имеет глубокий смысл: в мире вместо человека начинают действовать его фикции.

(Отрывок из повести «Нос»)

1 ведущий:

С детства Н.В.Гоголь любил театр, сам рисовал декорации, выступал в роли режиссера-постановщика и комедийного актера, особенно хорошо ему удавались роли стариков. Н.В.Гоголь ценил театр как такой вид искусства, который имеет особенно большое воспитательное значение. «Театр – великая школа, глубоко его назначение…», - писал Гоголь. Он требовал от исполнителей ролей доносить идею, содержание пьесы, он понимал, что это такая кафедра, с которой «можно много сказать миру добра». Желание создать комедию с «солью» и «злостью» нашло свое творческое разрешение в комедии «Ревизор».

(Инсценировка: действие 4, явление 12-15 из комедии «Ревизор»)

2 ведущий:

Очищающая сила смеха в комедии «Ревизор» возбуждала в зрителях негодование против «уклонения общества от прямой дороги». В этом состоит и смысл эпиграфа к комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» Каждый зритель должен был увидеть себя в зеркале гоголевского смеха и ощутить в себе «ревизора», т.е. голос собственной совести.

Мы снова приглашаем вас в театральную мастерскую, давайте посмотрим, как учащиеся 8 класса гимназии №1 инсценируют действие 4, явление 12-13 из комедии «Ревизор».

1 ведущий:

Н.В.Гоголь вспоминал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

2 ведущий:

Потом была поэма «Мертвые души», которая показало картину морального упадка помещичьего класса в России. А у Н.В.Гоголя были годы скитаний и размышлений… Была попытка написать второй том «Мертвых душ»… Но великий писатель почувствовал безжизненность и фальшь написанного, поэтому уничтожил свое произведение.

(Отрывок из поэмы «Мертвые души»)

1 ведущий.

Гоголь повторял, что в храм искусства нельзя входить неопрятно одетым. Оттого и создания Н.В.Гоголя - строения совершенной архитектуры. Оттого и поются его строки, выпиваются из души, идут к душе и приходят. Поклонимся за это Н.В.Гоголю и примем его уроки с благодарностью. Сам писатель как-то сказал: «Знаю, имя мое после меня будет счастливее меня…» и оказался прав. Верим в Россию, в нашу Родину, как в нее верил Николай Васильевич Гоголь.

Стихотворение Н.А .Некрасова «На смерть Гоголя»

Слово учителя.

Н.В.Гоголь - писатель-реалист, который запечатлел нравственный облик современного общества в образах так емко, что они приобрели нарицательное значение, пережив породившую их эпоху. Писатель очень стремился воплотить прекрасное в современную ему жизнь. В письме к матери он написал: «Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго сохраняют все прекрасное».

Ученик. «Завещание».

«Благодарю вас много, друзья мои. Вами украсилась много жизнь моя. Считаю долгом сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый свое дело, моляся в тишине. Общество тогда только поправится, когда всякий частный человек займется собою и будет жить как христианин… Все придет тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему. И человечество двинется вперед».

(Приглашение к чаю с шанежками)

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.