12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Елена Владимировна950
Россия, Пермский край, Соликамск
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
9

Мастер-класс для педагогов «Здоровьсберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности»



 «Здоровьсберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности»

«Кинезиология и Су – джоктерапия – основные направления здоровьесбережения обучающихся»

Актуальной проблемой современного общества является ухудшение соматического и психического здоровья детей. Одним из основных направлений здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе является кинезиология.

Кинезиология — это современное направление телесно-ориентированной психотерапии, использующее различные двигательные, дыхательные и энергетические упражнения для коррекции познавательных процессов, мелкой и общей моторики, а также проблем психоэмоционального развитии детей и подростков.

Целью кинезиологической программы является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия.

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему.

Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь.

Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи, благодаря чему помогает в коррекции речи.

Упражнения просты и могут вы полнятся  дома с родителями, в школе, на уроках с учителями. Систематичность выполнения данных упражнений – залог успеха в решении поставленной цели.

Кинезиологические упражнения развивают, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, облегчают процесс чтения и письма.

Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо обучить каждого ученика. Выполнение кинезеологических упражнений возможно как на предметных уроках, так и на коррекционно – развивающих занятиях.Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий

Пальчиковые кинезилогические упражнения:

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе;

Упражнение «Колечки»

Поочерёдно и ка можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо последовательно с большим пальцем, указательным , средним, безымянным, мизинцем. Упражнение выполняется в прямом порядке от указательного пальца к мизинцу, и в обратном – от мизинца к указательному;

Упражнение «Флажок – лодочка – рыбка»;

«Флажок» (ладонь ребром, большой палец вытянут);

«Рыбка» (Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой палец);

«Лодочка» (обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони);

Упражнение «Заяц – коза – вилка»

«Заяц» (указательный и средний палец вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем);

«Коза» (указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный прижать большим пальцем к ладони);

«Вилка» (указательный, средний и безымянный палец вытянуты вверх, большой палец прижимает мизинец к ладони).

Упражнение «Дом – ёжик – замок»

«Дом» (пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить)

«Ёжик» (поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой).

«Замок» (ладони прижать друг к другу, пальцы переплести);

Упражнение«Зайчик, кольцо, цепочка»

«Зайчик» (указательный, средний палец вверх, другие согнуть);

«Кольцо» (указательный и большой палец соединяются, средний, безымянный, мизинец вытянуты вперёд);

«Цепочка" (поочерёдно соединяются большой палец с указательным, со средним и т.д. и через попеременно «пропускаем» «колечки» из пальцев другой руки);

Упражнение «Фонарики»

Фонарики зажглись – пальцы выпрямить. Поочерёдно: фонарик погас, фонарик зажигается

Самомассаж

На человеческом теле находится очень много биологически-активных точек:

это кисти рук, лицо и уши, шея.

Самомассаж способствует укреплению различных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы, физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость), развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, содействуют закаливанию; они способствуют воспитанию товарищеской взаимопомощи, согласованности действий в коллективе.

Массаж точек, расположенные на лице, это поможет вашему организму включить защитные силы, активизировать иммунную систему.

Сначала легко проведите по лицу ладонями, словно вы умываетесь. Затем переходите к точкам.  Наиболее популярные в акупрессуре точки на лице, это точка (1), расположенная чуть выше переносицы (в районе “третьего глаза”), симметричные точки (2) у начала бровей, еще одна пара симметричных точек (3) находится около крыльев носа, и последняя точка (4) – на подбородке, под нижней губой.

Примеры самомассажа с речевым сопровождением

Самомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся!»

1.«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.

«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга

Самомассаж для лица и шеи для детей «Индеец»

«Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – повторяем 3 раза.

«Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повторяем 3 раза.

«Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раза.

«Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза.

«Пошел дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто играя на пианино.

«Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.

«Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.

Самомассаж ушных раковин — один из самых быстрых и эффективных методов оздоравливающего самомассажа. Дело в том, что на ушной раковине расположены около 170 биологически активных точек, 

Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.  Такой вид массажа  способствует  заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности. Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА

«Думающая шляпа». На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.

Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

УПРАЖНЕНИЕ «СГИБАНИЕ СТОПЫ»

это упражнение быстро включает полушарие мозга, отвечающее за язык и речь.

Исходное положение: сидя. Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

Упражнения - энергезаторы

Снеговик” Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

“Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

“Сорви яблоки” Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

«Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Исходное положение: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Выполняется 5–8 раз.

Су – джоктерапия
С древнейших времён, как на востоке, так и на западе, особым вниманием людей пользуются кисти рук и стопы. По канонам восточной медицины на кистях, стопах и пальцах находятся точки, соответствующие внутренним органам и частям тела. Так в переводе с китайского Су Джок переводится как Су – кисть, Джок – стопа.

Высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Упражнения с массажёром помогают:

Воздействовать на биологически активные точки организма.

Стимулировать речевые зоны коры головного мозга;

Лечение внутренних органов, нормализация работы организма в целом;

Активизировать области кору головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей;

Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Массаж «ёжиком» в соответствии с текстом стихотворения

ЗАЙЧИКИ

На поляне, на лужайке

(катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки

(прыгать по ладошке шаром).

И катались по траве,

(катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

(прыгать по ладошке шаром)

Массаж пальцев эластичным кольцом

Прогулка

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел

(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец),

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Оттого и потолстел.

Упражнение выполняется сначала на правой руке, потом на левой.

Игры, направленные на обобщение и расширение словаря, развитие грамматического строя речи

«По ладошке мяч катаю и животных называю»

«Я знаю 5 названий…»

«Едет, плывет, летит»

«Скажи ласково»

«Один-много»

«Что из чего сделано»

Игры с цветом, со счетом

«Какой мячик лишний»

«Разложи по цвету»

«Соедини половинки»

«Сосчитай все одинаковые»

Схема выполнения упражнений с массажными мячами./data/files/r1477330682.pptx (Здоровьесберегающие технологии)

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.