12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вахрамеева Елена Евгеньевна35
Россия, Карелия респ., г. Олонец

Логопедическая тема: Дифференциация з-ж ( 2 класс)

Лексическая тема: Насекомые и животные.

Цель: дифференцировать звуки [з]-[ж]

Задачи:

Коррекционные:

- Уточнение и сравнение артикуляции звуков 3 - Ж;

- Развитие навыка словообразования;

-развивать фонематическое восприятие, анализ, представление;

-развивать подвижность артикуляторного аппарата.

Образовательные:

-закрепить графический образ букв з, ж;

-развивать зрительное внимание;

-развивать слуховое внимание и память;

-развивать общую моторику;

-соотносить звук и букву.

Воспитательные:

-вырабатывать усидчивость;

-формировать умение слушать логопеда и товарищей;

-развивать умение работать в коллективе.


 

Оборудование:

Профили артикуляции;

предметные картинки;

зеркала;

кружки зелёные, жёлтые;

тетради, ручки.


 

Ход занятия:

I. Орг. момент

-Здравствуйте! Давайте повторим нашу речевку: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»

Разминка. Артикуляционная гимнастика. Учащиеся работают с индивидуальными зеркалами, выполняя задания логопеда.
Приоткрыл язык окно
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся 
Широко нам улыбнулся.

А потом пошёл гулять
По ступенечкам шагать.
Затем увидел маляра,
Красить потолок пора.

Вот и краска с банкой рядом 
Обновить заборчик надо.

Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.

II. Сообщение темы.

- Чтобы определить тему занятия, вы должны отгадать загадки: 
Летом серый, зимой белый,
Никого не обижает, а сам всех боится (заяц).  Приложение №1

Сижу - молчу, 
Ползу - молчу, 
А кок только я взлечу, 
Тогда вдоволь пожужжу. (жук)  Приложение №2

- Какой 1-й звук в слове заяц? (З)

Уточнить артикуляцию: губы в улыбке, кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы, воздушная струя длительная, холодная, идет по желобку, расположенному по середине языка (в помощь даётся картинка) Приложение №3

По звуковой схеме скажем про этот звук: согласный, так как есть преграда – язык, звонкий (горлышко дрожит, когда приложим ладонь), твердый.

- Какой 1-й звук в слове жираф? (Ж)

Уточнить артикуляцию: губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят кверху. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед (в помощь даётся картинка). Приложение №4.

По звуковой схеме скажем про звук Ж: согласный, так как есть преграда – язык, звонкий, твердый.

-Сегодня мы будем работать со звуками [з] и [ж].

III. Основная часть.

-Посмотрите на доску. У нас в гостях комарик и жучок. Какие песенки они нам споют? Приложение №5.

  • Дифференциация З-Ж в слогах.

- Давайте вместе с героями прочитаем слоги по таблице. Учащиеся читают таблицы, представленные на доске.

За-за-за жа-жа-жа за-за-жа

Зу-зу-зу жу-жу-жу жу-зу-жу

Зо-зо-зо жо-жо-жо зо-зо-зо

Зы-зы-зы


 

  • Дифференциация З-Ж в словах.

- Сегодня у нас гости. Назовите их, пожалуйста (показ картинок) Приложение №6. – Зебра, змея, журавль, жаба.

- Теперь назовите гостей, которые пришли к комарику, в названиях которых есть звук З.

– Назовите слова, которые пришли к жуку, в названиях которых есть звук Ж. Давайте распределим наших гостей в два столбика по наличию звуков ж и з.

– Кто с кем сидит?

з

ж

зебра

журавль

змея

жаба

 

Учащиеся записывают слова в два столбика в тетради.

Физминутка.

-Встаньте, немножко отдохнем и полетаем. Представим что мы комарики. Расправив крылышки будем петь песню «з-з-з». А теперь мы большие жуки: «ж-ж-ж»

Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы.
Вымыл капелькой росы
Загудел и полетел
У него немало дел. 

 

-Молодцы!

  • Игра «Украсим коврик». Комарик и жучок приготовили вам задание.

Перед вами коврик, который надо украсить зелеными и желтыми кружками. Я называю слова, если вы услышите звук Ж, то выкладываете желтый кружочек, если звук З, то зеленый.(Лист бумаги разделен на 12 квадратиков: 3 слева направо и 4 сверху вниз). Сначала выкладываем 1-й столбик, затем второй, третий.

Узор, заря, кружил, пружина, лужа, запел, газон, кузов, пружина, корзина, сложение, коржи.

-А теперь посмотрите на мой коврик, если вы правильно все сделали, то ваш узор будет таким. (Показ образца). Приложение №7.


 

  • Дифференциация З-Ж в предложениях.

Ответить на вопросы полным предложением.

Как называют сапоги из резины? Ответ: Сапоги из резины называются резиновые.

Как называют полку для книг?

Как называют ремень из кожи?

Как называют змея из бумаги?

Как называют одежду для зимы?

Как называют лопату из железа?

 

-Спишите, вставляя вместо картинок слова.               Приложение №8.

Зоя нашла зеленого (жук). В зоопарке живет полосатая (зебра).

Проверка.


 

IV. Итог

-О каких звуках мы говорили сегодня? Какую песенку поёт комар? Какую песенку поёт жук? Что одинакового в этих звуках?

Что разное?

Отметить работу учеников.

Приложения.

№1

№ 2


 


 

№3 Звук [З]

№ 4 Звук [Ж].


 

№ 5


 

№ 6


 


 

№ 7  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
       
       

Образец:

       
       
       


 

№ 8


 


 

 

 Зоя нашла зелёного 

 

 

В зоопарке живёт полосатая

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.