12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Якушенко Эмма Владимировна29

УЧРЕДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА №1»





Методическая разработка занятия





                                                        МАСШТАБ В РИСУНКЕ





Якушенко Эмма Владимировна

(Преподаватель

МБУДО ДХШ №1)








город Ангарск

2022 г








Оглавление


1.Введение

2. Основная часть

3. Заключение

4. Список литературы

5. Приложения





                                                           Введение.

    Масштаб – соотношение, которое показывает, во сколько раз каждая линия, форма, нарисованная в формате или чертеже, меньше или больше ее действительных размеров. Есть три вида масштаба : численный, линейный , именованный. Передача масштаба , соответствие размеру листа–одна из важных задач обучения рисунку.

       Основные сложности и затруднения у учащихся вызывает освоение большого формата, проведение длинных линий в разных направлениях, не отрывая при этом карандаша от листа бумаги, и слабо развитая моторика. Это делает актуальной методическую разработку занятия на тему «В лесу из трав и листьев».

      Цикл занятий данной методической разработки является одним из вариантов работы над заданием на тему «В лесу из трав и листьев» программы учебного предмета «Рисунок» ДООП « Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства», разработанной в МБУДО ДХШ №1г. Ангарска. Он предназначен для учащихся подготовительного класса ДХШ. Возраст учащихся 11 лет.

                                                       Основная часть.

     Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики , и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок – основа живописи и скульптуры , декоративно- прикладного искусства , дизайна и архитектуры. Рисунок – средство познания и изучения действительности.

    Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике , методам и характеру рисования , по назначению, жанрам и темам. Самостоятельное значение имеет станковый рисунок – выполненное на мольберте , на отдельном листе , проработанное художественное произведение различных жанров . Темы для рисунков могут подсказать сама жизнь , история или фантазия.

    В детских рисунках мы обнаружим наряду с общими, свойственными всем детям одного возраста, чертами и личные черты их авторов, отражающие темперамент, врожденные задатки, склонности, особенности их характеров. Именно индивидуальность детей создает основу бесконечного разнообразия рисунков. Изобразительное творчество ребенка проходит через два основных этапа: детство и отрочество. Первый этап составляют дошкольные годы и период младших школьных лет. Второй также делится на младший и старший периоды. Каждый этап и период означают особое представление об окружающей действительности, обладают своими способами выражения его в рисунке.

   Обучение рисунку даёт знания, навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы различными графическими средствами : линией, штрихом, пятном. Развитие восприятия и зрительной памяти, композиционного мышления, формирование способности к анализу, познанию и всестороннему отображению окружающего мира.

   Освоение терминологии предмета «Рисунок». Приобретение умения грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы и окружающее пространство. Формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач. Приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, эскизами.

    Рисование органически сплетается с другими проявлениями ребенка, дополняющими то, что не может быть изображено. И звуки происходящего – шум ветра, движение травы, шум листиков тронутых легким ветерком. И слова действующих лиц ребенок воспроизводит своими шумовыми и речевыми средствами. Так рисование перерастает в игру. С игрой – главным проявлением духовной жизни ребенка – рисунок связывается разными путями: он может выражать переживания, возникшие в игре, иногда он входит в нее непосредственно и поставляет нужные по ходу игры изображения, «оформляет» её. Но и тогда, когда дело начинается с рисунка, он, в свою очередь может обыгрываться разными способами, быть толчком для возникновения игры.

    Игровая деятельность позволяет более рационально использовать учебное время, вызывает у детей интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно - изобразительной деятельности отношении к занятиям. Во время игровых ситуаций у детей значительно возрастает острота зрения. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат стимулятором нервно- психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия, позволяют корректировать психологическое состояние и поведение учащихся, развивают коммуникативные способности. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы) по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации. Игра на уроке помогает быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.


    Цель: изучение особенностей тонального рисунка. Понятие – плановость и масштаб изображения в рисунке. Формирование навыков тональной организации листа. Развитие пространственного и композиционного мышления.

    Задачи: композиционное решение, выразительность силуэта, последовательность ведения работы, построение форм в пространстве. Внимание на пропорции и расположение форм относительно друг друга. Работа над эскизом. Передать фактуры и тоновые градации. Использовать карандаши разной мягкости. Довести рисунок до определённой степени завершенности. Фон нейтральный.


                                              План урока:


Организационный момент.

Актуализация знаний.

Беседа. Введение в проблему.

Показ образцов, наглядного материала.

Самостоятельная работа учащихся.

Подведение итогов.


                                          Ход занятия:


Организационный момент.

Актуализация знаний.

Самостоятельная работа учащихся.

Итог урока.


Оборудование и материалы: мольберт, планшет, карандаши, ластик, бумага формат А 2.

Время, затраченное на занятие: 6 часов.

     Обучение рисунку даёт знания, навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы различными графическими средствами: линией, штрихом, пятном, развитие восприятия и зрительной памяти, композиционного мышления. Понятие плановости в рисунке.

    На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Для их решения можно выделить следующие группы игр: активность внимания, тренировка наблюдательности, развитие глазомера, творческие способности, воздействующие на эмоции и чувства.

   Использование игровых технологий помогает решать следующие задачи:

   Развитие познавательного интереса к предмету, глубокое усвоение материала, даже слабоуспевающими учащимися. Активизация познавательной деятельности, создание условий для самовыражения личности, повышение творческого потенциала учащихся, разнообразие учебной деятельности, развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношение доброжелательности к творчеству одноклассников.

   Дети получают задание сочинить рассказ о маленьком человеке, попавшем в густой, высокий лес из трав и листьев. Дети должны представить лес из густой и высокой травы, в котором одни травы перекрывают другие, имеют разную форму, пластику и тон. Учащиеся выполняют эскиз своей работы. В эскизе дети продумывают варианты композиции леса из трав в формате листа. Продумывают масштаб и пластику трав, чтобы одни травы перекрывали другие. Таким образом, в рисунке передаётся эффект пространства и плановости.

    После обсуждения эскизов и их поправки ребята выполняют рисунок композиции из трав и листьев на большом формате. В рисунке дети должны использовать градацию тона, от самого темного до самого светлого. В своей композиции учащиеся продумывают и применяют растяжку тона, чтобы показать плановость, «густоту», плотность леса. Выделить тоном передние деревья и дальние. В процессе выполнения этого задания учащиеся тренируют навыки в поведении карандашом длинных линий и коротких, не отрывая карандаша от листа бумаги. В процессе выполнения задания дети работают разными карандашами – твердым, твёрдо – мягким и мягким. В деревьях – травах ребята также должны применить разную фактуру. Для этого применяются различные приёмы штриховки.

    Во время проведения задания преподаватель следит за тем, чтобы учащиеся свободно располагались за мольбертом, правильно держали карандаш в руке, грамотно применяли в работе графические материалы, использовали качественные материалы. В детских работах должно быть передано ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнять после изучения способов передачи глубины пространства. Важно, чтобы учащиеся умели самостоятельно анализировать ход и выполнение своей работы.

    Завершенные работы учащихся выставляются на мольбертах для просмотра. Обсуждается и анализируется каждая детская работа. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях. Дети рассказывают, какая работа лучше выполнена композиционно, а какая – грамотно разобрана тонально. Подводим общий итог по выполненным работам.

                                                        Заключение.

    Использование таких игр и упражнений на уроке способствуют не только активизации развития ребенка, но и воспитанию интереса к изобразительному искусству, как учебному предмету, так и искусству в целом. Работа по данной методике поможет изучить детям понятие масштаба в рисунке, развить моторику рук и овладеть техническими приемами работы.





                                                  Список литературы:


1.Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры. М. 1980

2.Соловьёв С.А. Перспектива. М. 1981

3.Учебный рисунок. М. 1981

4.Макарова Н.М. Перспектива. Соловьёва Б.А. Искусства рисунка. М.1989

5.Искусство рисунка М. 1989

6.Ашиков В.И. Рисование. М. 1998

7.Реёнс Д. Полный курс рисования. М. 2007

8.Академический рисунок (набор плакатов). М. 2004

9.Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М. 2005

10.Ефремов. Шаржи. Л. 2003

11.Смирнов Г.Б. Рисунок и живопись пейзажа. М. 1965










                                                                                                           Приложение

                                                 Примеры детских работ.


t1678808578aa.jpgt1678808578ab.jpg


t1678808578ac.jpgt1678808578ad.jpg


t1678808578ae.jpg





7


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.