12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Викторовна389
Россия, Ханты-Мансийский АО, Урай
Материал размещён в группе «Анализ работы педагога.»

Тема: Люди, не губите наши будущие леса!

В связи с приближением Нового года, потребность в лесных красавицах возрастает, что активизирует деятельность браконьеров, уничтожающих в скверах, парках и лесах хвойные деревья. Для привлечения внимания к охране и рациональному использованию лесных богатств, для того, чтобы не наносить вреда окружающей природе я Ушакова Ольга Викторовна, педагог Центра дополнительного образования г.Урая ХМАО-Югры ежегодно уже в течении 10 лет в конце декабря привлекаю ребят к экологической акции “Спасите ель”.

Экологическая акция проводится с целью формирования у школьников ответственного отношения к природным богатствам родного края, повышения творческой активности и природоохранной деятельности.

Цель: Приобщать школьников к природоохранной деятельности.

Задачи:

1.Дать представление о значении ели в природе, познакомить детей с особенностями и жизнью животных связанных с этим деревом.

2.Развивать логическое мышление, творческие и художественные способности.

3.Воспитывать стремление охранять природу.

Оборудование:

плакаты с изображением ели;

карточки (белка, дятел, клёст, заяц, мышь);

альбомные листы; шишки;

цветные карандаши и фломастеры по количеству детей;

компьютер, презентация ( с кем дружит ель)

Проблема.

- Ребята, как мы с Вами можем помочь вечнозеленым жителям нашей планеты, которые срубаются в праздничные дни?

- Купить искусственную елку!

Нарядить елку, растущую во дворе!

Нарядить елку, растущую в лесу!

Украсить дом еловыми ветками или украсить комнатное растение.

Все варианты обсуждаются.

Ход занятия

- Ребята, сегодня мы в гостях у лесной красавицы.

Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

Конечно же, это ёлочка. /красочное изображение ели./

Это дерево знакомо вам с самого детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка.

В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие сказочные герои. Потому, что даже жарким летом в еловом лесу всегда прохладно.

Обычай украшать ёлку пришёл к нам издавна. Когда день начинал увеличиваться, люди в ожидании тёплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей.

Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу.

Всё ли мы знаем про ёлочку?

Скажите ребята, чем отличается ёлочка от берёзки?

/У ели иголочки-хвоинки, а у берёзы листочки/.

А какие деревья мы можем назвать родственниками ёлочки?

/Родственники должны быть похожи, значит, это все те, кто имеет иголочки:

сосна, пихта, кедр/.

Подумайте, с кем из животных леса дружит ёлочка и почему?

Демонстрация презентации (С кем дружит ель)

Заяц под большими еловыми ветками- находит себе убежище.

Многих ель угощает своими шишками. В каждой шишке бывает до 200 семян.

О том, кто лакомится семенами ели, расскажут сами шишки.

(демонстрация шишек собранных осенью на экскурсии в лесу)

Вот зажатая в небольшой щели пенёчка наполовину разбитая шишка.

А рядом груда уже “обработанных”. Это кузница дятла.

Чуть дальше валяется шишка, у которой наружные половинки чешуек обгрызены, превращены в труху. Это поработала мышка.

У некоторых шишек чешуйки отогнуты, а некоторые разорваны вдоль, значит, они побывали в клювах клестов.

Белка тоже любит еловые шишки. И у неё тоже свой “почерк”. Шишка, у которой остался голый стерженёк, побывала у белки: если она грызла шишку на дереве, то чешуйки разбросаны вокруг; если внизу, сложены аккуратной кучкой.

С ельниками связаны многие птицы. Мухоловки-пеструшки ловят на лету насекомых, а вершины елей используют как наблюдательный пункт. На вершине ели поет певчий дрозд. Зимой семена поедают синицы. Насекомых, спрятавшихся под корой в древесине, ищет большой пестрый дятел. Черный дрозд ищет на земле дождевых червей и улиток. Хвоей, почками зимой питаются тетеревиные птицы – обыкновенный и каменный глухарь. Хвою едят и рябчик, и сибирский коконопряд.

Ель – фитонцидное растение, она выделяет особые вещества, обеззараживающие воздух.

А сейчас мы немного отдохнём и изобразим всех друзей ёлочки. (пантомима)

Один из ребят выходит к доске.

Ёлка-красавица выросла в лесу,

Звери спасаются, в гости к ней бегут.

Трусишка к ёлочке в припрыжку .- зайка-

Страха не знает, с ветки на ветку летает. белка-

В гости прилетел, шишку скушать захотел. дятел-

И малютка в норку тянет шишку. – мышка-

Вот так ёлка, вот так диво,

Всем наша ёлочка угодила. /Пятерикова С.Н./

Стихотворение

Выросла ёлка в лесу на горе,

У неё иголки зимой в серебре.

У неё на шишках ледышки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах.

Жил под ёлкой зайка с зайчихой своей.

Прилетела стайка чечёток с полей.

Приходили к ёлке волки зимой.

Не везли мы ёлку из лесу домой.

Нарядили ёлку в красивый наряд –

На густых иголках льдинки горят.

Началось веселье, песни и пляс.

Хорошо нам, ёлка, – праздник у нас! /Е. Трутнева. “Ёлка”/

Ребята, а почему дети не стали ёлочку срубать, а нарядили её прямо в лесу?

Правильно ли они сделали?

- Чем же интересна и полезна ель? Послушаем о ели информацию.

На земном шаре насчитывается более 40 видов ели. Это изящное стройное дерево.

В России наиболее часто встречаются ель сибирская и ель европейская или обыкновенная.

Ель – теневыносливое, влаголюбивое дерево. Она более требовательна к богатству почвы, чем сосна. Морозостойка, но чувствительна к весенним заморозкам. Не переносит засух, любит свежие и суглинистые почвы. Избегает избытка влаги.

- Связь с живыми организмами. Ель создает особый микроклимат, в ельниках всегда темно и влажно. В еловых лесах не бывает сильного ветра, поэтому здесь нет трав, семена которых переносятся по воздуху на большие расстояния, зато встречается много видов с очень мелкими, легкими семенами. В ельниках нередки растения с белыми цветками: таким образом, они привлекают в сумрачном лесу насекомых.

А знаете ли вы, что если спилить дерево ели, то на спиле можно увидеть годичные кольца. Иногда их количество достигает 300 и даже 400. Это обозначает, что дерево прожило на Земле 300 лет, целых 300 лет помогало человеку дышать, очищало воздух от углекислого газа, согревало и кормило ленных жителей. Человек, который, не задумываясь, срубает такое дерево, не понимает всех последствий произошедшего.

Представьте, что каждая семья захочет срубить ёлку на праздник…

Что станет с еловым лесом? Что станет с животными и птицами?

Конечно, человек нарядит ёлку, порадуется всего 2 недели, выбросит её, а лесные жители будут страдать. Как же быть, если и ёлку хочется на праздник дома увидеть, и рубить живую нельзя? Правильно, можно дома поставить и нарядить искусственную ёлочку. Подумайте, а чем искусственная ёлочка может быть лучше живого дерева?


О чём вы можете попросить других людей, которые не знают того, что вы узнали про ёлочку? Какой знак можно нарисовать при входе в лес?

Да, ель – дерево щедрое к людям. Ель даёт людям и ценный строевой лес, и высокосортную бумагу, искусственный шелк и целлофан, картон , автомобильные покрышки, спирт и кормовые дрожжи, глицерин и лекарства. Из ели делают музыкальные инструменты и искусственную кожу и ещё много других полезных вещей.

Витаминный напиток из хвои, содержащий витамин С, помогает бороться с цингой.

В одном стакане такого настоя столько же витамина С, сколько в стакане томатного сока, и в 5 раз больше, чем в стакане лимонного. При простудах помогает отвар молодых побегов или шишек ели на молоке, а при ссадинах, нарывах, порезах, язвах и других поражениях кожи используют смесь из равных частей еловой смолы, воска, меда и подсолнечного масла, которую разогревают на медленном огне и употребляют как мазь или в виде пластыря. Лекарственным сырьем являются цельные или дробленые шишки. Настой из почек и шишек рассматривается как антимикробное, спазмолитическое средство.

Будем и мы щедры к ёлочке, подарим ей жизнь на долгие годы.

Ребята, а как вы считаете ёлочка нуждается в защите?

А кто её должен защитить? А вы хотите порадовать ёлочку?

Нарисуйте на листочках, какой вы представляете себе ёлочку. Пусть на ваших рисунках она будет самой красивой и нарядной.

Акция «Спасите ель»


Цель проведения акции:

Научить составлять, оформлять и распространять листовки по определенной тематике.

Задачи проведения акции:

1. Познакомить учащихся и взрослое население с биологическими особенностями елей.

2. Показать уникальность этого дерева, его своеобразность, красоту, попытаться привлечь жителей нашего города к природоохранной деятельности через листовки и плакаты.

3. Привить любовь к родным лесам, всему живому.


3 Убедить детей и взрослых, что не стоит рубить ели ради нескольких праздничных дней. 

4. Провести мастер-класс, как можно заменить и украсить живую ель на живую елочку из комнатного растения плющ.

Акция включала проведение следующих мероприятий:
1. Конкурс листовок и плакатов в защиту хвойных деревьев «Спасите ель».

2. Распространение листовок среди жителей города.
3. Конкурс мастер-класс «Праздничная ёлочка из плюща». 


 

Литература:

Н.А. Рыжова “Деревья: от Акации до Ясеня”. ТЦ “Сфера”. 2006 год.

Горелов А.А. Экология: Учеб. пособие. – М.: Центр, 2000

Новиков Ю.В. Природа и человек. - М.: Просвещение, 1991.


 

http://ppthub.ru/world_around

http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/proekt-elochka-zhivi-

http://viki.rdf.ru

http://cdod.edu.ru/index.php/49-vserossijskaya-aktsiya-spasite-el

Приложение:


 



 



 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано в группе «Анализ работы педагога.»


Комментарии (1)

Андрей Анатольевич, 05.02.16 в 17:02 0Ответить Пожаловаться
Очень качественная разработка, большой труд вложен педагогом. Уникальная работа.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.