12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусова Залина Рамазановна23
Работаю учителем начальных классов с 1983 года. Отличник народного просвещения, Ветеран труда, стаж работы 36 лет в одной общеобразовательной школе.....
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
5

Доклад на тему «Любовь к родному языку как основа духовно-нравственного воспитания учащихся в урочной и внеурочной деятельности»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ: «ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Подготовила: Гусова Залина Рамазановна.

 

Краеведение как ресурс воспитания духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

 

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень».

Д. С. Лихачев.

Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности в развитом демократическом государстве.

Одним из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории родного края издавна было краеведение.

Краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп. Историческое краеведение в школе переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы работы, определяет его важную роль в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю, а также сохранение биологического разнообразия родного края, изучение природных сообществ и их охраны, формирование экологического мировоззрения.

А для того, чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.

Уроки исторического краеведения призваны помочь учащимся пережить и осмыслить всё положительное, что было в прошлом. Привитие общечеловеческих норм нравственности, любви к Родине, к окружающей среде ко всему человеческому является важнейшим этапом воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть.

Патриотическое воспитание на уроках краеведения – процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского и осетинского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России, но и ознакомление с биоразнообразием животного и растительного мира родного края.

Осетинский и русский народ во все времена с глубоким сознанием шли на лишения, и даже самопожертвования во имя свободы Отечества, показывали стойкость и массовый героизм при его защите. История нашей Родины знает немало примеров, когда наши солдаты надежно защищали Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство.

На уроке исторического краеведения раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Иван Сусанин, Пётр Барбашов, Александр Матросов, братья Гасановы из Чиколы, братья Газдановы и многие другие. В годы Великой Отечественной войны их подвиги неповторимы.

Патриотизм является источником духовной силы российских граждан. Он формировался в течение многих столетий борьбы с многолетними внешними врагами и сегодня стал общенациональной идеей, способной усилить экономику страны, создать мощную армию.

Знание истории своей семьи, своего народа, села, страны помогает определить жизненную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего.

Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков, своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он, являясь субъектом исторического процесса, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины, а возможно и всего человечества.

Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, родного края и страны.

Знать свою историю – значит твердо стоять на родной земле, гордится ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.

Начальная школа - начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Дети любознательны, им всё интересно, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю, прививать через изучение краеведения на уроках и во внеурочное время.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но их объединяет ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребёнка.

Важная составляющая краеведения –поисково-исследовательская деятельность учащихся.

Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:

Систематичность

Доступность

Наглядность

Разнообразность материала

Связь материала в учебной и воспитательной работе

Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.

Для учащихся второго класса предлагаются занятия по следующим темам:

- Картинки старого Владикавказа.

- Обзорное занятие по истории современного Владикавказа.

- Владикавказ- театральный.

- Владикавказ- музыкальный.

- Владикавказ- спортивный.

Цель данных занятий:

- сформировать представление о Владикавказе как о столице РСО-Алании;

- показать взаимосвязь крепости Владикавказ с Владикавказом современным;

- раскрыть последовательность превращения крепости Владикавказ в столицу РСО-Алании.

По данным темам целесообразны экскурсии по г. Владикавказу (можно по республике), просмотры видеофильмов, посещение театров, парка им. Хетагурова, встречи с интересными людьми.

Широкое использование на первом этапе краеведческого материала помогает усвоить идею, что история большой Родины- России и малой Родины- Осетии тесно взаимосвязаны. Такое понятие способствует формированию ценностного отношения к прошлому и настоящему.

Второй этап изучения курса истории отнесён к 3 (4) классу. Погружение учащихся в мир исторической науки, интереса к истории Отечества, знакомство с духовным опытом человечества, культурой, овладение простейшими приёмами познавательной деятельности введут ребёнка в мир истории, что даст возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон: естественно-научной; художественно- эстетической; научит видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта; в названиях улиц, на которых мы живём; поможет понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

В третьем и четвёртом классах знания о нашем крае углубляются через введение курса Л.А. Бобылёвой «Республика Северная Осетия-Алания. Природоведение. Экология. Охрана природы».

Содержание учебного пособия значительно расширяет представление учащихся о природе родного края и мерах по её охране. Система упражнений и задания для работы с контурными картами развивает у школьников интерес к краеведческим заданиям, формируют навыки чтения географической карты.

На уроках и во внеурочное время мы с учениками рассматриваем такие темы, как:

-Северная Осетия – жемчужина Кавказа.

-Культура и экономика Северной Осетии.

-Природные ресурсы Северной Осетии.

-Знакомство с рельефом.

-Подземные богатства Северной Осетии.

-Реки, водоёмы и озёра Северной Осетии.

-Экологические проблемы РСО-А.

-Растения и животные Красной Книги РСО-Алания.

-Национальный парк –Алания.

-Северо-Осетинские заповедники.

-Природные заказники.

-Памятники природы РСО-Алания.

Для учащихся 3 (4) классов предполагаются занятия по следующим темам:

- Моя родословная.

- Я и моё имя.

- История на карте.

- Название моего города.

- История жилища.

- Одежда в разные времена.

- История в символах и знаках.

- Что и как изучает История (обобщение).

Уроки истории показывают учащимся, что наследие наших предков не утрачивает своего значения. Прошлое, настоящее, будущее тесно связаны друг с другом. Необходимо раскрыть важную мысль: что история- это не справочник по ушедшим эпохам, а интереснейший процесс познания себя и своих предков. История показывает, какие глубокие корни имеет наша реальная жизнь. Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего.

В процессе обучения речь пойдёт о тех источниках, которые нам дают сведения по истории человечества. И задача курса научить детей, пускай ещё на очень примитивном уровне, «считывать» информацию с этих источников.

Чтобы уроки не носили характер сухого запоминания текстов, что не приносит никакой пользы, необходимы задания творческого характера; решение кроссвордов, шарад, головоломок, прослушивание музыкальных произведений, тексты для домашнего чтения и т.п.

НАПРИМЕР:

Решите ШАРАДЫ:

И 100 рия (история)

Р 1 а (Родина)

Па 3 от (патриот)

Расшифруйте слово, определив закономерность составления чисел. 1, 18, 2, 1 (арба)

Решите примеры и узнайте, что связывает Осетию с Каспийским морем? ( р. Терек)

14, 18, 20, 18, 25.

2 х 7 = т

3 х 6 = е

5 х 4 = р

3 х 6 = е

17 + 8 = к

Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.

Имеют важное место на уроках русского языка и литературного чтения осетинские пословицы и поговорки. Очень интересно проходит защита проектов по пословицам и поговоркам. Например:

Боль от ушиба проходит, а боль от дурного слова не проходит.

Башню рушит собственный камень.

Без близких не проживёшь.

Сочинение: «Весна пришла во Владикавказ», «Осень во Владикавказе».

Работа над проектом: «Их именами названы улицы города.»

Часто проходят конкурсы чтецов произведений о родном крае.

«Коста Леванович Хетагуров - осетинский поэт, драматург, публицист и живописец.»

Использование НРК на уроках способствует:

Обогащению учащихся конкретными знаниями о родном крае.

Формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.

Формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.

 


 

Прогнозируемые результаты.

 

Учащиеся будут знать:

экологическую ситуацию в своем городе;

исчезающие растения и животные своей местности;

правила поведения в природе.

Учащиеся будут уметь:

подбирать литературу по теме под руководством учителя и родителей;

работать в читальном зале библиотеки;

работать в семейных архивах совместно с родителями;

вести наблюдения в природе;

выполнять правила поведения в природе;

Учащиеся будут воспитывать в себе:

бережное отношение к своему городу, к школе, к природе;

чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.