12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Слотвинская Ольга1148
Слотвинская Ольга Васильевна
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нефтеюганск
Материал размещён в группе «Классные мероприятия»
2

Классный час «Мадонны войны, Ваши лики святые...»



«Мадонны войны, ваши лики святые» классный час в 11 классе о подвиге женщин в годы Вов и поэтах, посвятивших свои стихотворения этой теме.

Урок направлен на формирование патриотических и морально-нравственных принципов старшеклассников, а также культуры социальной компетенции и читательской социализации школьников.

Задачи     урока:

Образовательные: познакомить  с  историческими фактами героического подвига женщин в годы Вов, с поэзией  и песнями периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя

 Развивающие:  содействовать развитию  навыков связной речи, умение слушать, делать записи, выделять главное.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции обучающихся; воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому своей страны. Формирование культуры социальной компетенции школьников и читательской социализации.

Материально –техническое оснащение  урока

 Оборудование: ПК, экран, проектор мультимедиа

 Наглядность: презентация «Мадонны войны, ваши лики святые»


Здесь будет файл: /data/edu/files/x1461150308.ppt (Презентация к уроку)


 Дидактический материал: распечатка стихотворений

 Межпредметные  связи: ( с   историей, с искусством, живописью, музыкой, кино)

Методы обучения: словесный, наглядный

Ход урока:

Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с небольшого вступления. Самое дорогое в жизни – это, наверное, время. Как ценна бывает одна минута, доли секунды порой определяют победителей олимпиад.. Мы, взрослые люди, часто оборачиваемся назад и сокрушаемся о стремительном беге времени и также стремительно проходящей жизни… Отсюда появляется непреодолимое желание провести каждую минуту жизни с максимальной пользой. Вот и сегодня я хочу, чтобы классный час привнес в вашу жизнь что-то новое, полезное. Скажите, ребята, для чего мы изучаем литературу, историю? Что вам дают эти предметы? (ответы)

Самое главное назначение этих предметов - воспитание морально-нравственных качеств личности. Проникаясь чувствами и переживаниями персонажей, мы становимся чище и добрее, невольно превращаемся в тонких психологов, понимающих и чувствующих чужую душу. Изучая литературу, мы изучаем историю, т.к. обе эти науки тесно связаны между собой. Приведу еще один банальный момент: изучение литературы поможет лучше сдать ЕГЭ по русскому, т.к. аргументы, построенные на литературном материале, оцениваются более высокими баллами. Итак, обратимся к теме нашего урока.

Вспомним всем до боли известные и знакомые строки (звучит кусочек песни (фонограмма))

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой 
С фашистской силой темною, 
С проклятою ордой!

- Какому историческому событию они посвящены?

Да, событиям Великой Отечественной войны…

И сегодня мы поговорим о подвигах женщин в годы ВОв, о поэтах, посвятивших этой теме свои стихотворения.

Тема нашего урока звучит так: «Мадонны войны! Ваши лики святые…»

(1 слайд)

Булат Окуджава - поэт, бард, прозаик, сценарист, он подарил нам одни из самых пронзительных военных песен.

(2 слайд)

«Война — вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну....Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, примеряли белые выпускные платья, а завтра была война (3 слайд)

(Исполняется отрывок из песни “Ах, война, что ж ты подлая сделала” Исполняем песню вместе с ребятами под аккомпанемент гитары)

, Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься!-
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом!
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

(4 слайд) Имя Михаила Васильевича Исаковского (1900-1973) широко известно в нашей стране. Но его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не вспоминая имени автора: "Дан приказ ему на запад...", "В лесу прифронтовом...", "Враги сожгли родную хату
Исаковский сложил свои песни из удивительно простых слов, которыми сумел передать и радость, и горе своего народа, и слова эти стали поистине народными песнями. Среди них особое место принадлежит "Катюше". Вот уже полвека поет ее страна. Да и не только наша. "Катюшу поют в других странах, на других материках. Более того. Когда на одном из международных фольклорных фестивалей в Загребе запели "Катюшу", югославы совершенно серьезно стали утверждать, что это их песня и пелась она якобы в Сербии и Хорватии еще во времена прошлой войны... (Звучат куплеты песни «Катюша» на русском, итальянском, греческом, венгерском языках, на иврите) (фонограммы)

Стихотворение "Катюша" было написано в 1938 году. А песней оно стало в следующем — тридцать девятом. Ее появление именно в то время было не случайным. Поэзия тех лет остро переживала состояние приближающейся военной грозы. Восприятие "Катюши" народом, даже народами, как чего-то своего, личного, задушевного стало причиной удивительного явления — рождения множества новых песен-переложений. На привет-послание девушки бойцу-пограничнику последовали песенные же ответы с пограничных застав.

(Читают подготовленные учащиеся):

1 ученик

Не цветут здесь яблони и груши, 
Здесь леса прекрасные растут. 
Каждый кустик здесь бойцу послушен,
И враги границу не пройдут. 
Не забыл тебя я, дорогая, 
Помню, слышу песенку твою 
И в дали безоблачного края 
Я родную землю берегу. 
Не забудь и про меня, Катюша, 
Про того, кто письма часто шлет, 
Про того, кто лес умеет слушать, 
Про того, кто счастье бережет. 

Но это было все же только началом военной биографии "Катюши". Солдаты-фронтовики сочинили большое количество песен о любимой героине. В одной из них девушка оказывается на захваченной врагом территории, ее угоняют в рабскую неволю в Германию: 
Здесь звенела песенка Катюши,
А теперь никто уж не поет:
Сожжены все яблони и груши,
И никто на берег не придет...
Не только на трудовом фронте воевала "милая Катюша". Строки, рожденные в народе, утверждают, что она сражалась и с оружием в руках: 

2 ученик

Отцвели вы, яблони и груши, 
Только дым клубится над рекой. 
В лес ушла красавица Катюша 
Партизанской тайною тропой. . 

А вот она уже в другой роли: 

3 ученик

Катя слово раненому скажет, 
Так, что в сердце песня запоет. 
Катя крепко раны перевяжет, 
На руках из боя унесет. 
Ой ты, Катя, девушка родная. 
Сто бойцов спасла ты из огня, 
Может, завтра, раненых спасая, 
Из огня ты вынесешь меня. 


Если собрать все песни о "Катюше", созданные за время Великой Отечественной, то получится обширная поэтическая энциклопедия, где найдут образное, художественное отражение и труд женщин в тылу, их чувства и переживания, думы и надежды, и их участие в партизанском движении и боевых действиях на фронте, и горькая судьба тех, кто оказался на оккупированной земле или был угнал в фашистскую неволю.

(5 слайд)

В условиях войны от работы миллионов женщин во многом зависели успехи советского народа на фронте и в тылу. На промышленные предприятия, заменив мужчин, пришли домохозяйки, женщины - пенсионерки, школьницы старших классов. Исаковский посвящает свое стихотворение РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ

(Звучит стихотворение М. Исаковского “Да разве об этом расскажешь…”.) (6 и 7 слайды фоном к стихотворению)

Читает подготовленный ученик:

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая смертельная тяжесть
На женские плечи легла!...
В то утро проснулся с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами
С не сжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все – без конца и без счета
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе – волей-неволей,
И надо повсюду поспеть;
Одна ты и в доме и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась – какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим
В холодные зимы, метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты,
Бросались в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха,
И, как в поговорке такой,
Умела – иглой и пилой.
Рубила, возила, копала, -
Да разве же все перечесть?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее
Как клятву шептал как молитву
Далекое имя твое.

(М. Исаковский.)

( 8 слайд) Стихотворение «В землянке» написано Алексеем Сурковым, тогда фронтовым корреспондентом, 27 ноября 1941 года на Западном фронте

Под впечатлением пережитого одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой я написал письмо жене, которая жила тогда на Каме. В нем было шестнадцать "домашних" стихотворных строк, которые я не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки...

. В феврале 1942 года Сурков передал текст композитору Константину Листову, который сразу же написал музыку. Песня быстро получила признание в частях Красной Армии, разносясь из уст в уста по всем фронтам, ведь действительно, верность, святая любовь женщины, как ангел, охраняла солдата в бою, давала веру и силы в борьбе с врагом….

Звучит песня «В землянке» (Исполняем вместе с ребятами под аккомпанемент гитары).

Горе, безмерное горе разлито по стране. Но не склонила головы ты, мадонна войны. Несла на своих хрупких плечах весь тыл: рыла окопы, стояла у станка, пахала и сеяла, валила лес, растила детей. Все для фронта, все для победы!

(9 слайд) 9  июня 1944 года на первой полосе армейской газеты "Уничтожим врага !" был напечатан портрет. Под портретом текст:

"Бойцам и офицерам Н-ской части хорошо известно имя девушки - снайпера Розы Шаниной. Бывшая воспитательница детского садика, студентка Архангельского педучилища, сейчас она стала грозным и беспощадным истребителем гитлеровских оккупантов. Одной из первых среди девушек - снайперов Роза Шанина удостоена высшей солдатской награды - ордена Славы".

(10 лайд): Зимой 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели партизанки Тани в селе Петрищево Можайского района. При выполнении боевого задания она была схвачена фашистами. В плену вела себя мужественно, не сказав врагам ни слова. Ее казнили. И только потом узнали, что это была московская Зоя Космодемьянская.

(11 слайд) Лидия Литвяк, самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой войны

Мария Долина

(12 слайд) Татьяна Маркус

(13 слайд) Раскова Марина Михайловна.  Это- женщины, удостоенные звания Героя Советского Союза.

(14 слайд)Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве в учительской семье.. В 11 лет начала писать стихи. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором.
Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов, после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке.
Война не ушла из её жизни, из её памяти. Она всю жизнь продолжала всё пропускать через призму этой памяти.

(Звучит музыка, читает подготовленный ученик):

Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счет! (Уходит задумавшись)
(оставшись одна) Отогрелись мы еле-еле. Вдруг –приказ:
“Выступать в перед!”
Снова рядом сырой шинели
Светлокосый солдат идет
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
…Знаешь, Зинка, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый.
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!

Прошу зажечь свечи памяти всем женщинам-героям Великой Отечественной войны. (Ученики зажигают восковые свечи, стоящие у них на столах). А я хочу зажечь свечу памяти всем матерям, перенесшим самое страшное – смерть их детей в годы Вов. (Звучит фонограмма песни «Зажгите свечи…»)

У песни "Баллада о матери"два автора и два рождения. Автор слов - Андрей Дементьев,  музыки - Евгений Мартынов.

Вспоминает  Андрей Дементьев: « Как-то я был в санатории на Кавказе, мне было очень скучно. И вот  слушаю приёмник, где передают коротенькую информацию о матери из грузинского села.  Она ждала сына  с войны, который пропал без вести, и вдруг мать видит своё дитя  на экране документального фильма. Остальные слова я домыслил сам, сразу в этот день написал стихотворение «Баллада о матери».

Пеня «Баллада о матери» (исполняю песню сама)

Тема ВОв звучит во многих произведениях как минувшего 20-го века, так и нынешнего , 21-го. Мне хочется завершить поэтический экскурс стихотворением нашего земляка-современника Артема Захарова, которого вы все хорошо знаете.

Читает подготовленный ученик:

Весенним днем в цветущем парке
Я слышал реплику одну.
Сквозь шум оркестра так неярко
Седой старик клянул войну.
Его сутулый силуэтик
На фоне праздничных цветов
У пьедестала монумента
Темнел средь прочих стариков.
На сером камне монолита
Виднелись чьи-то имена,
А снизу подпись, чуть прикрыта:
" Их будет помнить вся страна".
Я подошел к гранитной стойке
И стал фамилии читать:
Полюбов, Дронов, Мох, Небойко...
Кого я должен здесь узнать?
И отвернувшись от гранита,
Ищу глазами старика -
Вокруг детишек хороводы,
А в душу мне ползет тоска…

Выходит, я не понимаю
Значенье вписанных имен,
Раз я так запросто внимаю
Фамилии тех, кто здесь учтен
И почему старик белесый,
Взглянув на этот обелиск,
Сжав кулаки, словно в довесок
Издал душою громкий крик.
Его едва ли слышно люди,
На фоне чувств постиг его
Днем залп тысяч орудий
В ушах всего лишь одного

В нем крик детей и плач старушек
Под пулеметный треск и рев,
Ну а в глазах, почти потухших
Ответы вражеских штыков

Что значит для меня Победа?
Что значит для меня Война?
Что значит: "Я домой приеду!
Любимая, дождись меня!"
Я поднял взгляд, вокруг гулянье.
Где ж тот старик? И след простыл.
А в голове воспоминания,
Как будто сам в войне служил.
Я повернулся к обелиску,
Вгляделся в список,
Боже, нет!
Вон тот Семен Кавалеристов
Мой лучший друг! А вот сосед Полюбов,
Светлый был парнишка,
Стихи писал и в клуб ходил
Его и Курского, танкиста,
Я за брустфер не дотащил
Мох, что за Мох?
А, эт не парень. Наталья Федоровна Мох
Немало нас такие дамы
Тащили с поля, чтоб не сдох.
Потом пришла уж похоронка,
А мать ее с ума сошла.
Так не узнала, что девчонка
От Ромки парня родила.

Так дальше, кто такой Небойко?
Вот тут воспоминаний нет.
Лишь образ видится нестойкий...

Гляжу, в глуши аллеи дед!
Вон тот старик! Кричу: " Да что там, я понял вас,
Я тоже там!"
Но он исчез за поворотом…
Вокруг веселье, шум и гам.

И я ,слезами подавившись,
Читая "Будет помнить вся страна",
Воскликнул, над собою удивившись:
"Будь проклята, будь проклята, война!"

Минута молчания (звучит метроном)

(Звучит песня “День Победы…)

Песней Победы мы заканчиваем урок, а ребятам я предлагаю на память об этой встрече взять себе свечки и каждый год, 9 мая, зажигать их в честь памяти тех людей, которые отстояли мир на земле.

















Список использованной литературы:

Статьи из периодики:

    Автографы «ночных ведьм»: [О 46-м женском авиационном полке, воевавшем в годы Великой Отечественной войны] //Библиография. – 1997. - № 2. – С. 72-75. [ОИБР]

    Война. Женское лицо // Родина. - 2005. - N 4. - С. 55-57. Публикуются фотографии об участии женщин в Великой Отечественной войне. [ЧЗ]

    Матонин В. Война и любовь /В. Матонин // Российская газета. – 2010. – 25 февраля. – С. 26-27. Письма о любви с передовой 1942 г. Фото. [ЧЗ]

    Попович М.· Женщины в огненном небе/ М. Попович. - (Мозаика войны) //Наш современник. - 2008. - N 5. - С. 220-225. Статья посвящена необычным женщинам, избравшим для себя профессию летчика. [ЧЗ]

    Попович М. Небесная Диана /М. Попович // Военно-исторический журнал. – 1995. - № 3. – С. 87-88. О военной летчице Лидии Владимировне Литвяк. [ЧЗ]

    Филин Н. О гибели, о славе, о любви: [Размышления о подвиге Зои Космодемьянской] / Н. Филин // Молодая гвардия. – 1996. - № 5. – С. 25-46. [ЧЗ]



Опубликовано в группе «Классные мероприятия»


Комментарии (2)

, 21.02.16 в 10:26 1Ответить Пожаловаться
Добрый день, Ольга Васильевна! Замечательная работа! Спасибо большое за Вашу работу!
Слотвинская Ольга, 26.02.16 в 20:11 0Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо! Впервые публикую свои материалы и не очень уверенно себя чувствую.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.