12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Махмутова Эльвира Эдуардовна42
Россия, Татарстан респ., Новошешминск

Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века»

Тема: «Март. Лесные новости»

Цели: 1. Познакомить детей с основными изменениями , происходящими в природе с наступлением весны.

2. Развивать память, внимание, устную логическую речь, мышление, кругозор.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным, чувство товарищества, дисциплину.

Оборудование: презентация, картины «Весна», аудиозапись П. Чайковского «Песня жаворонка», картины животных и птиц, материал для изготовления жаворонков.

Ход урока:

Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели,

На меня все посмотрели.

- Сейчас у нас урок окружающего мира, парты стоят необычно. Улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу хорошего настроения. А работать вы будете в группе – команде. Я знаю что у вас все получится, я верю в вас.

2. Введение в тему урока.

1. Работа с чистоговорками. Давайте поиграем. Я начну, а вы продолжайте.

На – на – на – наконец пришла … (весна).

Чи - чи – чи – прилетели к нам … (грачи).

Ло – ло – ло – всем от солнышка … (тепло).

- Развеселились? - О чем на уроке будем говорить? (Слайд 1)

2. - Посмотрите в окно, какое время года сейчас? (весна)

- Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

- Мы поговорим о первом весеннем месяце – марте и узнаем, что происходит в природе в это время?

-А сейчас, я предлагаю прислушаться к звучанию весны. Будьте внимательны! Пока будете слушать запись П. Чайковского «Март», изобразите на листах признаки весны, причем работать будете в группе.

(Слушание музыки П. Чайковского «Песня жаворонка. Март.»)

Изучение нового материала.

Итак, какое время года наступило?

- Какое настроение бывает у людей весной? Почему? (Настроение зависит от погоды, состояния природы. С наступлением солнечных дней люди больше бывают на природе, наблюдая за её пробуждением, радуются солнцу, теплу и свету) (Слайд 2)

2. Презентация рисунков.

- Какие признаки наступившей весны вы услышали и изобразили на рисунках?

- Вот вы перечислили много признаков, получилось много мнений, и у меня возникает вопрос, кто же прав? Какие есть предположения?

- Давайте рассуждать:

- Почему прилетают птицы?

- Почему просыпаются звери?

- Почему распускается первый весенний цветок – подснежник?

- Значит, какое изменение в природе весной главное? (Потепление)

3. – Потеплело, а изменилась ли жизнь животных в лесу?

- Давайте, мысленно побываем в весеннем лесу, только не шумите, не распугайте их обитателей.

- В лесу много зверей, а вот о каких именно, вы узнаете в лесных новостях, отгадав загадки:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Длинный хвостище, рыжий волосище,

Сама – хитрица. (Лиса)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Черный, проворный, кричит «крак»,

Червякам враг.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит землю от червей,

Вдоль по пашням скачет вскачь,

А зовется птица - … (грач)

На шесте – дворец,
во дворце – певец, а зовут его … (скворец)

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.( Жаворонок)

- Молодцы!

4. Закрепление пройденного материала.

1. Работа по учебнику в группах.

- Сейчас мы выполним поисковую работу. Ваша задача: найти в учебнике на с.56-59 интересные лесные новости и животном или птице , которая лежит на парте. У каждой группы своя картинка.

- Итак, ваши выступления, какие лесные новости вы узнали.

*лось

*лиса

*медведь

*грач

- Саврасов написал удивительную картину, которая так и называется «Грачи прилетели». В народе сложено много примет об этой весенней птице. Я их приготовила, но перед уроком налетел ветер и все перемешал. Восстановите, пожалуйста (работа в группах на карточках).

Ранний прилет грачей – к ранней весне.

Увидел грача – весну встречай.

Грач на горе – весна на дворе.

- Так какая птица прилетает первой?

Физкульминутка. Русская народная игра «Грачи летят».

Я буду говорить, а вы слушайте внимательно, поднимайте руки, машите ими да приговаривайте «Летят, летят». Да только, чур, не ошибаться: лететь нужно только с теми, кто на самом деле летать может. Кто ошибется, то выбывает из игры.

Дети становятся в круг.

Грачи летят, на всю Русь трубят: «Чу-чу-чу – мы несём весну! Гу-гу-гу – не догнать никому!»

Пчелы летят, гудят, бурчат: «Жу-жу-жу – меду мы несем до сыту!»

Поросята летят, полосаты визжат: «Хрю-хрю-хрю – надоело нам в хлеву!»

(Если кто-то ошибается:»Кто ошибся? Помните уговор – за ошибку из игры долой. Садитесь и на нас смотрите – уму-разуму учитесь.)

Синицы летят на всю Русь кричат: «Дзю-дзю-дзю – не поймать никому!»

Комары летят, кричат, пищат: «Ду-ду-ду – не уйти никому!»

Медведи летят, толстопяты рычат: «Ру-ру-ру – надоело нам в лесу!»

*скворец

*жаворонок (слайды 4-9)

22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая – жаворонки, и весна вступает в свои права.

Ещё накануне женщины пекут 40 «жаворонков». С ними бежали на улицу на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а сними и весну. Чтобы поднять «жаворонков» ещё выше, их рассаживали на пригорках, на ветках, на крышах домов, на сараях, поленницах дров, привязывали на длинных нитках к высокому шесту, влезали с ними на заборы и деревья.

Деревня в этот день была полна песен, крика, смеха, игр. Причем, играли не только маленькие ребятишки, но и девушки и парни. Ребятишки бегали, закликали весну, свистели в свистульки. Есть такая примета: встретишь весну «жаворонками» - удача не обойдет твой дом стороной. (слайд 10)

2. Творческая работа.(слайд 10) (аудиозапись песен – веснянок)

- Давайте и мы вылепим «жаворонков» из теста.

Описание работы: шарик теста раскатать в длинную колбаску, колбаску завязать узлом. У конца, который оказался наверху, вытянуть носик и вставить глаз – изюминку. Второй – нижний конец расплющить пальцами и нарезать, что будет обозначать перышки на хвосте. Испечь.

Итог урока.

- Ещё одно чудо, о нем загадка: давным – давно, когда на Земле только зарождалась жизнь и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь. Подснежники приходят к нам из царства вьюг и снега. Это голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие.

Игра «Сочинялки».

Пригрело солнышко. На лесной поляне вылез из-под снега подснежник. Оглянулся и увидел…

- Что он мог увидеть? (Ответы детей)

6. Рефлексия.

- Я предлагаю сделать весеннюю полянку с подснежниками. Если урок понравился и вы работали в полную силу – голубой лепесток, если не в полную силу – жёлтый лепесток. Посмотрите, какая красивая поляна получилась!

Опубликовано


Комментарии (1)

Евдакименко Виктория Викторовна, 05.02.16 в 16:17 0Ответить Пожаловаться
хотелось бы увидеть техническое оснащение урока
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.