12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна1357
Россия, Вологодская обл., Череповец

Урок «Что такое фольклор? Фольклорные жанры»

Цель урока. Познакомить с терминами “фольклор”, “жанры фольклора”; вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора.

I. Сообщение учителя

Все отгаданные жанры относятся к фольклору. Термин “фольклор”, который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж. Томс, в переводе означает “народная мудрость”. Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и прочее), иногда — только словесное.

Фольклор отличается следующими чертами: устная форма бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусства.

У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры. Хороший сказочник знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки. Это набор традиционных зачинов и концовок, повтор слов, эпизодов, использование фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих типических мест (формула красоты — “ни в сказке сказать, ни пером описать”; формула повелевания — “встань передо мной, как лист перед травой”), постоянных эпитетов.


 

II. Игра «Литературное лото»

1. Учащиеся делятся на команды по 4 человека в каждой команде.

2. Лото «Малые жанры фольклора»

Группа № 1(сильные 4 человека) получает разрезанные карточки лото и собирает карточки в нужной последовательности , прикрепляя к доске с помощью магнитов.

Группа № 2 получает разрезанные карточки с образцами произведений. Во время проверки составленной цепочки участники второй группы прочитывают вслух соответствующий фрагмент. Командам раздают карточки с напечатанными литературоведческими терминами: “пословица”, “поговорка”, “загадка”, “считалка”, “скороговорка”, “потешка”, “колыбельная песенка” и так далее.

III. Проверка вариантов лото

ИГРОВОЕ ПОЛЕ

Небылицы

К нам приехали с бахчи полосатые мячи.

Из-за леса, из-за гор, едет бабушка Егор.
Скрюченные ножки, в поясе сапожки,
А на этих ножках скрюченная кошка,
На бабкиных ручках тапочки и брючки,
А на скрюченной лошадке две ободранные шапки.

Игровые припевки

У медведя на бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
 

Заклички

— Весна красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!

Солнышко, солнышко, 
Выглянь в окошечко - 
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка.

Прибаутки

Чики, чики, чикалочки!
Едет Фома на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.

Зайчик волка испугался, удирает от него.
Он бежит скорее к маме, ближе к дому своему.
Он бежал и спотыкался, думал, хвостик оторвут
 

Из-за лесу, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке, дети на телятках, 
внуки на собаках.

Скороговорки

На дворе - трава,

На траве - дрова,

Не руби дрова:

На дворе - трава.

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон –
Как в капюшоне он смешон!

Свинья тупорыла
Весь двор перерыла,
Вырыла, подрыла,
До норы не дорыла.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Дразнилки

Ленка – пенка,
Голая коленка.
Пошла через мостик
Потеряла хвостик.
 

Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое — стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое — колесо,

Чтоб тебя разнесло!

Пестушки, потешки

— У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.

Потягунишки, порастунюшки!
Роток говорунюшки,
Руки хватунюшки,
Ноги ходунюшки.
 

Едут, гонят семеро на конях,
Все на лошадях, в красных шапках.
По кочкам, по кочкам

В ямку-бух!

Считалки

В поле сеяли бобы,

В саду выросли грибы.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы пришли сюда играть.

В саду деревья и кусты,

А найти нас сможешь ты?

Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
Мышек по углам искать.
 

Колыбельные песни

Ходит сок по лавке,
А дремота по избе,
Ищет — поищет деточку мою,
Где найдёт, тут и спать кладёт.

Баюшки,баюшки
Прибежали заюшки,
Поливали огород,
Где морковка растёт

Баю, баю, баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ножки, Пустим по дорожке.

Будет мой сынок ходить,

Новы валенки носить.

Киса, кисонька, коток,
Киса – серенький хвосток,
Приди, киса, ночевать.
Приди Васеньку качать.
 

Загадки

Лежал, лежал, 
Да и в речку побежал. (Снег).
 


 

Составляется таблица в тетрадь

ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА (работа группы 1)

 

1. Пословица

— краткое изречение.

2. Поговорка

—изречение, которое не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него.

3. Считалка

— стихотворное произведение прикладного характера. Имеет две части. “Формула” — тот и выйдет вон.

4. Загадка
 

— стихотворное или прозаическое произведение иносказательно описывает предмет. 

5. Побасёнка

— разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.

6. Небылица

— рассказывает необычную, выдуманную, “перевёрнутую” картину жизни.

7. Потешка

— исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми.

8. Игровая припевка

— частушка, песенка, исполнявшаяся на посиделках и гуляньях.

9. Прибаутка

—стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывают ребенку.

10. Закличка

— короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла

11. Колыбельная

—песня, которой убаюкивают ребенка.

12. Дразнилка

—насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употребляемая детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

IV. Задание на дом (по выбору)

1. Подобрать свои задания для карточек лото.

2. Написать рассказ, в который бы вошли пословицы, поговорки, загадки.
Карточки к лото
DOCX / 15.88 Кб

Карточки с определениями
DOCX / 0 байт

Игровое ПОЛЕ для лото
DOCX / 12.06 Кб

Опубликовано в группе «Занимательные "помощники" на уроках русского языка и литературы »


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.